Конспект урока "Полезный кальций. Формирование функциональной грамотности."( 3 класс )
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Конспект поможет провести урок по развитию функциональной грамотности учащихся 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.

Тема занятия: Полезный кальций.

Цель занятия:   формирование  естественно – научной грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи: 1.Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания  для решения учебно-практических (жизненных) задач,

-  умения работать в парах, 

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

    2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их        в поисковую и познавательную деятельность.

 Работать с кластером;

– Дополнять предложение словами из текста;

– определять, что такое минерал;

– называть стройматериалы, содержащие кальций;

– объяснять значение слова;

– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;

– составлять предложения по рисунку;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

– Заполнять таблицу;

– дополнять предложение;

– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;

– формулировать вывод о необходимости кальция для организма.

Методы работы: работа в парах, работа с понятиями,  проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод,  дидактическая игра,  рефлексия

Формы работы:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация,  карточки для рефлексии, учебное пособие: Функциональная грамотность.3 класс. Тренажер для школьников. Буряк М.В. Шейкина С. А.; оборудование для опытов.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать  внимательность и аккуратность при выполнении заданий; развивать  навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.

Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания  для решения учебно-практических (жизненных) задач,

 умение ориентироваться в  системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках окружающего мира. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.

Предметные: повышать интерес к изучению окружающего мира, показать значение учебного предмета в различных сферах человеческой деятельности.

 Образовательные технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии,  игровые технологии.

1.Организационный этап.

-Ребята, на уроках окружающего мира мы изучали строение тела человека и говорили о минеральных веществах, необходимых человеческому организму. Об одном из таких веществ мы поговорим на сегодняшнем занятии.

2. Актуализация опорных знаний. 

- Послушайте стихотворение.

Всем привет, я славный Кальций!
Есть я в каждом вашем пальце!
Я в руках, в ногах, в зубах 
Мамы, папы и детей.
Без меня бы люди – ах! –
Были б вовсе без костей!
Козлик скачет по тропе –
У него сижу я в рожках.
Я в яичной скорлупе, 
И в нарзане я немножко,
Есть я в мраморной колонне,
В меле, гипсе и бетоне.

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Что вы знаете о кальции?

3.Изучение нового материала.

1)Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст и заполните кластер

Название «кальций» произошло от латинского слова «кальке», что в переводе означает «известь, мягкий камень». Оно было предложено английским учёным Гемфри Дэви в 1808 году. Кальций (Са) – самый широко распространённый в организме минерал.

Из всех минеральных веществ кальций является одним из самых важных в организме человека. Около 99 % кальция в организме находится в костях и зубах, и всего лишь 1 % в крови и мягких тканях.

Без такого важного элемента, как кальций, жизнь человеческого организма невозможна. Кальций формирует скелет человека, составляет структурную основу костей и зубов, оказывает значительное влияние на процессы свёртывания крови, регулирует мышечные сокращения, нормализует обмен веществ, обладает противовоспалительным действием.

2) Работа в парах. Заполнение кластера «Где находится кальций в организме человека»

(Дети заполняют кластер. Проверка выполнения задания.)

3) Самостоятельная работа с текстом.

- Отметь утверждения, которые встречаются в прочитанном тексте.

  • Кальций формирует скелет человека, составляет структурную основу костей и зубов.
  • Кальций оказывает значительное влияние на процессы свёртывания крови.
  • Кальций улучшает состояние кожи.
  • Кальций нормализует обмен веществ.
  •  Кальций делает стенки сосудов более крепкими.
  •  Кальций обладает противовоспалительным действием.
  • Кальций стимулирует развитие умственных способностей.

                       Кальций регулирует мышечные сокращения.

( Дети перечитывают текст и находят утверждения. Взаимопроверка.)

- Прочитайте не выбранные высказывания. Они тоже верные. Запомните их.

4.Применение и добывание знаний в новых ситуациях. Практическая работа.

Бабушка часто говорит Роме, что нужно пить молоко, кушать сыр и творог, потому что в этих продуктах содержится кальций, который полезен для здоровья.

Рома заинтересовался, много ли кальция нужно нашему организму. И если каждый день есть молоко, сыр, творог, то всегда ли он будет здоров?

Рома решил проверить, что будет с эмалью зубов, если из неё удалить кальций.

Мальчик знал: сверху зубы покрыты защитной оболочкой - эмалью, так же как у яйца есть скорлупа, состоящая из соединений кальция.

Отправимся вместе с Ромой в лабораторию и проведем опыты.

        Опыт 1

  1. Приготовим банку, 9% столовый уксус, куриное яйцо.
  2. Поместим в банку яйцо, нальем уксус.
  3. Наблюдаем, что происходит в банке с уксусом.
  4. Сделаем выводы.

Почти сразу на поверхности скорлупы    появляются пузырьки.

Вывод. Скорлупа яиц на 90% состоит из соединений кальция. Поэтому при взаимодействии с уксусной кислотой (уксусом ) она начинает    разрушаться, выделяя при этом углекислый газ (пузырьки).

Опыт 2

  1. Приготовим вторую банку, яйцо, воду.
  2. Поместим в банку яйцо, нальём воду.
  3. Оставим банки на 4 дня.
  4. Достанем ложкой яйца.
  5. Наблюдаем, что произошло с яйцами  через 4 дня.
  6. Сделаем выводы.

В банке с уксусом яичная скорлупа растворилась. Белок стал «резиновым».

В банке с водой яичная скорлупа  не растворилась.

Вывод. Эмаль зубов, как и яичная скорлупа , без кальция становится мягкой, что может вызвать развитие кариеса.

Опыт 3

Проверим, что произойдет с костями, если из них удалить соединения кальция.

  1. Приготовим куриные косточки: толстую и тонкую.
  2. Поместим их в банку с уксусом.
  3. Оставим на 7 дней.
  4. Наблюдаем, что произошло с косточками через 7 дней.
  5. Сделаем выводы.

Косточки без кальция стали гибкими и мягкими.

Тонкая косточка более гибкая, её можно свернуть в колечко.

У толстой косточки середина осталась твёрдой.

   Вывод. Кости без кальция стали мягкими и гибкими. Кости состоят из минеральных веществ, которые делают их прочными.

       Уксус разрушает минералы, как яичную скорлупу.

6.Сообщения учащихся ( Приложение 1 и Приложение 2)

Узнаем, в каких продуктах содержится кальций. К каким заболеваниям может привести нехватка кальция.

7.Подведение итогов

  • Кальций важен для здоровья костей.
  • Недостаток кальция может привести к деформации костей.
  • Нужно принимать в пищу продукты, богатые кальцием.
  • Кальций – фундамент для организма.
  1. Рефлексия.

1) Рефлексия учебной деятельности

- Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какие открытия мы совершили, чем занимались, что нового узнали. 

Выберите одно из высказываний и продолжите его:

•  Я узнал …

•  Мне было интересно, потому что…

•  Меня удивило...

2) Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Оцените своё впечатление от урока следующим образом:

Веселый зубик – урок понравился, было интересно, я узнал много нового.

Грустный зубик – урок не понравился, было скучно.

- Я рада, что вам  понравился урок, вы узнали и открыли для себя новое и интересное.

Приложение 1.   Продукты, богатые кальцием.

Кальций содержится в морепродуктах, зелени, молочных продуктах, семенах, фруктах и сухофруктах. Наибольшее количество кальция содержится в семенах кунжута. В молоке кальция содержится немного, но зато кальций из молочных продуктов легче всего усваивается организмом. Причём, чем меньше жирность молочных продуктов, тем выше содержание кальция.

 Чтобы кальций лучше усваивался организмом и сохранялся в нем, необходимо:

  • уменьшить потребление кофе, соли, газированных напитков и продуктов с большим содержанием жира;
  • употреблять витамин D, а также продукты его содержащие (жирная рыба, куриное яйцо и молочные продукты) и не забывать, что в организме человека витамин D вырабатывается под действием солнечных лучей;
  • Интересно, сколько кальция требуется человеку в день и в каких продуктах его содержание максимально?
  • Для дошколят -900 мг, для школьников – 1000-1200, для женщин и мужчин до 60 лет – 800. старше 60 – 1000, для беременных женщин и кормящих мам – до 1400 мг.
  •       Много кальция содержат зерновые культуры и продукты из них, но из них этот элемент плохо усваивается. Лучше всего кальций усваивается из молочных продуктов. При этом в 100 г молока его содержится 121 мг, в той же порции нежирного творога – 176 мг, сыра разной жирности – от 760 до 1075 мг. То есть сыр для костей – «любимое блюдо». А из растительной пищи – хурма : в 100 граммах -127 мг кальция.
  •     Еще нужно помнить, что кальций не усваивается нашим организмом без витамина Д.- Кости не могут усвоить кальций, если не получат достаточного количества витамина Д. Без него организм усваивает только 10% кальция, поступающего в организм, а благодаря витамину Д усваивается 80-90 %.
  • До недавнего времени считалось, что наилучшими источниками кальция являются молоко и сыр. Но в настоящее время известно, что молоко содержит такой кальций, для усвоения которого  организм тратит много энергии, в том числе и часть собственного запаса кальция. Поэтому основными источниками кальция следует считать естественные продукты: печень рыб, орехи, морепродукты, бобы, капусту, сельдерей, творог, абрикосы, смородину,  виноград, апельсины,  ананасы, петрушку, шпинат.

Эти продукты содержат не только кальций, но и фосфор, а также витамины Д, С, В, которые положительно влияют на процесс усвоения этого элемента. Но «чемпионом» по содержанию кальция является кунжут. Правда, его много не съешь. Но можно есть кунжутную халву. Из моркови организмом усваивается только 13 процентов кальция. Молоко и молочные продукты (кроме масла) в сочетании с овощами и фруктами являются наиболее усваиваемым источником кальция. Слишком щелочная среда в желудке не способствует всасыванию кальция. В этом отношении хороша умеренно кислая среда. Для ее создания весьма подходят, например, апельсины.
           

Приложение 2.

Последствия недостатка  кальция в организме человека.

Кости, зубы, творог, мел… Что объединяет эти слова? Все они содержат кальций. Если у вас выпадают волосы, ногти ломаются, руки-ноги «выкручивает», спину «ломит»; повышенная чувствительность зубов, спина начала горбиться - возможно в ваш организм поступает недостаточно кальция.

При недостатке кальция у младенцев может развиться рахит. Это заболевание приводит к замедленному и неправильному развитию.

Признаками нехватки кальция в организме являются такие, на первый взгляд, не связанные между собой симптомы:

  • нервозность, ухудшение настроения;
  • учащённое сердцебиение;
  • судороги, онемение конечностей;
  • замедление роста;
  • повышенное артериальное давление;
  • расслоение и ломкость ногтей;
  • боль в суставах.

В результате исследований, проведенных в нашей стране, у многих детей и подростков, которые страдают от дефицита кальция, были выявлены нарушения опорно-двигательной системы, искривление позвоночника, неправильная осанка, появление раннего кариеса. От количества кальция, полученного человеком в ранние годы, зависит, насколько здоровыми и прочными будут его кости в течение всей жизни.

В зрелом возрасте может возникнуть заболевание – остеопороз, т.е. снижение плотности костей. Чаще это заболевание проявляется у людей старше 45 лет. Поэтому у наших бабушек часто бывают переломы костей.

Вот именно по этим причинам нам необходимо постоянно пополнять запасы этого жизненно важного для нас элемента.

   При недостатке кальция у младенцев может развиться рахит. Это заболевание приводит к замедленному и неправильному развитию.  У детей юношеского возраста при недостатке кальция могут наблюдаться болевые ощущения в процессе роста, судороги в конечностях, быстрая утомляемость, плохой сон, снижение памяти, частые простуды.

Дефицит кальция в организме ведет к тому, что человек не может полностью расслабить мышцы, у него развивается бессонница, слабеет нервная система, становятся хрупкими кости, возникают судороги в икрах ног. Особо опасен дефицит кальция для детей. У нервных, с запоздалым развитием, трудных по характеру детей очень часто обнаруживается дефицит кальция, и они чудесным образом изменяются, когда этот дефицит вовремя восполняется.
      У взрослых и детей недостаток кальция обнаруживается через нервные привычки грызть ногти, безостановочно двигать руками и ногами, постоянно чесать голову. Они не могут спокойно сидеть продолжительное время и часто бессознательно стучат пальцами (особенно взрослые).
        Установлено, что дефицит кальция в организме чаще встречается у девочек, поэтому потребности в кальции женского организма больше, чем мужского.

Вот именно по этим причинам нам необходимо постоянно пополнять запасы этого жизненно важного для нас элемента.

 А как это делать? Немецкий поэт Генрих Гейне сказал: «Человек есть то, что он ест». Значит, чтобы в наших костях было достаточно кальция, необходимо чтобы его было достаточно в той пище, которую мы едим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Формирование функциональной грамотности .Математика. 1 класс.

В данном материале предлагаются пять заданий с описанием по формированию функциональной грамотности учащихся  на уроках математики в 1 классе....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....