На севере Европы
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Белявская Светлана Юрьевна

урок по окружающему миру 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_severe_evropy.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Учитель: Белявская С. Ю.

Класс: 3                                                                             Тема урока: На севере Европы

Цель: создание общего представления о странах Северной Европы

Задачи:

1.Научить правильно показывать на карте Северную Европу и страны, расположенные на севере Европы

2. Организовать работу в группах по составлению характеристики стран

3. Обеспечить защиту результатов групповой работы перед классом.

4. Выявить, что общего между странами Северной Европы, чем они отличаются.

Тип урока: Открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: умеют показывать на карте Северную Европу и территории скандинавских государств; называют страны северной Европы и их столицы, описывают страну по плану.

Метапредметные: понимают учебную задачу, вступают в диалог, сотрудничают с учителем и сверстниками, умеют задавать вопросы, извлекают информацию из разных источников

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют уважительное отношение к истории и культуре народов других стран; формируют самостоятельность, инициативность, ответственность

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, мотивационная основа учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные действия: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить, планирование действий в соответствии с поставленной задачей, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные действия: осуществлять поиск необходимой информации, строить речевое высказывание, анализ, обобщение, классификация, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Предполагаемые результаты урока:

  1. Каждый ученик получит возможность ощутить себя членом группы, осознать свою роль в ней;
  2. Ученики научатся находить соответствующий теме материал в учебнике и других источниках, получат возможность его изучить; научатся пользоваться новым материалом

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, поисковый; фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, физическая карта, учебник, раздаточный материал

Этап

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Организация учащихся на дальнейшую деятельность

Мотивация на усвоение учебного материала.

-Мысленно пожелайте успехов себе и своим одноклассникам.

Мы начинаем с вами урок окружающего мира.

Отгадайте загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Быстро в небе проплывает

Серебристый белый дом.

Я приглашаю вас в путешествие на север Европы.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Вступают с учителем в диалог.

Отвечают на вопросы учителя.

К: планируют учебное сотрудничество с учителем

Л: понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к предмету

Р: настраиваются на успешную деятельность

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проверка изученного материала

Активизация ранее полученных знаний.

Выявление места и причины затруднения.

- Посмотрите на карту на с. учебника

-Как она называется? (политическая

- Почему она такая пестрая?

- Что обозначают эти цвета?

-Какую ешё карту вы знаете?

(физическую)

-Что можно увидеть на физической карте?

-Где на карте расположена Европа?

(в западной части материка Евразия)

-Покажите север Европы…

-А вот куда будет лежать наш путь, мы узнаем, когда выполним следующую работу:

Заполнение таблицы «Страны и столицы»

Игра «Да - нет»

Верно ли что…

-Латвия, Литва и Эстония расположены на берегу Балтийского моря?

-Столица Белоруссии – город Киев?

- С Японией и США Россия имеет морские границы?

- На западе наша страна граничит с Китаем?

-Скандинавский полуостров расположен на севере Европы?

Организует работу с картой.

Проводит игру «Да - нет».

Анализирует

ответы

Фиксирует затруднения

Отвечают на вопросы.

Анализируют

ответы учеников

П: систематизируют собственные знания;

Р: замечают допущенные ошибки

К: умеют слушать друг друга

3.Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Проблема.

- В чём было затруднение?

- У нас возникла проблема выбора правильного ответа…

-Вспомним, куда мы отправимся в путешествие

(Путешествие на север Европы).

- Какие задачи мы должны поставить перед собой на урок?

- Узнать, какую часть Европы называют Северной

- Какие страны там расположены

- Научиться их показывать на карте

- Научиться по маршрутному плану составлять описание страны

- Знать краткое описание стран

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи

Анализируют, формулируют выводы.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока

П: осуществляют планирование деятельности;

К: умеют оформлять мысли в устной форме; Р: умеют формулировать цель и учебную задачу урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах.

Организация работы в группах для изучения нового материала.

Рассказ учителя:

На севере Европы есть большой полуостров, который своими очертаниями напоминает тигра. На нём расположены Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А далеко к западу, в Атлантическом океане, лежит суровый остров Исландия. Все эти страны называются Скандинавскими

-Сейчас я предлагаю объединится в группы, где каждая группа будет изучать отдельно взятую страну, чтобы потом поделиться знаниями со своими одноклассниками

-Вспомните правила работы в группе

В группе работает каждый

2) Уважай мнение своего товарища

3) Высказывай своё несогласие вежливо

4) Если не понял – переспроси, попроси помочь

Вы должны выбрать флаг вашей страны (на доске)

-Так же пригодятся маршрутные листы, которые нужно заполнить, опираясь на текст учебника и справочный материал

Рассказывает и показывает по карте Скандинавские страны.

Напоминает обучающимся, как надо работать в группе

При затруднении оказывает помощь учащимся

Внимательно слушают. Делятся на группы.

Вспоминают правила работы в группе.

Изучают текст учебника, карту.

Заполняют маршрутные листы.

Готовят вопросы по проверке знаний. Выбирают выступающих от группы.

П: извлекают необходимую информацию из текстов, владеют способами решения задач поискового характера, строят речевое высказывание по плану; К: сотрудничают в поиске и выборе информации, соблюдают правила общения, осуществляют взаимный контроль; Р:осуществляют учебные действия по намеченному плану

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выступления учащихся.

Обмен полученной информацией

-Сейчас группы будут знакомить нас со своей страной, а наша с вами задача – слушать и слышать информацию.

(после выступления каждой группы звучат вопросы по содержанию)

Итак, вы услышали сообщения ваших товарищей о странах северной Европы. Теперь постараемся обобщить услышанное…

- Что объединяет эти страны?

(морские державы)

А есть ли среди них страны, которые являются нашими соседями?

-На чём, кроме самолёта, можно отправиться в эти страны?

-Как оцените работу групп?

Критерии:

  1. Полнота содержания
  2. Чёткость
  3. Безошибочность

Задание на соотнесение. Соотнесите страну с ее столицей.

Норвегия

Осло

Швеция

Хельсинки

Исландия

Копенгаген

Дания

Рейкьявик

Финляндия

Стокгольм

Организует выступления учащихся по плану. Сопровождает рассказы детей показом презентации. Дополняет сообщения.

Рассказывают об изученной стране. Находят территорию государства на карте. Внимательно слушают.

Задают вопросы.

Отвечают на вопросы.

П: систематизируют собственные знания, осознанно и грамотно строят речевое высказывание;

Р: осуществляют контроль и самоконтроль;

К: полно и точно выражают свои мысли, умеют слушать друг друга.

6.Подведение итогов урока.

Систематизация новой информации.

Ответы на поставленные раннее вопросы

Наше путешествие заканчивается, и пора подводить итоги;

-Вернёмся к поставленным задачам урока:

-О каких странах узнали сегодня?

(о странах северной Европы: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии)

- Что изучили на уроке?

(географическое положение, природные условия, достопримечательности)

-Чему научились?

(работать в группе, показывать страны на карте)

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного;

Р: оценивают собственную деятельность на уроке; соотносят результаты своей деятельности с целью;

Л: осуществляют самооценку на основе критерия успешности, адекватно понимают причины успеха

7.Рефлексия деятельности

Подведение итогов урока.

Самоанализ.

Самооценка

Закончите предложения:

Я узнал…

Я научился…

- Над чем ещё нужно поработать?

Северная Европа – это небольшая, но очень интересная часть планеты. И одного урока недостаточно, чтобы познакомиться с её достопримечательностями.

Организует рефлексию

Объясняет домашнее задание.

Дополняют предложения

Л: осуществляют самоанализ; сохраняют мотивацию к познанию и саморазвитию

Раздаточный материал

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Флаг

Достопримечательности

ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА

Название страны

Столица

 

Осло

Финляндия  

Таллин

Латвия

Вильнюс

Польша

Минск

Украина

Сухум

Южная Осетия

Тбилиси

Азербайджан

Астана

Монголия

Пекин

Северная Корея

Токио

США

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Название страны

Столица

Норвегия

Осло

Финляндия  

Хельсинки

Эстония

Таллин

Латвия

Рига

Литва

Вильнюс

Польша

Варшава

Белоруссия

Минск

Украина

Киев

Абхазия

Сухум

Южная Осетия

Цхинвал

Грузия

Тбилиси

Азербайджан

Баку

Казахстан

Астана

Монголия

Улан-Батор

Китай

Пекин

Северная Корея

Пхеньян

Япония

Токио

США

Вашингтон


 ИНФОРМАЦИЯ О ГОСУДАРСТВАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ (ДЛЯ ГРУПП)

Норвегия

Норве́гия — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов, а также архипелаге Шпицберген, островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Зависимой территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана.

Норвегия граничит с тремя государствами: Швецией — на востоке, с Финляндией и с Россией на северо-востоке.

Страну омывают Баренцево море — на северо-востоке, Норвежское море — на западе и Северное море — на юго-западе.

Название страны происходит от древнескандинавского слова Norðrvegr — «путь на север».

Столица Осло

Форма правления Конституционная монархия

Король Харальд V

Премьер-министр Эрна Сульберг (женщина)

Официальные язык - норвежский

Большую часть поверхности земли в Норвегии занимают Скандинавские горы. Высокие плоскогорья покрыты ледниками, западные склоны прорезаны заливами - фьордами. Фьорды – самая знаменитая природная достопримечательность Норвегии. Это длинные, узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами. Фьорды удивительно красивы. Фьорды возникли благодаря ледникам. В течение тысячелетий ледники, медленно сползая с гор, прорезая в скалах глубокие ущелья, которые заполнила морская вода Часть побережья расположена за Полярным кругом, но благодаря теплому Северно-Атлантическому течению прибрежные воды не замерзают.

Люди этих краёв всегда связаны с морем. Это Северный край. Здесь растут ель, сосна, береза. В лесах лоси, олени, барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи. Там, где леса переходят в тундру, растительность меняется. В Норвегии много птиц, что связано с большим количеством озёр, куда прилетают на лето многие виды перелётных птиц.

Рыболовство – занятие норвежцев, живущих на побережье. В национальной кухне рыба преобладает. Её едят вареной, вяленой, соленой. Норвежцы занимаются и звероводством, выращивают норку, развито животноводство. На земле сеют пшеницу, сажают картофель, морковь, свеклу, травы, кормовое зерно.

Швеция

Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. По площади Швеция занимает 449 964 км². На западе Швеция граничит с Норвегией, на северо-востоке — с Финляндией, а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. На юге проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяют Швецию от Дании. В состав Швеции входят два крупных острова в Балтике — Готланд и Эланд. Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige — «государство свеев». Столица — Стокгольм. Официальный язык шведский

Глава государства — король Карл XVI Густав. Однако Швеция является конституционной монархией, поэтому король в настоящее время имеет ограниченную власть. Государство управляется правительством во главе с премьер-министром Челль Стефан Лёвен (мужчиной)

Самый большой город в Швеции – её столица Стокгольм. Он расположен на 14 островах, соединённых мостами. В городе много музеев. Музей-корабль «Васа» в Стокгольме – одна из самых главных достопримечательностей Швеции. Это единственный в мире музей, созданный для одного корабля.

Страна лесов и озёр, лугов и гор - Швеция известна своим тёплым летом и достаточно холодной зимой. Небогатая в целом почва и каменистый ландшафт побудили Швецию к разработке месторождений полезных ископаемых, производству стали и развитию лесного хозяйства, что, наряду с другими отраслями деятельности, позволило значительно повысить уровень экономики Швеции.

И будни, и в праздники шведов нельзя представить без спорта. Даже в самых маленьких городках есть гимнастические залы, стадионы, бассейны, катки и снежные трассы.

Швеция - родина спортивной гимнастики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.

Шведы и их соседи – норвежцы прославились в истории как мужественные мореплаватели. Их прозвали «северными людьми», а русские – варягами. Много столетий назад варяги отправлялись на лодках через Балтийское море, по Волхову и Днепру торговать с Киевской Русью.

Швеция – родина знаменитой писательницы Астрид Линдгрен (1907-2002) прожила долгую жизнь и повидала на своем веку немало. Но до самой глубокой старости она оставалась веселым, жизнерадостным человеком. Вот почему у нее такие симпатичные, веселые герои. Она придумала истории о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Пеппи и Карлсона знают во всем мире.

Финляндия

Финляндия – ближайшая к нам северная страна Европы. От Санкт – Петербурга до финской границы ехать на автомашине или на поезде всего несколько часов.

Финляндия расположена на севере Европы, значительная часть ее территории находится за Северным полярным кругом. На суше граничит со Швецией, Норвегией и Россией, морская граница c Эстонией проходит по Финскому и Ботническому заливам Балтийского моря. Официальное название Финляндии: Финляндская Республика. В Финляндии, согласно специальному закону, принятому в 1922 г., два государственных языка — финский и шведский. Большинство населения Финляндии говорит на финском языке. 

Финляндия — республика. Высшая исполнительная власть в стране принадлежит президенту- Саули Нийнистё (мужчина)

Столица Финляндии –город Хельсинки – расположен на скалистом полуострове у Финского залива. Центр Хельсинки напоминает старый Санкт-Петербург. Главный архитектурный ансамбль города строили видные петербургские зодчие. На одном из островов этнографический музей под открытым небом, другой остров - исторический заповедник, третий – зоопарк.

Финляндия – морская страна. На западе и юге её омывают воды Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Побережье Финляндии сильно изрезано заливами и бухтами со множеством небольших островков. Финны называют свою родину Суоми, что в переводе на русский означает «страна болот». Часто Финляндию называют «страной тысячи озёр». Голубые озёра, образованные тысячи лет назад талыми ледниковыми водами, создают финские пейзажи. Озёра соединены между собой короткими речками. Реки, озёра, море богато рыбой.

Климат в Финляндии суров. Ночные заморозки бываю здесь даже в июле. На каменистой почве, которую трудно обрабатывать, в суровом климате выращивают ячмень, рожь, пшеницу, сахарную свёклу. Склоны холмов, болота, берега озёр – хорошие пастбища для скота.

На заводах из руды плавят металл, делают станки и машины, строят суда. Крупнейшая судоверфь расположена в городе Турку.

Всё что можно сделать из дерева, производится в Финляндии: фанера, бумага, сборные дома, мебель. Страна славится своими аквапарками.

В северной части страны, в Лапландии, живёт народ саами. Здесь развито оленеводство. Здесь же живёт Санта-Клаус.

Дания

Дания расположена на полуострове Ютландия и островах Фюн, Зеландия, Фальстер, Лолланн, Борнхольм, части Северо-Фризских и др. На юге полуострова Ютландия Дания граничит с Германией и омывается Северным и Балтийским морями; пролив Скагеррак отделяет Данию от Норвегии, проливы Каттегат и Эресунн — от Швеции. Формально в состав Дании входит самый крупный в мире остров — Гренландия, а также Фарерские острова.

Государственный строй Дании — конституционная монархия. Согласно конституции глава государства — королева Маргрете III. Королева осуществляет законодательную власть совместно с однопалатным парламентом. Премьер-министр Метте Фредериксен (жнещина)

Официальный язык – датский.

Столица Дании – Копенгаген. Это крупнейший порт Скандинавии. Здесь на корабли, отправляющиеся в разные страны мира грузят яйца, масло, бекон, сыр, рыбу, рыбные консервы и фруктовые консервы – всё, чем богата Дания.

В стране нет нефти, мало угля и руды – всё это привозят на кораблях в порты по морю. Но всё же в Дании развиты металлообработка, здесь делают прекрасные сельскохозяйственные машины, приборы, электронное оборудование, высококачественное медицинское оборудование. На верфях Копенгагена строят суда, которые идут на экспорт.

На камнях у берега пролива Эресунн, разделяющего Швецию и Данию, примостилась бронзовая Русалочка, героиня сказки Х.К. Андерсена. Она давно стала символом Копенгагена и всей страны. В центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику.

Исландия

Исла́ндия — «страна льдов» или «ледяная страна» — островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана почти у северного полярного круга. Территория государства состоит из острова Исландия и небольших островков около него. На севере Исландия омывается Гренландским морем, на востоке — Норвежским морем, на северо-западе Датский пролив отделяет ее от Гренландии.

Столица Рейкьявик расположена в уютной бухте в глубине залива. Небольшие двух-трёхэтажные дома с красными, зелёными, синими крышами придают Рейкьявику особое очарование.

Государственный строй - республика Глава государства — президент Гудни Йоханнессон

Официальный язык – исландский.

Остров Исландия образовался относительно недавно в результате вулканической деятельности, не утихшей до настоящего времени. Всего в Исландии около 200 вулканов, 30 из них очень активны. Самые известные исландские вулканы — Гекла, Лаки, Аскья, Хваннадальсхнукюр.

Суров здесь климат, снег держится почти полгода. Растительность очень скудная, почти вся территория представляет собой каменистые россыпи, покрытые мхами и лишайниками или торфяными болотами. Значительные пространства вообще лишены растительности: это молодые лавовые поля и ледники. Очень многочисленны в Исландии также горячие источники и гейзеры. Их горячими водами исландцы обогревают дома и теплицы. Нередко бывают землетрясения.

В прибрежных водах Исландии много рыбы. Поэтому главное занятие жителей острова – морское рыболовство. Помимо предприятий по переработке рыбы в Исландии есть заводы по производству цемента, алюминия, небольшие машиностроительные, кожевенные, обувные, пищевые предприятия.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1) В группе работает каждый

2) Уважай мнение своего товарища

3) Высказывай своё несогласие вежливо

4) Если не понял – переспроси, попроси помочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект по теме" Путешествие на север Европы".

Конспект урока - проекта по окружающему миру для 3 классаАвтор учебника А.А.Плешаков (3 кл., 2 часть) Тема урока:    Путешествие на север Европы (скандинавские страны).Цель проекта...

Урок окружающего мира "На севере Европы"

Урок окружающего мира по программе "Школа России"...

Тест по окружающему миру по темам "Что такое Бенилюкс?" и "На севере Европы"

Тест по окружающему миру по УМК "Школа России" (3 класс) даёт возможность проверить знания и умения учащихся по темам "Что такое Бенилюкс?" и "На севере Европы"....

Презентация. На севере Европы.

Презентация к уроку ознакомления с окружающим миром по учебнику А.А.Плешакова 3 класс. Вкратце знакомит с основными достопримечательностями стран Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия....

Урок окружающего мира тема: На Севере Европы

Можно использовать  как конспект урока....