Занятие по дополнительной развивающей программе "Юный эколог" "Будь природе другом"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Усачева Богдана Богдановна

               Занятие №11

      «Будь природе другом»


Цель: развитие экологической культуры у детей  школьного возраста.

Задачи:

·        познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов леса между собой;

·        развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;

·        воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

Ход занятия.

                  I. Вступительное слово.

Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»

Сегодня мы и поговорим о том, как стать природе другом, как мы можем помочь защитить наш общий дом – Землю.

                                                                                                                                       II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Педагог:  Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны ответить на вопрос: Как называется то, что нас окружает, но не сделано руками человека? (ПРИРОДА) 

Мы будем говорить не только конкретно о природе, но и об отношении человека к ней. 

                                                                                                         III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ.

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология».

Итак, тема нашего занятия: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

Послушайте историю о лесе.

1 Лес 

– Жил был лес.

2 Птицы 

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

3 Звери 

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.

4 ЦВЕТЫ

Цветы украшали

5 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

6 Вырубка леса 

– Стал человек тогда вырубать лес.

7 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

8 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. .

9 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

10 Засорение отходами.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

11 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Педагог:

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Педагог:

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Педагог:  Где бы не жил человек, в городе или загородной

местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами,

насекомыми…

Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не

всегда понимают как отражаются на природе их поступки.

·                     Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

·                     Экология – модное слово,

Раньше Земля не знала такого.

·                     Банки, бутылки везде не бросали,

·                     В реку отходы и нефть не сливали,

·                     Трубы заводов так не дымили,

·                     Не было столько автомобилей.

·                     И зверей в лесах не уничтожали.

Нет в лесах теперь зверей

Человек ведь всех главней!!!

·                     Почему не может он

Охранять, любить, ценить

И природой дорожить?

Чтение стихотворения учеником.

·                     Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Сценка «Ребёнок и мотылёк»

Девочка: Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой дом,

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня,

Будь же доброй со мной и не трогай меня!

 «Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.»

П. Гвоздеслав.

Чтение стихотворения в исполнении учащихся.

·                     И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

·                     Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

·                     Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

Задание 1

Отгадай загадку– и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1 .Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
Ответ (Рябина)

2. Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. ( сосна)
Педагог: Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

– Кого ещё не хватает в нашем лесу? (Не хватает птиц и зверей)

Отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...( Синичка)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – ( Утка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.( заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 3

Педагог:

– Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает ? ( Не хватает цветов)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (одуванчик)

. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. ( ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.( колокольчик)

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы.

Чтобы лес не потерял свою привлекательность , существуют правила поведения

(Разделить детей на 3 группы)

Задание 4

"Ситуации".

1 группа.

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

2 группа.

1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь?– спросила старушка.

– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

– А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3 группа.

1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

 

Задание 5

Педагог:

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

в природе, может кто-то узнает себя

Сценка

1 турист: Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2 турист: Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист: Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист: Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на “ты”!

1турист: Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2 турист: Мы цари! Молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она – одна!

Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

Итог: Объясни, что наносит вред природе? (Ответы детей)

Разгадай кроссворд.

·                     Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)

·                     Ценное лекарственное растение, в переводе с китайского языка: «Человек-корень». (Женьшень)

·                     Как называется книга,в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные? (Красная)

·                     Кто наносит самый большой вред природе? (Человек)

·                     Наука о связях между живыми существами и окружающей средой. (Экология).

·                     Солнце, воздух, вода, растения, животные, человек – всё это …(Природа).

Ключевое слово: БЕРЕГИ

·                     Давайте будем к этому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

·                     Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no11_bud_prirode_drugom.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Занятие №11

      «Будь природе другом»


Цель
: развитие экологической культуры у детей  школьного возраста.

Задачи:

        познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов леса между собой;

        развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;

        воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

Ход занятия.

                  I. Вступительное слово.

Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»

Сегодня мы и поговорим о том, как стать природе другом, как мы можем помочь защитить наш общий дом – Землю.

                                                                                                                                       II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Педагог:  Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны ответить на вопрос: Как называется то, что нас окружает, но не сделано руками человека? (ПРИРОДА) 

Мы будем говорить не только конкретно о природе, но и об отношении человека к ней. 

                                                                                                         III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ.

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология».

Итак, тема нашего занятия: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

Послушайте историю о лесе.

1 Лес 

– Жил был лес.

2 Птицы 

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

3 Звери 

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.

4 ЦВЕТЫ

Цветы украшали

5 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

6 Вырубка леса 

– Стал человек тогда вырубать лес.

7 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

8 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. .

9 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

10 Засорение отходами.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

11 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Педагог:

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Педагог:

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Педагог:  Где бы не жил человек, в городе или загородной

местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами,

насекомыми…

Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не

всегда понимают как отражаются на природе их поступки.

                     Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

                     Экология – модное слово,

Раньше Земля не знала такого.

                     Банки, бутылки везде не бросали,

                     В реку отходы и нефть не сливали,

                     Трубы заводов так не дымили,

                     Не было столько автомобилей.

                     И зверей в лесах не уничтожали.

Нет в лесах теперь зверей

Человек ведь всех главней!!!

                     Почему не может он

Охранять, любить, ценить

И природой дорожить?

Чтение стихотворения учеником.

                     Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Сценка «Ребёнок и мотылёк»

Девочка: Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой дом,

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня,

Будь же доброй со мной и не трогай меня!

 «Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.»

П. Гвоздеслав.

Чтение стихотворения в исполнении учащихся.

                     И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

                     Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

                     Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

Задание 1

Отгадай загадку– и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1 .Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
Ответ (Рябина)

2. Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. ( 
сосна)
Педагог: Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

– Кого ещё не хватает в нашем лесу? (Не хватает птиц и зверей)

Отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...( Синичка)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – ( Утка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.( заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 3

Педагог:

– Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает ? ( Не хватает цветов)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (одуванчик)

. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. ( ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.( колокольчик)

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы.

Чтобы лес не потерял свою привлекательность , существуют правила поведения

(Разделить детей на 3 группы)

Задание 4

"Ситуации".

1 группа.

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

2 группа.

1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь?– спросила старушка.

– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

– А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3 группа.

1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

 

Задание 5

Педагог:

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

в природе, может кто-то узнает себя

Сценка

1 турист: Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2 турист: Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист: Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист: Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на “ты”!

1турист: Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2 турист: Мы цари! Молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она – одна!

Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

Итог: Объясни, что наносит вред природе? (Ответы детей)

Разгадай кроссворд.

                     Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)

                     Ценное лекарственное растение, в переводе с китайского языка: «Человек-корень». (Женьшень)

                     Как называется книга,в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные? (Красная)

                     Кто наносит самый большой вред природе? (Человек)

                     Наука о связях между живыми существами и окружающей средой. (Экология).

                     Солнце, воздух, вода, растения, животные, человек – всё это …(Природа).

Ключевое слово: БЕРЕГИ

                     Давайте будем к этому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

                     Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»

Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»Цели: дать представление о  взаимосвязи человека и природы,  учить детей выполнять законы природы; воспиты...

Конспект внеклассного занятия с презентацией по теме "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"

Внеклассное занятие "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Презентация по экологии "Будь природе другом"

Презентация на игровую программу  "Будь природе другом"...

Технологическая карта занятия по экологии"Будь природе другом"

Методическа разработка занятия по экологии...