урок окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы - особое царство"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Веснина Светлана Валерьевна

Урок открытия новых знаний. На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся на основе изучаемого материала составляют схемы. На уроке применяется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_griby.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 3

Тема: В царстве грибов

Цель: сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы

Планируемые результаты:

Предметные

  • знать о существовании особого царства грибов;
  • знать строение грибов;
  • знать значение грибов в природе, использование грибов человеком.

Метапредметные

  • сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  • классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
  • строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения, обосновывать свою позицию;
  • осознанно читать текст с целью понимания информации и умения её использовать в разных формах.

Личностные

  • осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека;
  • осознавать значение бережного отношения к природе.

Тип урока: «открытие новых знаний»

Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная

Ход урока

  1. Организованное начало урока.

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку.

- Предлагаю сегодня отправиться в небольшое путешествие в лес. Будьте внимательны. Вспомните, что в лесу надо соблюдать определённые правила. Какие?

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, что такое лес.

- Какое значение имеет лес в природе?

- А какую роль он играет в жизни человека?

- А что такое природа?

- Какая бывает природа?

На слайде появляется схема

- А теперь проверим как вы знаете предметы живой или неживой природы. Поиграем в игру «Кто самый внимательный?»

- Я называю слово. Если это относится к живой природе, то вам надо хлопнуть в ладоши, если относится к неживой природе, то поднимите руки вверх.

- А теперь посмотрите внимательно на схему (на столах карточки). Дополните её пустые «окошки»ю

- Всем ли удалось заполнить схему?

- В чем испытали трудность? (Вспомнили животных и растения. Третье окошко не заполнили).

- Откройте учебник, прочитайте текст. Может это поможет заполнить «окошко»?

  1. Открытие новых знаний

- Отгадайте загадку.

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

- Как вы догадались?

- Сегодня мы поговорим о грибах?

- Как вы думаете грибы - это живая или неживая природа? Объясните.

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему?

- Предположим, что это растения. Тогда назовите части растений и найдите их у грибов.

- Можно ли отнести грибы к миру растений?

- А к миру животных?

- Тоже нет. Так что же такое грибы?

- Верно, грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему, вносим в отдельное «окно»).

- Вспомните, какая часть гриба упоминалась в загадке?

- Все грибы, которые вам хорошо известны, называют шляпочными.

- Сейчас вы поработаете в группах (по  человека). Рассмотрите картинки грибов и попробуйте составить рассказ о внешнем строении гриба (5мин на работу).

Учащиеся докладывают (по картинке мы видим, что одна часть гриба находится под землей, а другая над землей. Наверное, эти части можно назвать подземная и надземная.Под землей есть корни, а надземная часть состоит из шляпки и ножки).

Учитель дополняет: важную роль в жизни гриба играет шляпка. В ней созревают грибные спор, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка имеют название «плодовое тело».

- А теперь посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину).

- Какое бы вы дали ей название?

- На самом деле она называется «грибница».

Поработайте в группах. У вас в тетради есть картинка гриба. Простым карандашом впишите названия частей гриба. Обсудите еще раз в группе этот вопрос.

- Как вы думаете какая часть самая важная в жизни гриба? (Правильно, грибница).

- Грибы растут группами, семейками. Их находят по несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?

- Правильно, нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.

- А теперь посмотрите небольшой видеосюжет (2 мин. Прогулка по лесу).

- Вот мы с вами в лесу. Кто знает правила сбора грибов в лесу?

- Сейчас вы обсудите в группе и запишите (или зарисуете) правила сбора грибов на листочке. (Работают 4 - 5мин).

- Пожалуйста, назовите по одному правилу каждая группа. Повторять нельзя. (Учитель вывешивает таблички с правилами на доску).

Правила.

  1. Грибы надо срезать ножом.
  2. Грибы можно выкручивать из земли.
  3. Гриы нельзя вырывать из земли.

Объясните эти правила. Учитель дополняет ответы детей: гриб нельзя вырывать из земли, потому что мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Если будем срезать ножом, то грибницу не повредим, но на месте среза останется часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия: дождь, солнце, ветер. Тогда грибница может загнить или высохнуть. Самый лучший способ: выкрутить гриб из земли. Тогда грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не вредит.

- Рассмотрите иллюстрации грибов в группах, подпишите названия и разберите по составу эти слова. (подберёзовик, подосиновик, опёнок, маслёнок).

- Что вы можете сказать о грибах по их названиям?

- Да, многие грибы растут под конкретными деревьями или имеют определённые особенности. Кто знает, почему так происходит?

- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

- А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель  показывает хлеб, апельсиновую корку, покрытую плесенью). Что это?

- А плесень - это грибы. Посмотрите плесень под микроскопом. (Показ на слайде). Почему я назвала это тоже грибом?

- Видно, что плесень имеет такое же строение, как и шляпочный гриб. Назовите, из каких частей состоит плесень?

Учащиеся называют: есть плодовое тело и грибница.

- Какой части нет у плесени, а есть у подосиновика? (Шляпки).

- Можем мы назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

- Так вот этот вид грибов называют «плесневые».

- Прочитайте рассказ в учебнике и расскажите, какую роль имеют грибы в природе?

(Пища для людей, лекарство для некоторых животных, питают деревья).

- На какие группы можно разбить грибы? Заполните схему.

- Во время сбора грибов помните важное правило: будьте внимательны и берите только те грибы, которые вам хорошо известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

- А как вы думаете, плесневые грибы человек как-нибудь использует?

 - Правильно, из них приготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово - «антибиотики»? Есть такое лекарство «пенициллин», его как раз изготавливают из плесневых грибов.

- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о грибах.Существует даже наука, посвященная их изучению. Называется «микология». В переводе с латыни «микос» - гриб, «логос» - наука.

  1. Обобщение знаний.

Работа в группах. Разгадывание кроссоворда на тему «Грибы».

  1. Подведение итогов

- Что нового вы открыли сегодня для себя на уроке?

- Какие бывают грибы? Про какие грибы вам раньше было неизвестно?

- Как называется наука о грибах?

  1. Рефлексия

- У вас на парте грибочки. Выберите любой и «оживите» его, нарисовав на шляпке смайлик, который выражает ваше настроение на уроке. А теперь приклейте их на лесную полянку (изображена на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы

Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....

Урок окружающего мира 3 класс "В царстве грибов"

Урок работы с информацией учебника....

Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...