Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хууракай Алимаа Анай-ооловна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Шагонар

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир»

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

УМК

Школа России

Тема

Государственный бюджет

Форма проведения урока

Урок-исследование

Тип урока

Урок открытие новых знаний

Цель

Познакомить с государственным бюджетом

Задачи

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета».

Развивающие: развивать познавательный интерес, устную речь детей, развивать словарный запас, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать составляющие государственного бюджета, усвоить понятия «бюджет», «налоги», «доходы и расходы»; основные источники доходов и расходов государства и уметь оперировать этими понятиями.

Метапредметные УУД

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; ориентируются в учебнике, в электронных заданиях; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; ориентируются в задании, находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в письменной форме.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя; осуществляют анализ, синтез, сравнение, проводят несложные обобщения и используют знания по русскому языку в расширенной области применения, используют математические знания для установления причинно-следственных связей; осознанно строят речевые высказывания; умеют работать на интерактивных образовательных платформах.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; участвуют в учебном диалоге, понимают других, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Личностные УУД: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу; понимают причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; действуют в сотрудничестве с одноклассниками и с учителем; расширяют кругозор,  осознают необходимость уплаты налогов гражданами страны; осознают свои возможности в учении.

Формы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; закрепление материала, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой.

Приёмы

Анализ, синтез, сравнение, классификация, выделение главного, обобщение.

Педагогические технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровая технология, ИКТ, технология проблемного обучения,  здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, системно-деятельностный подход.

Электронный образовательный ресурс

ЯКласс

 

Оборудование

Интерактивная доска; презентация; учебник, рабочие листы с заданиями для учащихся (кроссворд, экономические задачи).

Учебно-методическая литература

1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 11-е изд. М. : Просвещение, 2020. – 160 с.

2. Поурочные разработки по курсу «окружающий мир». 3 класс : пособие для учителя / Н. Ю. Васильева. – 8-е изд. М. : ВАКО, 2022. – 368 с.

3. Интернет ресурсы

Основные понятия

«Бюджет», «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы».

Межпредметные связи

Русский язык, математика, литературное чтение, финансовая грамотность.

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Самоопределение к деятельности.

(1 мин)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Эмоциональная, психологическая  и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!

Урок мы с вами начинаем,

Какая тема – определите сами.

Мы будем вместе обсуждать,

Искать ответы на вопросы,

Мы будем знанья расширять,

И в жизни нашей применять.

Слушают учителя.

Показывают готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

II.Актуализация знаний

Стадия вызова

(5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный,

наглядный, практический

Разгадывание кроссворда

Мотивирование учащихся к учебному процессу

- Ребята, какую тему изучали на прошлом уроке?

- Для успешного изучения нового материала нам понадобятся знания по пройденной теме. Давайте повторим, помните ли вы основные понятия по теме «Деньги». Для этого вы должны разгадать кроссворд (Приложение 1). Работать будете в паре. Разгадав кроссворд правильно, вы найдёте ключевое слово темы нашего урока.

На разгадывание и проверку кроссворда вам даётся 5 мин.

Для проверки кроссворда вам надо обменяться работой с соседней парой. Проверяем по эталону. На экране вы увидите правильные ответы кроссворда

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

6

 

 

 

 

1.Прямой обмен одних товаров на другие. (бартер)

2.название бумажных денег. (купюры)

3.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. (деньги)

4.Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. (сбережения)

5.Купить или продать товар – это значит, обменять его на какое-то количество денег, на какое именно указывает … (цена)

6.Деньги за труд – заработная … (плата)

- Молодцы, ребята!.

Отвечают на вопрос учителя

- Что такое деньги?

Разгадывают кроссворд

1.Бартер

2.Купюры

3.Деньги

4.Сбережения

5.Цена

6.Плата

Парная работа

Р: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: осуществляют наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; участвуют в учебном диалоге, понимают других, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Л: осознают свои возможности в учении, понимают значение знаний для человека

Слайды 1

Слайд 2

III. Постановка учебной задачи

(1 мин. )

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Словесный

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и задачи урока

- Какое слово ещё сложилось в нашем кроссворде?

- А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если правильно прочитаете слово (дается половина слова)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какую цель поставим на урок?

- На протяжении урока будем составлять кластер «Государственный бюджет»

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока.

 - Бюджет.

- Государственный бюджет.

- Узнать, что такое государственный бюджет.

Р: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

П: осуществлять наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; слушать и понимать других, строить речевые высказывание, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

IV. Открытие «нового» знания

(12 мин)

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный, наглядный, практический; исследовательский, игровой, объяснительно-иллюстративный.

Работа с толковым словарём.

Работа с учебником (ч.2, с.66)

Творческое исследование

 

Игра-исследование «Бюджет»

Работа с учебником (ч.2, с.67)

Задание по определению однокоренных слов и выделению в них корня.

- Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова? (Обратиться к словарю)

- Ребята, как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? (Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает «Денежная сумка»)

- Теперь заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение слова «бюджет».

«План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период времени (месяц, год)»

- Сейчас найдём определение в учебнике. Откройте страницу 66, тема Государственный бюджет. На какой странице оно дано? Прочитайте.

- Итак, сделаем вывод.

Бюджет – это …

- Да. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

Сделайте предположение, почему мы сегодня начали изучать именно государственный бюджет, а не семейный?

- Верно, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

- Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет».

Часть 1. «Доходы бюджета»  

К доске вызываются 3 ученика. Им выдаётся по карточке:

1. Зарплата за март.

2. Победа в соревновании по национальной борьбе «Хуреш».

3. Прибыль от продажи мяса.

- Айдын – полицейский. Он получил зарплату за март.

Суметей выиграл в соревновании по национальной борьбе «Хуреш» и получил приз – 500 тысяч рублей.

Кашпал – чабан и он получил прибыль от продажи мяса .

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

- Итак, какую часть вы мне государству вернули: большую или меньшую?

- Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог)

- Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно или принудительно? Почему?

На с.67 найдем ответ на этот вопрос.

Вывод:

- Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Ребята, вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

- Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово. Давайте попытаемся выделить корни этого сложного слова.

Корни: налог, плат.

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

(Налоговые инспекторы. Организация – налоговая инспекция.)

- Налог, налогоплательщик, налоговые – какие это слова?

Назовите корень этих однокоренных слов. Кто выделит корень в этих словах?

- Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это …

- Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? (Потом их расходуют)

- Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Отвечают на вопрос учителя.

Делают предположение

Один ученик читает значение слова «бюджет» по толковому словарю, остальные следят за чтением по слайду.

- На странице 67.

Ученики делают вывод

…  – план доходов и расходов.

Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают своё предположение.

- У нас получилось две части.

- Вернули меньшую часть.

Ответы учащихся.

Высказывают своё мнение.

- Наверное, принудительно, потому что, если добровольно, то возвращать налоги будут не все и государство денег не дополучит.

- Это однокоренные слова.

Выходит к доске по желанию один ученик, выделяет корень этих слов.

- … налоги с граждан, организаций и предприятий.

Отвечают на вопрос учителя.

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

П: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текста; проводят несложные обобщения  и используют знания по русскому языку в расширенной области применения.

Р: ориентируются в учебнике в сотрудничестве с учителем; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К: строят речевые высказывания, задают вопросы с целью уточнения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу; расширяют кругозор; осознают необходимость уплаты налогов гражданами страны; осознают свои возможности в учении.

Слайд 3

Слайд 4

(1 мин)

Физкультминутка

Организует физкультминутку.

- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку.

Выполняют упражнения согласно инструкции учителя.

Фронтальная, индивидуальная

IV. Открытие «нового» знания

(продолжение)

(5 мин.)

Словесный, практический

Работа с учебником (ч.2, с.67-68)

Практическая работа в рабочих листах

- Следующая часть нашей игры-исследования «расходы бюджета».

У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. В учебнике найдите, пожалуйста, где об этом есть сообщения. 

В нашей Республике Тыва кроме чабанов, фермеров, есть и другие сферы народного хозяйства. Это мастера декоративно-прикладных искусств, мастера по пошиву национальной одежды, украшений и другие, которые зарабатывают своим продуктом, товаром. (Показ фотографий продуктов и товаров)

Руководит практической работой.

- Продолжаем наше исследование. Сейчас поучимся с вами рассчитывать доходы и расходы государства. Предлагаю решить экономические задачи для того, чтобы найти лучший государственный бюджет. (Приложение 4)

Работать будем в группах.

Задача для 1-й группы.

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Каков будет расход государственного бюджета,

если выделить на здравоохранение 10 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц;

на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак <;> или =. Доходы…Расходы

Задача для 2-й группы.

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Каков будет расход государственного бюджета,

если выделить на здравоохранение 20 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц;

на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак <;> или =. Доходы…Расходы

Задача для 3-й группы.

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Каков будет расход государственного бюджета,

если выделить на здравоохранение 20 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц;

на охрану природы – 10 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак <;> или =. Доходы…Расходы

- Сделаем вывод. Какой бюджет считается лучшим, идеальным?

- Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается равенство, но мы, граждане государства, должны к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет, чтобы быть готовыми к разным ситуациям и заранее внести поправки.

Слушают учителя.

Работают с учебником под руководством учителя

В группах выполняют математические вычисления, сравнения.

- Расходы 96 условных единиц.

Доходы > Расходы

- Расходы 106 условных единиц.

Доходы < Расходы

- Расходы 100 условных единиц.

Доходы = Расходы

Учащиеся делают предположение

-Доходы > Расходы

Высказывают своё мнение. Делают вывод.

Фронтальная, индивидуальная

Групповая

П: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя; осуществляют анализ, синтез, сравнение, проводят несложные обобщения и используют математические знания для установления причинно-следственных связей; осознанно строят речевые высказывания.

Р: ориентируются в учебнике, в тексте; осуществляют контроль по результату и способу действия.

К: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу; расширяют кругозор; осознают необходимость уплаты налогов гражданами страны; осознают ответственность за общее дело.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

V. Первичное осмысление и закрепление.

Самостоятельная работа

(8 мин.)

Цель: усвоение нового способа действий

Самостоятельная работа

 

Тест «Государственный бюджет»

Поясняет задание на ЦОР ЯКласс.

- Ребята, сейчас будете самостоятельно индивидуально выполнять тест на цифровом образовательном ресурсе ЯКласс по теме «Государственный бюджет».  

На выполнение и теста даётся 5 минут.

После завершения теста сразу появится правильные, неправильные ответы.

Учащиеся выполняют тест в ноутбуках.

Работают индивидуально самостоятельно.

Индивидуальная

П:осуществляют поиск необходимой информации (из ответов теста, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Р: ориентируются в тесте, находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в электронной форме.

Интерактивная доска

ЭОР ЯКласс

VI. Итог урока.

(2 мин.)

Обобщить полученные сведения на уроке

Словесный

- Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

- Где могут пригодиться эти знания в жизни? 

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Фронтальная, индивидуальная

П: ориентируются в своей системе знаний.

Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

К:

Л: проявляют интерес к предмету.

VII. Рефлексия

(3 мин.).

Словесный

- Спасибо всем за работу. Ребята, оцените свою работу на уроке по таблице

На уроке я …

работал

не работал

Своей работой на уроке …

доволен

не доволен

Материал урока мне был  …

понятен

не понятен

- Давайте все вместе составим синквейн Бюджет.

Оценивают свою работу на уроке.

Составляют синквейн (Приложение 5)

Фронтальная, индивидуальная

Коллективная

Слайд 10

Домашнее задание (2 мин.)

Словесный

Объясняет домашнее задание.

1.Прочитать текст в учебнике на с. 66-68  по теме «Государственный бюджет».

2. Всем письменно выполнить задание 1 на с. 44 рабочей тетради

3. По выбору, по желанию письменно выполнить задание 3 на с. 45.

Задают уточняющие вопросы. Запоминают домашнее задание.

Фронтальная, индивидуальная

Р: принимают и сохраняют учебные задачи.

Приложение 1

Кроссворд «Деньги»

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

6

 

 

 

 

1.Прямой обмен одних товаров на другие. (бартер)

2.название бумажных денег. (купюры)

3.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. (деньги)

4.Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. (сбережения)

5.Купить или продать товар – это значит, обменять его на какое-то количество денег, на какое именно указывает … (цена)

6.Деньги за труд – заработная … (плата)

Приложение 2.

«Расходы бюджета»

Задача для 1-й группы

Государственный бюджет

Доход

Расход

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак <;>; =.

Доходы…Расходы 

Каков будет расход государственного бюджета?  

Если выделить:

  • на здравоохранение 10 условных единиц;
  • на содержание армии и полиции – 20 условных единиц;
  • на науку и культуру - 10 условных единиц;
  • на пенсии и пособия – 40 условных единиц;
  • на охрану природы – 6 условных единиц;
  • на образование – 10 условных единиц

100

Доход … Расход

Задача для 2-й группы

Государственный бюджет

Доход

Расход

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак <;>; =.

Доходы…Расходы 

Каков будет расход государственного бюджета?  

Если выделить:

  • на здравоохранение 20 условных единиц;
  • на содержание армии и полиции – 20 условных единиц;
  • на науку и культуру - 20 условных единиц;
  • на пенсии и пособия – 30 условных единиц;
  • на охрану природы – 6 условных единиц;
  • на образование – 10 условных единиц

100

Доход … Расход

Задача для 3-й группы

Государственный бюджет

Доход

Расход

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак <;> или =.

Доходы…Расходы 

Каков будет расход государственного бюджета?  

Если выделить:

  • на здравоохранение 20 условных единиц;
  • на содержание армии и полиции – 20 условных единиц;
  • на науку и культуру - 10 условных единиц;
  • на пенсии и пособия – 30 условных единиц;
  • на охрану природы – 10 условных единиц;
  • на образование – 10 условных единиц

100

Доход … Расход

Приложение 4

Синквейн

Бюджет.

Государственный, семейный.

Копим, тратим, делимся.

Хороший бюджет никому не помешает.

Деньги.

Приложение

Кластер «Государственный бюджет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя  и ученика.Прописаны все этапы урока....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Весна - пробуждение природы"

Здесь помещена технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса  по теме "Весна - пробуждение природы" с использованием разных методов и приемов обучения....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру 4 класс " Школа России"

Тема«Страна городов»Цель урокаформирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение у...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Технологическая карта урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 Тема: «Полезные ископаемые»Цель деятельности учителя: - познакомить  с разнообразием полезных ископаемых. Формиров...