Урок окружающего мира "Обобщение и систематизация знаний по теме "Страницы Всемирной истории"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Грунина Светлана Анатольевна

В статье представлена технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение и систематизация знаний по теме "Страницы Всемирной истории". Защита урока была представлена на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx211.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

НА ХIII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО – ЮГРЕ

                                                                           Автор: Грунина Светлана Анатольевна

                                                          учитель начальных классов

                                                               Муниципального автономного

                                                                        общеобразовательного учреждения

                                                                          «Средняя школа № 8 с углублённым

                                                                      изучением отдельных предметов»

I. Пояснительная записка

            На конкурс представлен сценарий урока окружающего мира, проводимого в рамках школьной предметно-методической недели «Обобщение предметных знаний, их систематизация и применение при решении компетентностно-ориентированных заданий   на уроках в начальной школе» в 2019 году с целью распространения опыта работы по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках обобщения и систематизации знаний в практической деятельности учителя начальных классов.

           Представленный урок 6 по счёту из раздела «Страницы Всемирной истории», 40 - при общем количестве часов за год, 4 класс, УМК «Школа России», учебник  «Окружающий мир»  Плешаков А. А., Крюкова Е. А. Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страницы Всемирной истории».  Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Структура урока полностью соответствует структуре урока обобщения и систематизации знаний в рамках ФГОС (Приложение 1).

            Урок проведен в 4-а классе. При разработке сценария урока была учтена характеристика обучающихся класса. В классе 23 человека: 11 девочек, 12 мальчиков.    По результатам тестирования психолога (тесты Бурдона, Керна-Иерасека и Равена, Э. Ф. Замбацявичене) и личным наблюдениям учителя за степенью проявления активности учащихся было выделено пять уровней познавательной активности обучающихся.

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

 Колич. учащихся

Нулевой уровень

Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.        

1 чел.

Относительно - активный уровень

Включение учащихся в учебную деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями.  

3 чел.

Исполнительно – активный уровень

Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.        

5 чел.

Активный уровень познания

Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.        

9 чел.

Творческий уровень

Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.        

5 чел.

        Анализируя результаты обследования, можно говорить о том, что среди 23 учащихся интенсивность познавательной активности   выражена сильно – у 14 человек, умеренно – у 8 человек, слабо – у 1 ученика.

         При изучении познавательной потребности обучающихся в начале 4 класса   совместно с психологом школы выявлено, что интенсивность познавательной потребности сильно выражена у 61% обучающихся, средне – у 35%, слабо - у 4%.

          При составлении сценария урока также были учтены результаты определения школьной мотивации и работоспособности обучающихся. По результатам исследования психолога на высоком уровне мотивация сформирована у 14 обучающихся, на хорошем – у 7, на среднем уровне – у 2 учащихся. Работоспособность на высоком уровне развита у 10 человек, на хорошем у 7, на среднем – у 6 человек.

         Таким образом, анализируя психолого-педагогическую характеристику учащихся класса, можно сделать вывод, что организация учебной деятельности на уроке должна быть выстроена с элементами проблемности, научного поиска, с использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Для того, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно добыть дополнительные знания по ранее изученной теме, обобщить и систематизировать имеющиеся знания, сделать выводы, вооружиться необходимыми аргументами для доказательства своей версии и мысли, в основу работы на уроке поставила решение компетентностно-ориентированных заданий в группах постоянного состава. При формировании группы учтена общая характеристика класса (в каждой группе присутствуют учащиеся с уровнем познавательной активности и интенсивностью познавательной потребности.

 Алгоритм работы с компетентностно-ориентированным заданием включается в себя этапы урока обобщения и систематизации знаний: самостоятельная работа с КОЗ, проговаривание во внешней речи сформулированного вывода и представление результатов работы, сверка собственного решения с эталоном, самоконтроль и самооценка работы группы. Структура составленных для урока заданий полностью соответствует структуре компетентностно-ориентированного задания, предложенного А. В. Хуторским (Приложение 2). Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint, которая содержит слайды с эталоном для проверки каждого задания.

Анализ результата урока показал, что в целом урок прошёл по сценарию, созданному учителем. В начале урока завязалась дискуссия, поскольку аргументы отдельных учеников были слабыми и легко, но корректно опровергались другими. Соответственно учащиеся пришли к формулированию проблемы и предложили свои способы её решения. В основной части урока учебная деятельность носила исследовательский и практико-ориентированный характер. В процессе самостоятельной работы группы справились со всеми заданиями на оптимальном уровне (92%). Наибольшие затруднения вызвали задания 1 и 2, поскольку задания содержат большую дополнительную информацию и требуют тщательного анализа теста.  Задания 3 и 4 были основаны на ранее полученных знаниях, которые были представлены в учебнике или в дополнительных сообщениях детей по данным темам. На этапе рефлексии учащиеся легко и грамотно сформулировали основные выводы и аргументы.

Урок был представлен в рамках предметной методической недели и был проанализирован учителями начальной школы по схеме анализа урока по формированию ключевых компетенций учащихся (Приложение 3). Урок оценен коллегами на высоком уровне.

Очередной опыт применения КОЗ на уроке показал, что  грамотно организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет:  
• формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, не просто умения, а компетенции, то есть умения непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
• развивать общеучебные умения и навыки, познавательный интерес учащихся;
• реализовать принцип связи обучения с жизнью.

II. Технологическая карта урока

Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Страницы всемирной истории»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Цель:  формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении компетентностно-ориентированных заданий.

Задачи:

  • содержательная: с помощью решения компетентностно-ориентированных заданий обеспечить понимание обучающимися значение достижений предков в разные исторические эпохи для современной жизни;
  • деятельностная (формирование умений новых способов деятельности): формировать у обучающихся умения решать компетентностно-ориентированные задания на основе ранее изученного или дополнительного информационного материала, формулировать выводы, полученные в ходе их решения;
  • развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся:

- информационную (умение анализировать и систематизировать информацию и переводить ее из одной формы в другую);

- коммуникативную (продуктивная групповая коммуникация, презентация результатов своей деятельности);

- учебно-познавательную (нахождение, переработка, использование информации для решения компетентностно-ориентированных заданий; рефлексия и самооценка учебно-познавательной деятельности);

- самоорганизационную (применение разных способов решения проблемы). 

Технологии обучения:   технология проблемно-диалогического обучения,  технология оценки образовательных достижений. 

Организация пространства: фронтальная, групповая, практическая.

       Планируемые результаты: 

Личностные:   формирование ценностного отношения к:

  • совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;
  • умению определять способы решения компетентностно-ориентированных заданий для достижения поставленной цели;
  • выявлять проблему, определять границу «знания-незнания»;
  • выполнять работу, понимая личную ответственность за результат;
  • оценивать результат своей работы и полученный результат.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 
  • Учиться планировать учебную деятельность;
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;  
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;
  • Извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.  

Предметные:

  • закрепить и обобщить знания раздела «Страницы всемирной истории», использовать знания для решения компетентностно-ориентированых заданий.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

1.Оргмомент. Самоопределение.

-Прочитайте и попытайтесь осознать фразу небезызвестного вам писателя Марка Твена:

«Всё, что есть у нас собственного и что, следовательно, является нашей заслугой, может поместиться на кончике иголки, всё же остальное нам передал длинный ряд предков».

Создание нужной мотивации, психологически комфортной обстановки в классе.

Ученики включаются   в деятельность на личностно-значимом уровне путем формирования навыка продуктивного чтения.

Самооценка готовности к уроку.

Включение в работу на личностно-значимом уровне.

2.Актуализация опорных знаний, фиксация затруднений.

- Для того, чтобы лучше понять это высказывание, необходимо выяснить значение ключевого слова, входящего в эту фразу. С этой целью выполним следующее задание.

- Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

- предки,

- современники,

- потомки.

(Выслушиваются ответы детей)

- Значит, судя по словам М. Твена, предки передали нам невероятно много. А какие достижения предков, их великие дела, открытия можно считать действительно важными для нашего поколения, для наших потомков. Приведите свои примеры.

- Предлагаю собрать достаточно серьёзные аргументы, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание М.Твена.

 - Как называется раздел, который мы завершили на прошлом уроке?

- Какие темы входили в этот раздел?

Учащиеся поясняют, что в слове предки корень -пред- означает предшествовать чему-либо, значит предки – это люди, которые жили перед нами. В слове современники корень –врем- и приставка со-, значит современники – это люди, которые живут с нами в одно время. В слове потомки окрень –потом-, значит, потомки – то люди, которые будут жить после нас.

Учащиеся приводят примеры на основе ранее изученного материала. Примеры разрознены, не всегда достаточно важные, учитель или другие учащиеся в диалоге задают вопросы, которые вызывают затруднения и дискуссию. В целом дети затрудняются дать аргументированный ответ.

Учащиеся называют раздел «Страницы всемирной истории» и основные эпохи всемирной истории:

«Начало истории человечества (Первобытный мир)»

 «Мир Древности»

 «Средние века»

 «Новое время»

 «Новейшее время»

  • П. Ориентирование в своей системе знаний.

К. Умение доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Умение выявлять проблему, определять границу «знания-незнания».

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

- Какую цель можно поставить на уроке?

- Предложите план урока, как можно обобщить и повторить знания?

- Интересно будет повторять ещё раз всё по учебнику? Вы подготовили дополнительный материал?

- Я предлагаю вам решить компетентностно-ориентированные задания по группам. Думаю, что решение этих заданий существенно поможет вам решить общую проблему.

Сегодня мы обобщим свои знания по пяти страницам всемирной истории.  Только тогда мы сможем аргументированно согласиться или не согласиться с высказыванием знаменитого писателя.

Можно работать с учебником, изучить дополнительный материал…

Р. Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Учиться планировать учебную деятельность. 

4. Реализация построенной стратегии, проекта, решение КОЗ. 

4.1. Самостоятельная работа в группе.

4.2. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

4.3. Сверка с эталоном, самоконтроль и самооценка.

Учитель предлагает 4 компетентностно-ориентированных задания по эпохам «Начало истории человечества», «Мир Древности», «Средние века», «Новое время» для решения их в группах (Приложение к уроку).

 

- Без препятствий мы добрались до пятой эпохи – “Новейшее время”. Можем ли мы назвать её продолжительность? Когда она закончится?

- Новейшая история – удивительное время. За такой короткий промежуток времени произошло огромное количество   событий, которые оставили свой след в истории.

- Предлагаю провести мозговой штурм. Я буду приводить высказывания об эпохе новейшего времени, вы - приводить аргументы, доказывающие истинность этого высказывания.

1) Новейшая история – жестокое время…

2) Новейшая история – время покорения космоса…

3) Новейшая история – время побед в медицине….

4) Новейшая история – время новых материалов…

5) Новейшая история – время технических открытий, компьютеров…

- Важны ли все эти открытия, исторические события для нас современников? Оцените их важность.

В процессе решения задач учащиеся: выполняют задания;

формулируют вывод;

презентуют собственные открытия;

сверяют правильность выполнения с эталоном (слайд презентации);

анализируют и показывают цветом значимость исторических событий для современников и потомков;

оценивают работу в группе.  

 

1) В период новейшей истории произошли две мировые войны, изобретено и использовано ядерное оружие.

2) Запущен искусственный спутник, в космос полетел человек, человек был на Луне.

3) Изобретены новые лекарства – аспирин, антибиотики, вакцины.

4) Изобретены пластмассы, пластик, новые сплавы металлов, ткани.

5) Изобретены новые приборы, компьютер, роботы и т.д.

Формирование ценностного отношения к:

умению  определять способы решения компетентностно-ориентированных заданий для достижения поставленной цели;

выполнять работу, понимая личную ответственность за результат;

оценивать результат своей работы и полученный результат.

Р. Умение работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

П. Умение извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

К. Умение доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.  

Закрепление и обобщение знаний раздела «Страницы всемирной истории», использование знаний для решения компетентностно-ориентированых заданий.

5. Рефлексия учебной деятельности 

- Вернёмся к афоризму М. Твена. Вы согласны с его утверждением? Аргументируйте свой ответ.

- Как вы думаете, какие задачи стоят сегодня перед человечеством?

- Верно! Люди стали осознавать, как важно сохранить нашу планету и всё живое для следующих поколений. А как вы думаете, от каждого из нас зависит будущее? Что мы сможем передать потомкам?

Учащиеся приводят аргументы, доказывающие, что предки дали нам, современникам, всё, чтобы мы жили в уюте, комфорте, мире.

Важно сохранить нашу планету и всё живое для следующих поколений

Предположения детей о вкладе каждого в будущую историю человечества.

Ценностное отношение обучающихся к оценке результата своей работы и общего полученный результат.

  •  

 

Приложение к уроку

Компетентностно-ориентированное задание № 1

Стимул: После изучения темы «Начало истории человечества» твои одноклассники поспорили. Саша утверждал, что современные отрасли экономики начали закладываться ещё в период первобытного мира, а Илья утверждал, что экономика развивается только нашими современниками. Помогите ребятам разрешить их спор.

Задачная формулировка: Заполните таблицу, используя источник информации, и сделайте вывод.  

Бланк ответа:

Занятия первобытных людей

Отрасли современной экономики

Сельское хозяйство

Промышленность  

Строительство

Транспорт

Торговля

Источник информации:

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. Затем его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря земледелию и скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Первобытная история принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество. Первобытные люди вели кочевой образ жизни. Орудия труда, предметы животных и растительной пищи, материалы для изготовления одежды и жилищ, топливо на первых порах люди переносили непосредственно на себе или волоком. По мере приручения и разведения животных, все шире стали использовать их для перевозки. Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Люди строили убежища. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными.    При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта. 

 Из книги «Кто есть кто во Всемирной истории» В. П.  Ситникова  

  Инструмент проверки (аналитическая шкала):

2 балла - полное и безошибочное заполнение таблицы                  

1 балл - допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы                              

 0 баллов – допущены 3 и более ошибок

Сделайте вывод и оцените значимость исторического события для потомков, как аргумента для подтверждения высказывания М. Твена цветом (зелёный цвет – очень важно, жёлтый цвет – незначительно, красный цвет – совсем неважно).

 Компетентностно-ориентированное задание № 2

Стимул: Вы решили совершить путешествие в одну из зарубежных стран с целью изучения древних цивилизаций. В какие страны вам лучше всего поехать, для того, чтобы побывать на месте раскопок древних городов? 

Задачная формулировка: Запишите в таблицу.  Основываясь на источнике информации, запишите, какими знаменитыми людьми прославились древние государства, в чём основная заслуга этих людей?

Бланк ответа:

Название древнего государства

Знаменитые люди

Источник информации:

Древние цивилизации имеют богатейшую историю и культуру.  Известна она многими известными философами и мыслителями, которые изменили ход истории. Они владели знаниями, которые привели к великим открытиям. Их работы просвещали мир и расширяли область знаний.

Архимед был многогранной личностью, изобретателем, математиком, астрономом, физиком и инженером. Его работы по-прежнему восхищаются учеными даже сегодня. Кто распространил влияние греческой культуры в разных частях света? Это был Александр Македонский, военный гений.  Александр расширил свои владения благодаря завоеваниям.  Философия является синонимом Сократа. Его мысли и идеи привели к развитию философии.  Логика и этика получили толчок через его учение. Он был учителем Аристотеля и Платона.
«Отцом медицины» называют грека Гиппократа. И не случайно. Главные достижения Гиппократа относятся к организации медицинской практики. Он первым вести записи, котрые   стали использоваться другими врачами, появились «истории болезни». Именно Гиппократ ввёл клиническое обследование и наблюдение.

Юлий Цезарь – это самый знаменитый и известный римский полководец и государственный деятель. Он был великим военачальником, который одержал победу во многих войнах, что позволило ему заполучить власть и стать единоличным правителем Рима.

Самой знаменитой правительницей Египта была Клеопатра. Образ Клеопатры всегда был овеян романтикой, отчего и стал безумно популярным в массовой культуре. О ней написаны десятки литературных произведений, она появляется в десятках фильмах.


Источник: 
http://jj-tours.ru/articles/Egypt/egypt-10-famous-people.html

Источник: http://jj-tours.ru/articles/greece/greece-10-famous.html

  Инструмент проверки (аналитическая шкала):

2 балла - полное и безошибочное заполнение таблицы                  

1 балл - допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы                              

 0 баллов – допущены 3 и более ошибок

Сделайте вывод и оцените значимость исторического события как аргумента для подтверждения высказывания М. Твена цветом (зелёный цвет – очень важно, жёлтый цвет – незначительно, красный цвет – совсем неважно).

 Компетентностно-ориентированное задание № 3

Стимул: Вы уже знаете, что в Средние века появилась вера в единого Бога – всемогущего и справедливого. Какие веры возникли во времена Средневековья?  Как называются здания для молитв у каждой религии? В каких странах можно увидеть эти здания? 

Задачная формулировка: Дополните таблицу и установите соответствие.

Название религии

Здание для молитв

Страны распространения религии

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Acagatski_datsan.jpg

буддистский храм

Страны Европы

http://mtdata.ru/u23/photoF2E9/20060403389-0/original.jpg

        _____________________

Страны Ближнего Востока

https://www.muslimpress.ru/wp-content/uploads/2012/06/mechet-iman-nuri.jpg

_____________________

Индия, Китай

  Инструмент проверки (аналитическая шкала):

2 балла - полное и безошибочное заполнение таблицы                  

1 балл - допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы                              

 0 баллов – допущены 3 и более ошибок

Сделайте вывод и оцените значимость исторического события как аргумента для подтверждения высказывания М. Твена цветом (зелёный цвет – очень важно, жёлтый цвет – незначительно, красный цвет – совсем неважно).

 Компетентностно-ориентированное задание № 4

Стимул: Новая история подарила миру великих творцов. На уроке вы получили задание подготовить об одном из них сообщение. Вы решили найти материал для сообщения в библиотеке. В библиотеке много залов и стеллажей. На каком из них вы будете искать книги о выбранном герое? Какое главное открытие или произведение ляжет в основу вашего сообщения? 

Задачная формулировка: Установите соответствия для решения этой задачи.

Даниэль Дефо

Джоконда

Мореплаватели и путешественники

Фернан Магеллан

Америка

Рафаэль Санти

Робинзон Крузо

Писатели

Фадей Белинсгаузен

2000 лье под водой

Христофор Колумб

Антарктида

Художники

Леонардо да Винчи

Форма шара

Жюль Верн

Сикстинская мадонна

 

 Инструмент проверки (аналитическая шкала):

2 балла - полное и безошибочное заполнение таблицы                  

1 балл - допущена 1-3 ошибки при заполнении таблицы                              

 0 баллов – допущены 4 и более ошибок

Сделайте вывод и оцените значимость исторического события как аргумента для подтверждения высказывания М. Твена цветом (зелёный цвет – очень важно, жёлтый цвет – незначительно, красный цвет – совсем неважно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс по теме "Новейшее время история продолжается"

Презентация к уроку "Новейшее время история продолжается"  (Окружающий мир 4 класс)...

Открытый урок окружающего мира "Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное наследие" 4 класс

Цели:Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия.Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за со...

Окружающий мир. 4-й класс. Тема " Страницы всемирной истории"

урок развития речи – история – обобщение знаний об исторических эпохах – рисование – иллюстрации и рисунки к различным историческим эпохам – математика – римская ну...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли од охраной человечества. Всемирное наследие» (4 класс)

Цель урока: формирование представления о Всемирном наследии , о его объектах и их значимости.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Дать представление о Всемирном наследии , показать ...