Внеклассное экологическое мероприятие: турнир знатоков природы "Берегите Землю, берегите!"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_ekologicheskoe_meropriyatie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Турнир знатоков природы
 «Берегите Землю, берегите»                                               

                                                                                                                                               

      Кравчук Лариса Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

                                         

Мещерино-1, 2023г

Внеклассное экологическое мероприятие

Турнир Знатоков природы

"Берегите Землю, берегите!"

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

-обогащать представления об окружающем мире;

-показать значимость окружающей нас действительности;

-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;

 -формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;

-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;

-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

 

Форма проведения: экологический турнир знатоков природы с элементами инсценировки.

 

Методика проведения турнира:

1. Игра проводится в форме соревнования 2 команд.

2. Время 45-55 минут.

3. Возраст участников – 4 класс.

4. Ход игры отражается на доске.

5. Игра проводится в 4 тура.

6. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети.

8. Награждение.

Дидактический материал:

-таблица по учету заработанных победных баллов (маршрутный лист);

-карточки с заданиями;

-победные жетоны;

-детские рисунки; плакаты на экологическую тему;  

-картинки с изображением животных; презентация; аудио – космическая музыка; сообщения уч-ся;

Оборудование: 

-мультимедийный проектор;

- глобус;

-экран;

-процессор;

-выставка кормушек;

-выставка книг: энциклопедии животных и растений, Красная книга России;

-чай из лекарственных трав;

-рояль;

-реквизит, декорации для сценки;

-песочные часы

Предварительная подготовка:

-на протяжении месяца организуются тематический показ диафильмов, выставка книг о природе,    

 конкурсы на лучший рисунок, на лучшее стихотворение о природе.  

-на уроках чтения, на экологических классных часах читаются рассказы о природе, об охране ее    

 богатств;

 проводятся беседы по таким телевизионным передачам, как: “Клуб путешественников”, “Команда  

 Кусто», «В мире животных»;

 -создание выставочных стендов для оформления кабинета: «Экологический календарь»; «Животный                                               и растительный мир глазами детей» (рисунки);

-редколлегия классов рисуют плакаты «В защиту природы»;

-учащиеся под руководством учителя готовят сообщения и презентации;

-группа детей изготавливают декорации и костюмы для представления;

-изготовление кормушек.

Место проведения внеклассного мероприятия – школьный кабинет. Кабинет красочно оформляется, звучит музыка.

     

Оформление:

- класс украшен экологическими плакатами «В защиту природы»;

-выставка детских рисунков «Животный и растительный мир глазами детей»;

-выставка книг экологической направленности;

План-структура мероприятия:

1) Организационный момент (2 минуты)

2) Вступительное слово учителя (3 минуты)

2) Чтение стихотворения учеником (2 минуты)

3) Представление команд (3 минуты)

3) Разминка (5 минут)

4) Основная часть (25-30 минут)

а)1-й тур – «Лесная почта». Играют две команды. Игроки получают карточки с жалобами животных. На обсуждение  вопросов – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Написать, кому принадлежит жалоба.

б)2-й тур – «Цветик - семицветик». Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

в)3-й тур – «Мы любим природу». Театрализованное представление. Выступление экологического театра «Сказ про Ивана удальца». Исполнение музыкального произведения «Острою секирой ранена береза». На выступление дается 10 минут

г)4-й тур - «Найди ошибки». Играют две команды. Игроки получают карточки. На обсуждение трех вопросов – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Исправить ошибки.

5)Слово учителя, о том, как сохранить природу, и что для этого может сделать каждый человек.(2 минуты).

6)Путешествие в будущее (музей вымершей флоры и фауны (5 минут)

7) Заключительное исполнение экологических частушек  (Участники выходят на сцену и поют экологические частушки). (5 минут)

8) Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (3 минуты)

Ход занятия

Звучит космическая музыка

Учитель: Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.

Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом - планету Земля.

В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.

Представьте себе! (закройте глазки).

Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем - нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.

Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы.

В апреле 1961 г. русский космонавт Ю.А.Гагарин окинул взором нашу землю, именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит вот так - (показать на экран). Слайд 2 Бело-зелёно-голубая,  такая хрупкая,  красивейшая из планет.                    

 Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Как планета, она существует уже несколько миллионов лет. И всего около 2 миллионов лет назад на ней появился человек.  

 Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном её биосферу или живую природу. 

Обратите внимание на экологический календарь, который размещён на стене. Здесь вы не увидите таких праздников, как 23 февраля или 8 марта, но есть масса других дат, посвящённых природе. О некоторых вы, наверное, даже не слышали. Мы с вами каждую весну отмечаем такие праздники, как День птиц, День Земли. А вот в предновогодней суете забываем, что 29 декабря отмечается Международный День биологического разнообразия (День Флоры и Фауны). Эта дата стала знаменательной в 1992 году, после того, как в Рио- де –Жанейро на конференции  по окружающей среде был принят первый документ о сохранении биологического  разнообразия, которую подписали представители 150 государств. Мы посвящаем наше мероприятие именно этому дню.

Казалось бы какой сложный термин - «биологическое разнообразие», а на самом деле оно означает только одно, что все живые существа, населяющие нашу планету Земля (от бактерии до человека) имеют право на жизнь и мы должны сохранить, сберечь их.

На планете Земля предположительно живет 11 млн. видов организмов, из которых пока описано только 1 млн. 550 тыс.  Каждый из них занимает своё место в природе.

Слайд 3

«Берегите Землю, берегите» - тема нашего внеклассного мероприятия. На экране высвечивается название мероприятия.

Чтение стихотворения учеником.

Берегите Землю, берегите”

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите-

Берегите Землю, берегите!

А сейчас, представляем команды, которые принимают участие в нашем познавательном экологическом турнире знатоков природы.  Наш турнир - это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция и находчивость. Отсчитывать время будут песочные часы. Как только весь песок опустится вниз - ваше время истекло.

 Просим команды (названия команд) приготовиться. Повторить правила работы в команде.

Представление команд

 Разминка слайд 4,5,6,7 

Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:

1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).

2. Они живут в воде и покрыты чешуей, дышать могут только под водой. (Рыбы).

3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).

4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (Млекопитающие).

Задаются 2 вопроса 1 команде, 2 вопроса 2 команде. За каждый правильный ответ жетон.

 Слайд 8  Раздать карточки с вопросами. На подготовку 1 минута. Выходит представитель от команды. Перед ним картинки на слайдах, найти правильный ответ и показать. Вопросы для 1 команды.

  • Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)
  • Кто выводит птенцов в феврале? (Клёст)
  • Какая бабочка "носит" воинское звание? (Бабочка – адмирал)

Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

Слайд 9 Вопросы для 2 команды. Выходит представитель от команды

 Если дети не знают ответа и не могут показать картинку, может помочь команда-соперница.

      1.Этого дикого зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)

2. 3.Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи? (оляпка)

      3.Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)

Тур 1. Лесная почта Слайд 10,11,12  Очень  часто из лесной школы к нам в школу приходят жалобные письма от животных, растений, которые просят у вас совета, помощи. Вам нужно внимательно прочитать их (3 письма), дать ответ и помочь им. Каждой группе дается 1 письмо- задание. Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.

Учитель: Ребята, из этих жалоб мы можем сделать вывод: Живой природе грозит опасность! Потеря любого вида растений или животных – глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. До появления  человека один  вид  животных  вымирал  за1000 лет. В  настоящее  время  на  Земле  исчезает  один  вид  животных  в  год. Зоологи  подсчитали,  что  из-за  деятельности  человека  в исторический  период  исчезли  150  видов птиц, 106  видов  млекопитающих. В  основном  это  касается  охотничьих  и  промысловых  животных. 

Человечество давно осознало эту проблему и поставило перед собой одну из важнейших задач – сохранение биологического разнообразия (флоры и фауны).

Первым шагом к этому явилось создание Красных книг различного ранга. Слайд 13  В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы). Первая Красная книга бывшего СССР была опубликована в 1978 году, а Красная книга России - в 1982г. Ребята, в Красной книге указаны не только редкие животные, которых мы должны беречь и охранять. В Красной книге также говорится о тех животных, которые уже исчезли. Послушайте  одну печальную историю о  странствующем голубе. Слайд 14  Выступает учащийся с докладом о странствующем голубе.  

В Северной Америке в конце 19 века был полностью истреблён странствующий голубь. Эта птица считалась самой многочисленной. Люди убивали птиц всеми возможными способами: ружьями,  палками,  шестами и даже сетями, т.к. стаи этих птиц пролетали очень низко. Мясо убитых в огромных количествах птиц засаливали в бочках, скармливали свиньям, использовали как удобрение. Никто в те времена не допускал мысли, что голуби могут исчезнуть. Но к началу 80-х годов многочисленные стаи заметно поредели и странствующий голубь исчез.

Физминутка. «Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись – высоко. Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо нагнулись, низко пригнулись. Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они цветут, растут!

Учитель: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу.

Тур 2.  Цветик – семицветик Слайд 15, 16, 17 Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Предлагаются названия трех цветков, занесенных в Красную книгу: ветреница, ландыш, колокольчик. 

Выступает учащийся с докладом.

Ветреница! Она уменьшает содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов  растений.

Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Учитель: Да… И зачем губить деревья? В некоторых странах просвещенной Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличенному преступнику. «О времена, о нравы!»  За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Знаете ли вы?  Один гектар леса вырабатывает за 1 час кислорода столько, сколько нужно для дыхания двухсот человек

Тур 3 Мы любим природу

Чтение стихотворения  «Береза» учащимся.

От чего березка плачет?

Не пойму, что это значит?

Кто б ответить нам помог?

Почему березка плачет?

Кто её обидеть мог? Сейчас мы это узнаем.

Учитель: Группа ребят, озабоченных состоянием нашей Земли, сейчас покажут вам сказку про Ивана - удальца, но не обычную, а экологическую. Инсценировка.

Учитель: Что же ещё делает человек для спасения живой природы? Ответы детей

Создаются заповедники (в России их – 99), заказники, национальные парки, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества. Для разведения отдельных видов создаются питомники, где разводят, например, журавлей, крупных соколов, дроф, а затем их потомство выпускается на волю.

Создаются организации, которые также включаются в борьбу за сохранение флоры и фауны.

Тур 4. Найди ошибки Слайд 18, 19, 20

  • Слон – плотоядное млекопитающее.
  •  Флора - древнеримская богиня полей и лесов, покровительница животных.

(Растительноядное, Фауна).

  • Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.

Такое поведение в природе недопустимо! Вот что может случиться в недалеком будущем,  если мы вовремя не остановимся и не задумаемся.

Путешествие в будущее (Музей вымершей флоры и фауны)

Дорогие товарищи экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны XXX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа.

 До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.

 Правда, людям в своё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.

 

Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.

 Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный игрушечный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.

 Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились  к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных  лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с игрушками, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.

 Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только картинку вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.

Учитель: Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

Чтобы не допустить подобной ситуации, мы предлагаем вам еще раз вспомнить правила поведения в природе. И озвучим мы эти правила в необычной форме.

Дети поют экологические частушки.

В заключение произносят хором клятву юного эколога.

Подведение  итогов (команды подсчитывают жетоны)

   

Учитель: Ну вот, ребята, и закончилась наша игра, выявлена команда, которая первой пришла к «финишу».   И подводя итоги нашего турнира, я скажу следующее: Молодцы, ребята, проделали большую работу, готовясь к этому мероприятию:  сделали много кормушек, (судить, чья кормушка лучше,  будет самое строгое жюри -  птицы, которые будут прилетать к ним), выпустили газеты, рисовали плакаты, читали литературу, писали, разучивали стихи, песни  на экологическую тему.

И очень хотелось бы, чтобы эта работа была бы потребностью вашей души, вашего характера.

Наша планета Земля очень большая.  И она отблагодарит вас за то, что хотя бы на маленьком участке вы сумели стать добрыми хозяевами.  Но дело в том, что нам уже сейчас нельзя терять время.  Уже сегодня, сейчас, наша планета, этот хрупкий голубой шарик в космическом пространстве,  и  в ваших руках. Будьте добрыми хозяевами Земли!

А теперь, - награждение лучших.  Команда – победитель (название команды,  аплодисменты).   Ей вручаются призы - сюрпризы (призы упакованы, прилагаются только аннотации).

Награждение команд

Ну, а наших гостей мы  угощаем чаем из лекарственных трав, и желаем Вам здоровья!

Приложение к внеклассному мероприятию

Тур 1 «Лесная почта»

Жалобы животных

  • Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.________________________________________________________

  • Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. ____________________________________________________

  • Я красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится пятнистая шкура и кости, которые широко используются в народной медицине. Поэтому человек безжалостно истребляет нас.___________________________________

Тур 2 «Цветик-семицветик»

«Узнай растение»

1.Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот побежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. Что это за растение?______________________________________________________

2 Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено и холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.__________________________________________________________

3 Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.________________________________________________________

__________________________________________________________________

Частушки на  экологическую тему

  • Начинаем петь частушки

Просим не смеяться.

Тут народу очень много

Можем постесняться.

  • Мы частушки Вам споем

И об этом, и о том.

Вы послушайте, ребята,

Как природу бережем.

  • Чтоб могли цветы расти

Всюду без опаски.

Их в букеты ты не рви-

Относись к ним с лаской.

  • Другом ты природе будь:

Ствол ножом не трогай,

Лишь тропой держи свой путь

И смотри под ноги.

  • Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй-

Убери все склянки.

  • Всем на свете, наконец,

Нам запомнить можно,

Что природу-храм чудес

Сохранить несложно.

  • Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим мы «До свиданья»

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" с презентацией.

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках Недели начальных классов.Цель мероприятия: Содействовать  развитию познавательной деятельности учащихся.Повысить уровень мотивации к изучаемым пр...

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия "Турнир знатоков" (конспект+презентация)

Тема: «турнир знатоков математики»Цели: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, интеллекта; закреплять знание математических терминов, умение выполнять вычисления; развивать...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков"

Интересное игровое и познавательное мероприятие для обучающихся 3-4 классов....

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка»

Цели проведения мероприятия: привитие любви к великому русскому языку, формирование интереса к великому русскому языку как к учебному предмету....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»   ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  3-4 КЛАССОВЦель:- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;- развитие интереса к глубо...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка".

Конкурсная программа на знание русского языка....