Конспект урока по теме "Пустыни" (окружающий мир,) 4-й класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пачержинскис Татьяна Ивановна
  1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Пустыни" (окружающий мир, 4-й класс

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
  2. развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;
  3. воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.

Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. .

(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).

– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?

– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.

(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.

– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

– Природу пустыни будем исследовать по плану:

  1. Границы зоны.
  2. Поверхность в пустыне.
  3. Климат.
  4. Растения.
  5. Животные.

4. Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

– Есть ли в пустыне зима?

– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.

– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

– Какую зону сменяет пустыня?

– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?

– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.

– Что такое бархан? А такыр?

– О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…

(Рассказ готовится одним из учеников заранее).

– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.

– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха!

– Что вы о ней знаете?

–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?

– Охарактеризуйте данные образцы по плану:

1. Древесное или травянистое растение.

1. Величина животного.

2. Высота от поверхности земли.

2. Покровительственная окраска.

3. Форма листьев.

3. Дневной или ночной образ жизни.

4. Особенности корня.

4. Востребовательность к пище и воде.

(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:

1. Корни глубоко ищут влагу.

1. Защитная окраска.

2. Листья мелкие, меньше испарения.

2. Нетребовательны к пище, быстро бегают.

3. Колючки.

3. Могут впадать в спячку.)

– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.

  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
  4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

6. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...