Открытое занятие по познавательному развитию "История ложки"
план-конспект по окружающему миру

Дудина Анна Владимировна

занятие с использованием технологии "Путешествие по реке времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_28_02_23.docx344.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»

Конспект открытого занятия  по О. О. «Познавательное развитие»

в средней подгруппе с использованием инновационной технологии «Путешествие по реке времени» на тему «История ложки»

Воспитатель: А. В. Дудина

1 квалификационная категория

2022 – 2023 учебный год

Дата: 28.02.2023

Цель:  развивать любознательность, причинно – следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения ложки

Задачи:

  1. 1. Образовательная: Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу); формировать представления о временных отношениях на примере появления и «развития» ложки;
  2.  Развивающие: Расширять знания о различных видах ложек; развивать  зрительную       память, произвольность внимания, логическое мышление;
  3. Воспитательные: Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире

Тип занятия: познавательный.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек;  ракушки,  ноутбук, телевизор,  презентация «История ложки», банка с вареньем, фломастеры, набор пластмассовых ложек;

Прогнозируемый результат: проявление интереса к историческому прошлому

Ход НОД

I Вводная часть: Создание игровой мотивации

Соберёмся дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

- Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (Ложек нет - создание проблемной ситуации). Ах, я совсем забыла приготовить ложки!  А как можно поесть без ложки? (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи) Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Не лопата, не совок

Что захватит, то в роток

Кашу, суп или окрошку

Вы узнали? Это …(Ложка)

Постановка цели

- Ребята, а какие бывают ложки?                      

-  А хотите больше узнать о ложках?

- История ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я собираюсь отправиться в волшебное путешествие по времени. Кто хочет вместе со мной? Присоединяйтесь.                

Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время, чтобы нам не заблудиться во времени, мы обозначим наши остановки.   И поможет нам в этом «Река времени». (Показываю детям, отмечаю на реке времени «Наше время», «Старина», «Древность» иллюстрациями жилищ (современный дом, старинный дом, пещера).

- Для того, чтобы перенестись нам в давние времена нам помогут волшебные часы, но чтобы они пошли нужно сказать слова.

Игровое упражнение «Часы»

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В древность все мы попадем  (кружимся)

II Основная часть

-Мы попали с вами в древние времена (вывешиваю соответствующую картинку на РВ)

- Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите на изображение.

- В древние времена люди ели руками, но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали использовать палочки.

- как вы думаете, из чего была сделана первая ложка?

-Но палочкой суп не поешь, первую ложку человек вытесал из камня. Как вы думаете удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (она была не ровной и тяжёлой, обжигали рот)

- Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Они были  очень простые, без украшений.

- Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать  ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

- Люди, жившие у  морей,   использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими, края острые, не ровные, обжигало рот. Время шло, люди стали придумывать другие ложки.

- Путешествие наше продолжается, скажем волшебные слова:

Игровое упражнение «Часы»

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В старину мы попадем  (кружимся)

- Мы попали в старину, во времена Руси (прикрепляю соответствующую картинку на РВ)

- Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси?

- На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Мы знаем с вами, что береста – это кора берёзы.

- Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

- Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарили как подарок – сувенир.

- Ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Предлагаю вам поиграть на ложках и отдохнуть.

Физминутка танец с ложками

- Короли использовали ложки из золота и серебра. Пора перемешаться в наше время.

Игровое упражнение «Часы»

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

И домой мы попадем  (кружимся)

- Вот мы и вернулись в наше время (прикрепляю соответствующую картинку на РВ)

- А какими ложками мы пользуемся в наше время?  

- Сколько много ложек мы посмотрели, предлагаю посмотреть, взять их в руки, потрогать. Чем они отличаются? Можно проверить какая тяжелее.

- На столе лежат картинки с изображением ложек, с которыми дети познакомились

- На столе разложены картинки. Что на них нарисовано?

- Все эти картинки надо разложить на нашей «Реке времени» на ту остановку времени «древность», «старина» и «наше время», где они возникли.

III Заключительная часть

- Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами ложек, некоторые из них дошли до наших дней.

-Посмотрите на «РВ». Как вы считаете, какая ложка самая удобная и прочная? Какую, вы  бы выбрали?

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А что было самым интересным?

- Какие трудности вы испытали?            

-У меня есть предложение, сделать всем вместе театр из ложек. Вот вам пластмассовые ложки и набор фломастеров. Превратим их в веселый театр, а потом все вместе попьем чай с вареньем.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\люди\news_56375_1.jpg L:\Ложки\фото ложек\antique_clay_spoons.gif

C:\Users\Комп\Pictures\09dbea2753d3.jpg    https://ic.pics.livejournal.com/pmw25/64746292/111347/111347_900.jpg

  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\люди\7d500f431017.jpg         C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\люди\0_2da11_73ce8af3_L.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Необычное путешествие к самому себе» (Институт Здоровья)

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам ,так и не может развивать, образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.Он лишь до тех пор способен на ...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Открытое занятие по познавательному развитию. Тема: "Путешествие по сказке Гуси-лебеди"

Конспект ООД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста. Тема Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (Окружающий мир). Тема «Дерево умеет плавать».

Конспект занятия по познавательному развитию (Окружающий мир)в подготовительной группе детского садаВозрастная группа: подготовительная Тема ««Дерево умеет плавать».(Образовател...

Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию в средней группе "Путешествие колобка"

Цель  занятия : закрепление полученных знаний по познавательно - речевому развитию . интелектуалной активности, выявить уровень усвоения детей знаний, умений и навыков....