Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. "Мир животных: насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Загороднова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. "Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет

Окружающий мир

Учитель

Загороднова С. В.

Школа, класс

МОУ «СОШ №1 г. Катав-Ивановск», 2 класс

Раздел программы

Тема урока

«Человек и природа»

«Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание»

Тип урока

Урок открытия «нового знания»

Цель изучения (целевые установки урока):

Содержательная цель:  углубление и расширение знаний о представителях класса «насекомые»

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умения реализовывать полученные знания и направлять их на бережное отношение к природе.

Содержание обучения на уроке

Планируемые результаты

Программное содержание

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков, передвижения, питания. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Личностные

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Регулятивные:

-Определять цель деятельности на уроке,  принимать и сохранять учебную задачу

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке

-Высказывать свою версию, работая по предложенному плану,

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Познавательные:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

-Построение логической цепи рассуждений

-Ориентироваться на разнообразие способов применения нового знания

Коммуникативные:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-Слушать и понимать речь других

-Вступать в беседу на уроке

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Познавательные:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

-построение логической цепи рассуждений

-Ориентироваться на разнообразие способов применения нового знания

-Углубить и расширить знание о представителях класса «насекомые»  (внешний вид, способ передвижения, питание,  связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.);

-Научиться распознавать и называть изученных животных по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире по способу передвижения, по виду питания

-Закрепить полученные знания о различиях представителей других групп животных

Коммуникативные:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-Слушать и понимать речь других

-Вступать в беседу на уроке

-Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные:

-Определять цель деятельности на уроке,  принимать и сохранять учебную задачу

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке

-Высказывать свою версию, работая по предложенному плану,

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер,  проектор, экран, магнитная доска , карточка «План работы», карточки для «Кластера», листы-задания группам, чистые листы для самостоятельной работы

Учебно-методическая литература: Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 2 класс», Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир. 2 класс», Толковый словарь для школьников, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир. Учебник.  2 класс», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир. Хрестоматия.  2 класс»

ЦОР: мультимедийная презентация составленная на основе материала ЦОР «Моя школа»,

аудиозапись «В мире животных»,

Ход урока:

Этап 1. Самоопределение к деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности включения в учебный процесс                                       

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Слайд 1.

Какие чудные картины

Мир открывает нам порой!

В травинках – лучик золотой,

Серебряная паутинка.

А сколько дивной красоты

В хрустальной капельке росы,

В дождинке, по стеклу скользящей,

И в лёгкой дымке над рекой…

Мир – удивительный такой!

К нему присматривайся чаще!

Слайд 2. Сегодня на уроке окружающего мира мы  продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. А эпиграфом урока  будут слова:

Наблюдай и восхищайся,   изучай и береги!

Учитель читает стихотворение (под музыку)

Учитель называет эпиграф к уроку

Настраиваются на урок.

Этап 2. Актуализация знаний      

Цель: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Животные»                                                                

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Давайте вспомним

-какую тему мы изучаем? ( Животные)

-назовите группы животных и их отличительные признаки

Проводит игру «Верите ли вы?» (приёмТРКМ – Технология развития критического мышления). Раздаёт карточки.

  1. Лягушка – это рыба.
  2. Все животные делятся только на четыре группы.
  3. Тело черепахи покрыто панцирем
  4. У земноводных гладкая и влажная кожа
  5. Пресмыкающиеся умеют летать
  6. Летучая мышь – это птица
  7. Зелёные растения умеют «готовить» пищу из воздуха, света и воды
  8. Некоторые птицы не умеют летать

Проверка. Обменяйтесь листочками. Назовите правильные ответы. Правильные ответы соседа обведите в кружок.  Снова обменяйтесь листочками. Посчитайте количество кружочков (правильных ответов).

Оцените себя

8 - «5», 6-7 – «4», 4-5 – «3»

Вывод. Хорошо ли вы усвоили прошлую тему?

Ставит вопрос

Проводит игру «Верите ли вы?»

Проводит проверку

Подводит детей к выводу

Хорошо ли усвоена предыдущая тема?

Дают ответ

Работу выполняют по карточкам

Проводят взаимопроверку

Отвечают на вопрос

Коммуникативные:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Коммуникативные:

– Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение)

Личностные:

 - Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Этап 3. 3.Целеполагание

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

-Сегодня  мы продолжим изучать наших соседей по планете - животных и будем с вами не просто учениками, а будем  учёными-энтомологами. Как вы думаете, каких животных изучают энтомологи? Ваши предположения?

Загадка.

Червяком она была,

Только ела да спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит (бабочка)

Как догадались? К каким животным относятся бабочки? Так кого же изучают энтомологи?

- Что же такое энтомология? Где можно узнать точное значение слова? Работа со словарём. На Слайде 3 определение слова «энтомология»

-Сформулируйте тему урока. Слайд 4

- Ребята, подумайте, какова цель нашего урока.

- Назовите насекомых на картинках Слайд 5

-А что мы уже знаем о насекомых? Групповая работа. Каждая группа записывает на листочек то, что они уже знают о насекомых.

Приём ТРКМ «Кластер» (на доску прикрепляет карточки)

Карточки:

1. Насекомые

2. 6 ног

3. Голова, грудь, брюшко

4. Пара усиков

Если бы всех животных суши собрать вместе…Слайд 6

то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов. Что интересно, каждый год ученые  находят новые виды насекомых.

- Какой вопрос возникает в связи с этими данными? Слайд 7 (Почему насекомых на Земле так много?)

Чтобы достичь цели урока и ответить на проблемный вопрос, необходимо составить план изучения насекомых. Задайте вопросы по теме.

Посмотрите на план:

1.Строение

 2.Среда обитания

 3.Питание

 4.Размножение

Согласны ли вы с ним? Принимаем данный план работы?

Готовит обучающихся к постановке темы и цели урока

Организует работу со словарём

Формулировка темы и цели урока

Организация групповой работы и составление «Кластера»

Организует беседу

Отвечают на вопросы,  формулируют тему и цель

Работа со словарём

Формулируют тему и цели урока

Работа в группах

Составление «Кластера»

Формулируют вопрос

Задают вопросы по теме

Принимают план работы

Коммуникативные:

-Слушать и понимать речь других

-Вступать в беседу на уроке

Познавательные:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях

Регулятивные:

-Определять цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

-Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение)

Коммуникативные:

-Вступать в беседу на уроке

Познавательные:

--Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

Коммуникативные:

-Вступать в беседу на уроке

Познавательные:

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Регулятивные:

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке

Этап 4. Открытие нового знания  

Цель:  организовать уточнение и согласование темы урока, организовать открытие новых знаний

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Организует работу в группах. Задания группам.

1группа - Строение насекомых.

Изучите в группе внешний вид насекомых. Уч. с.60-63, Хр. с.69-70

2группа - Среда обитания

Рассмотрите рисунок в учебнике с. 61

-Где могут жить насекомые?

3группа – Питание

Уч. с. 60-63, Хр. с.71

4группа - Значение

Уч. с.60-63, Хр. с.72

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и  присела,

На четыре  - полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась

Проверка

1группа. Назовите строение насекомых, есть ли дополнения у других энтомологов. Что узнали нового? Слайды 8,9

Добавляем карточку в кластер: 2,4,5,10 глаз. А кто слушает ногами?

2группа.  Где могут жить насекомые?

 Насекомые  очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин –в почве, воде и воздухе. Медведка в почве – у неё роющие конечности. Жук-плавунец в воде – тело имеет обтекаемую форму. Его ноги превратились в «вёсла». Водомерка – жировая капелька на кончиках ног.

А знаете ли вы, что жилища насекомых – это тоже их среда обитания?

Как называются жилища насекомых? У муравья – муравейник, у пчёл – ульи, у ос – гнёзда. А знаете ли вы, из чего осы строят гнёзда? Посмотрите, как они выглядят. Слайд 10

А это жилища домашних пчёл. Слайд 11Для чего люди разводят пчёл? Добавляем карточку в кластер: живут в почве, воде, воздухе.

3группа. Что вы узнали о питании насекомых? Добавляем карточку в кластер: Растительноядные, хищники, всеядные.

4группа. Расскажите о значении насекомых. Добавляем карточку в кластер:Защита леса, служат пищей.

Чтение стихотворения (подготовленными учащимися)

Если вам по душе красота земная

Берегите её, устали не зная.

Ни к чему обижать бабочку на ветке

Веселее в лесу от её расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

И пчела просто так тоже не пристанет

Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет.

Бабочка, кузнечик, муравей и птица

Не всегда от нас могут защититься.

Если будут нами уничтожены они,

На планете с вами мы останемся одни.

Вывод.  Обратимся к кластеру. Что нового о насекомых вы сегодня узнали?

Организует работу в группах.

Проводит физминутку

Организация проверки

Организация чтения стихотворения подготовленными обучающимися

Ставится вопрос  к выводу о поиске нового

Работа в группах (самостоятельно)

Выполняют физминутку

Выступают представители от каждой группы

Отвечают на вопросы

Обобщают, делают выводы

Ответы детей:

Не рвать цветы, не топтать их, не ловить, рассказывать всем ребятам о пользе насекомых

Отвечают на вопрос

Познавательные:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные:

-Высказывать свою версию, работая по предложенному плану

Коммуникативные:

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные:

 -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем,

Личностные:

- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Познавательные:

-Построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

 -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем,

Личностные

- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Этап 5.  Применение нового знания

Цель: Способствовать применению новых знаний на практике

Игра «Ай, ай, ай».Учитель произносит фразу. Если дети согласны – хлопают в ладоши, если нет –качают головой и произносят: «Ай, ай, ай».

К насекомым относится паук -

Все насекомые умеют летать-

Жук-плавунец живёт в воде +

Божья коровка – хищное насекомое +

У насекомых пара усиков +

Муравьи – вредители леса –

У кузнечика ухо на носу  -

В Забайкальском крае насекомых нет –

Организует работу на «рабочих листах»

(материал из рабочих тетрадей на печатной основе)

с.4 №6 –проверка на доске с обратной стороны

с.5 №7 – работа в парах – проверка на экране

Слайды 12, 13, 14

Проводит игру

Организация работы на «Рабочих листах»

Участвуют в игре

Работают на «Рабочих листах»

Познавательные:

-Ориентироваться на разнообразие способов применения нового знания

5. Итог урока       Цель: способствовать формированию рефлексии      

 Наш урок подходит к концу. Вспомним, какова была тема урока?  Выполнили ли мы план урока? Давайте составим синквейн по теме «Насекомые».

Пример «Синквейна»:

 Насекомые

Маленькие, шестиногие

                                     

Питаются, ползают, летают

Насекомые – удивительные существа

                                                   Помощники

-Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос, который возник у нас в начале урока?

Как вы считаете, урок был полезным для вас? Чем?

Кто доволен своей работой на уроке?

«Лесенка успеха» заполняется

(по принятым условиям)

 Я тоже довольна вашей работой. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Домой я предлагаю вам задание по выбору Слайд 15:

1)Учебник с.9-11, ответить на вопросы

2) Приготовить мини-доклад о насекомом нашего края

Подводит итог

Составление «Синквейна»

Беседа

«Лесенка успеха» (по принятым условиям)

 Комментирование домашнего задания

Да. Изучили все пункты плана.

Составление «Синквейна»

Насекомых много, так какони

 -приспособились к разным средам обитания,

-используют разнообразную пищу

-плодовиты при размножении

-необходимы  природе и человеку

Заполняют«Лесенку успеха» (по принятым условиям)

Получают домашнее задание

Личностные:

-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Регулятивные:

-Принимать и сохранять учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающий мир «Как разные животные готовятся к зиме» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.Планируемые результаты:Предметные:знать характерные признаки животных;знать, как п...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...