Технологическая карта по окружающему миру с применением ЦОР "Равнины и горы России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Кожевникова Евгения Юрьевна

Урок разработан с применением ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kozhevnikova_e.yu_.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

4 КЛАСС

ТЕМА: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ

Тип урока

Открытие нового знания

Этап
урока/ время

Основные цели этапа

Что делает учитель

Что делают ученики

Варианты работы

Информационные ресурсы и инструментарий

Формы оценивания

I. Мотивация и целеполагание

6 мин.

Создать положительную мотивацию для изучения темы, показать значимость материала для решения практических задач, заинтересовать учеников

Звучит в записи припев «Песни о России» (слова
О. Высотской, музыка В. Локтева):

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней…

– Почему в целом свете нет страны роднее России?

– Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие
по нашей великой стране. Мы пройдем по стране,
с востока на запад и с юга на север. Вы узнаете, как выглядит земная поверхность нашей страны

Слушают, принимают участие в диалоге.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

https://youtu.be/9hssNtmmruw

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение нового материала

Организовать работу детей по изучению новой информации

Предлагает послушать загадку:

Доброе, хорошее, на всех глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

– Это Солнце. Вот и наше «солнце» будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце?
С востока страны мы начнем путешествие. Но сначала повторим условные цветовые обозначения на физической карте.

– Мы на полуострове Камчатка (показывает слайд).

«Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка.

– Что вы можете рассказать о поверхности полуострова?

Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?

(Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.)

– Продолжаем путешествие, и наше «солнце» останавливается над Среднесибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? Более точное толкование можно найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря».

Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья.

– А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири.

«Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны.

– Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор?

Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских
и Саянских гор.

(Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.)

– Продолжаем наше путешествие.

«Солнце» закрепляет над Западносибирской равниной.

– Что вам рассказывает об этой равнине карта?

(Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».)

– Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие, и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»).

– Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает?

Демонстрирует слайды «Уральские горы».

(Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.)

«Солнце» закрепляет над Восточно-Европейской равниной. 

ФИЗМИНУТКА

(для глаз)

– Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это – равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
(Демонстрирует слайды.) Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? Так в чем же тайна желтых пятен? Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой.

А сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта? 

(На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.)

– Сравним Народную, Белуху и Эльбрус.

Демонстрирует слайды «Кавказские горы».

– «Солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Повторяют
условные обозначения
на карте.

Просматривают карту с сайта ЯКЛАСС.

Слушают сообщение ученика.

Читают определения понятия в словаре.

Отвечают
на вопросы.

Просматривают слайды. Слушают сообщение ученика.

Рассматривают карту, отвечают.

Слушают сообщение ученика.

Наблюдают, делают выводы.

Рассматривают карту.

Просматривают слайды. Сравнивают две горы.

Слушают сообщение ученика.

Просматривают информацию на сайте ЯКЛАСС.
Делают
выводы.

Выполняют движения под музыку

Слушают сообщение ученика.

Просматривают слайды

Фронтальная, индивидуальная

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/osobennosti-prirody-rossii-728422/relef-rossii-761894/re-1705aed0-159f-4835-ad9c-9429237fa51b

https://youtu.be/6kQPc82d8vw

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/osobennosti-prirody-rossii-728422/relef-rossii-761894/re-1705aed0-159f-4835-ad9c-9429237fa51b

Устные ответы,

сообщения

20 мин.

III. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

15 мин.

Организовать самостоятельную работу детей по применению новых знаний с самопроверкой

Используется платформа сайта ЯКЛАСС.

Учитель предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/osobennosti-prirody-rossii-728422/relef-rossii-761894/re-97069e21-5d70-4b53-917f-9d2a86df841a/pe?resultId=3819253944&c=1

Выполненные

задания

IV. Рефлексия

2  мин.

Организовать рефлексию

– Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнце говорит вам. (Спасибо.)

Читают вывод в учебнике (с. 70)

Фронтальная, индивидуальная

Уст-

ные ответы

V. Домашнее задание

2 мин.

Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание на сайте УЧИ.Ру

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

https://uchi.ru/teachers/groups/9034725/subjects/6/course_programs/4/lessons/27059

Задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 2 «В» класс (УМК Школа России) «В гости к осени»

Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой прир...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".

Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Пётр Великий». УМК "Школа России".

Тема: «Пётр Великий».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое хвоинки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений различать хвойные и лиственные деревья, знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.Задачи у...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: " Равнины и горы России"

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "  Равнины и горы России"...