Тема. Наша дружная семья.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_31.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Наша дружная семья.

Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.
Планируемые результаты

Личностные:

- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие осознания необходимости культуры общения в семье;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем;

- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий,

- способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках,

- добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке,

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений,

- развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи,

- совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

- отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия,

- уметь различать родственные взаимосвязи,

- определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: телевизор, компьютер, электронная презентация, карточки, шкатулка, клей, фломастеры.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

– Добрый день, ребята. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьёзный урок.

II. Подготовка к введению темы урока.

1. Чтение рассказа.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

2. Вывод.

- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

3. Загадки.

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (Мама.)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (Папа.)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (Дедушка.)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (Бабушка.)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышлёный, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (Сын, брат.)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне (Сестрёнка.)

7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (Бабушка.)

8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (Тётя.)

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой(Дядя.)

III. Работа по теме урока.

1. Постановка учебной задачи.

– Сегодня тема урока «Наша дружная семья».

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Мы уточним понятие «Семья», познакомимся с семьями одноклассников, узнаем правила общения и поведения в семье, посадим необычное дерево.

2. Основная часть.

–  Начать наше занятие я предлагаю вам, ребята, с разгадывания ребуса.

 «Семья» сколько в нём загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» – это семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия.

- В толковом словаре Ожегова С. И. записано так:

1.Семья –  это группа родственников, живущих вместе.    

– Ребята, а как вы считаете: что такое семья? Как вы понимаете значение этого слова?

Семья – это ... .            

– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья».

– Давайте обобщим все сказанное вами.

– Ребята, а если посмотреть на нас с вами, можно ли сказать, что мы – «семья»?

– Семья –  это не только группа родственников, но и мы с вами тоже «семья».

– А почему нас можно назвать семьёй?

2. Семья –  единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

– Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй?

В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д.

3. Семья – группа животных, птиц или растений одного вида.

– Семья –  это дом.

Это папа и мама, дедушка и бабушка …

Это дружба и любовь. Это забота друг о друге.

Это радость и печали, которые одни на всех.

Это привычки и традиции.

А ещё – это опора во всех бедах и несчастьях.

Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.

3. Стихотворение.

– Прослушайте стихотворение, поднимите жёлтый сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

К дедушке и бабушке

Катя и Володя,

В гости на оладушки

в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

– Дед, налей мне чаю.

Дед низко голову склонил,

– Плохо слышу я внучок,

не чета тебе я.

Я уже ведь старичок,

вот и слух слабеет.

Катя бабушке кричит:

– Ты не видишь, что ли,

Что солонка тут стоит,

на столе без соли?”

Кате бабушка в ответ:

– Я ведь вижу плохо,

Мне уже не мало лет,

помоги мне кроха.

– Что вам не понравилось в поступках детей?

– Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

– Я прочитаю вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?

– Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.

– Вы часто говорите маме, что любите её?

– Папа, уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.

– Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

– Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.

– Брат (или старшая сестра) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.

Физкультминутка.

– Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на некоторые ситуации взаимоотношений в семье и обсудим их в группе.

– Конечно же, когда мы живем в семье – мы должны с уважением относится к каждому члену семьи. А вот знаем ли мы как называют членов семьи, мы сейчас вспомним? Но для этого нужно вспомнить:

1. Как можно по - другому одним словом назвать маму и папу? (Родители.)

2. Кого называют предками?

3. Кого называют потомками?

4. Игра «Проще простого».

– Расчитайтесь на 1,2,3.

– Вы команда «Родители».

– Вы команда  «Предки».

– Вы команда  «Потомки».

– Это ваши команды. Каждая команда должна объяснить слово. Слова написаны на листочках бумаги и лежат в шкатулке. Объяснить значение слова нужно за 20 секунд.

– Наша задача: умело объяснить значение известных слов.

(Бабушка, дедушка, дочь, сын, мама, папа, внук, дядя, тётя, племянник, племянница, кузен, кузина, прабабушка, прадедушка, брат, сестра, муж, жена.)

– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники.)

–  Русская народная пословица гласит «Вся семья вместе и душа на месте». Раньше о доме, о семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость.

– Вокруг каждого из нас много родных (бабушки, дедушки, тёти, дяди и т.д.), с ними мы связаны неразрывными нитями. Многие из вас составили свою родословную.

5. Работа с рисунком.

– Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Дерево крепко держится корнями за землю. Говорят «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

– Нет одинаковых семей, у каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения.

– А какие традиции или обычаи есть в вашей семье?

–  Каждая семья – интересна по-своему. У каждой семьи есть чему поучиться.

6. Работа в парах.

– Не всегда получается всё делать правильно. Ошибаются не только дети, но и взрослые. Давайте поработаем в парах и попробуем определить ошибки, которые допустили и взрослые и дети?

– Про семью много сложено стихов, пословиц, поговорок. Ещё одну вы узнаете, выполнив задание. Работайте в паре дружно. У вас все получится.

«Собери пословицу».

Соберите пословицу, объясните её смысл.

Первая команда.  Семья – это любовь и терпение.

Первая команда.  Семья – дороже золота.

Первая команда.  В семье – все равны.

IV. Обобщение изученного материала.

– Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием. В конце нашего урока я приглашаю вас вместе выполнить ещё одно задание.

– Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

Дом моей мечты.

– Постройте «Дом своей мечты». Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.

– Предлагаю каждой команде из полосок, которые вы взяли, «построить» этот дом. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом:

* понимание,

* раздражение,

* взаимопомощь,

* ссора,

* радость,

* безразличие,

* уважение,

*наказание.

V. Рефлексия.

1. Ответы на вопросы.

– Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

– Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам памятки.

– Так что же такое семья?

– Ну и как было обещано в начале занятия, урок мы завершим необычно – посадим  дерево дружной семьи.

– Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек напишите членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклейте их на наше дерево «Дружной семьи». Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе.

2. Прослушивание песни «Родительский дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Наша дружная семья"

Классный час на тему "Наша дружная семья" для обучающихся начальной школы.Цель: духовно-нравственное воспитание детей на основе семьи и семейных ценностей. Государство - это большая семья, семья - это...

Внеклассное мероприятие. Работа с родителями. Тема. Наша дружная семья.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникае...

Классный час по теме "Наша - дружная семья"

Классный час "Наша - дружная семья"воспитывает у обучающихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью....

Классный час . Тема: «Наша дружная семья».

Цель: содействовать сплочению детского коллектива, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Для учащихся 3 класса....

презентация на тему "Наша дружная семья" Школа России 2 класс

Презентация на тему "Наша дружная семья"...

Тема: Наша дружная семья. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: окружающий мирКласс: 2еТема урока: Наша дружная семьяЦели урока: – познакомиться с целями и задачами раздела...