урок окружающего мира 2 класс Школа России "Берегись автомобиля"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок окружающего мира 2 класс Школа России "Берегись автомобиля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Берегись автомобиля!»

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: -         создать условия для формирования навыка правильного восприятия дорожной обстановки;

                   - создать условия для систематизации ранее полученных знаний, умений и навыков;

                   - воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся о дорожных знаках и сигналах светофора.
  2. Развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения.
  3. Воспитывать самостоятельность,  умение слушать товарища.

Предметные результаты:

  • знать основные правила перехода улицы, которые должен соблюдать пешеход;
  • знать сигналы обычного и пешеходного светофоров;
  • знать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Дети».

Метапредметные результаты:

Регулятивные действия:

  • -ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • -корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

Познавательные УД:

  • -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;
  • -применять методы информационного поиска(с помощью компьютерных средств);
  • -проводить рефлексию результатов деятельности;
  • -проводить анализ и синтез;

Коммуникативные действия:

  • -слушать и вступать в диалог;
  • -участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.
  • - управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

  • осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге.
  • Образовательные технологии, используемые на уроке:
  • •        игровые
  • •        информационно-коммуникационные – презентация учителя
  • Формы работы:
  • •        индивидуальная
  • •        фронтальная
  • •        работа в парах

Оборудование: знаки дорожного движения, сигналы светофора, компьютер, мультимедийный проектор, учебник для 2 класса Плешакова А.А.  

Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Окружающий мир у нас сейчас.

II. Актуализация знаний

-Послушайте внимательно стихотворение, а потом попробуйте ответить на ряд вопросов.

Движеньем полон город-

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры и день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя-

Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда.

Еще одна секунда-

Случилась бы беда.

-О ком это стихотворение?

-Что произошло с героем?

-Почему это произошло?

-Когда мы должны соблюдать ПДД?

-Чего мы должны остерегаться при переходе через дорогу?

-Чтобы вы сказали Пете, если бы  стояли с ним рядом при переходе через дорогу?  

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Действительно, тема урока так и звучит «Берегись автомобиля». 

-Какие учебные задачи поставим перед собой?

-А что говорит об этом Муравьишка Вопросик? Прочитаем на стр. 12 учебника.

-Вспомните, какие ПДД вы уже знаете с 1 класса?

2. «Блиц- опрос»

1)        Чистить зубы надо … раза в день:……………….   .

2)        Перед едой нужно обязательно ……. руки с ……   .

3)        Никогда не ешь не мытые ………………………..

4)        Принимать пищу в строго…………………………

5)        Во время еды нельзя  ……    книгу.

6)        Ужин должен быть за ……. часа до сна.

7)        Свет при письме должен падать………. .

III. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: Мотивация учебной деятельности учащихся

- Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история»? (слайд № 4)

«Скверная история»

Движеньем полон город-

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя-

Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Еще одна минута-

Случилась бы беда.

-О чём это стихотворение? Почему оно так называется?

— Что такое правила дорожного движения? Для чего они нужны?

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

-  Прочитайте тему урока на с. 12 учебника

- А что говорит об этом Муравьишка? Найдите,  прочитайте.

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1. Беседа

 Начинаем разговор

 Про трехглазый...            

-Скажите, почему светофор так называется?

Ученик читает сообщение (карточка 1)

- Слово это составлено из двух частей: свет и фор. Что значит «свет», я думаю, вы и так знаете.

А вот что такое «фор»?

Слово  «фор»  призошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель».  

А все вместе — светофор -- значит «носитель света»,  «несущий свет ».

-Светофор и правда несет свет, причем трех разных цветов. Вспомните каких.

---Почему для светофора были выбраны три цвета: красный,   желтый и зеленый?....

Ученик читает сообщение (карточка 2)

- --Сигналы светофора выбрали не случайно. Красный цвет хорошо виден и днем, в ночью. Это тревожный цвет, он напоминает нам  об опасности. Увидел красный сигнал — остановись, не переходи дорогу.

 Красный свет нам говорит:

 Стой! Опасно! Путь закрыт!

Желтый — это цвет предупреждения. Машины, которые работают прямо на дорогах, - бульдозеры, краны, асфальтовые катки— обычно выкрашены в желтый цвет. Дорожные рабочие надевают  яркие желтые куртки. Водители издалека видят желтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины.

    Желтый свет — предупрежденье:

     Жди сигнала для движенья!

Наконец, зеленый. Теперь можно спокойно переходить дорогу.  Зеленый цвет спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев.  На заводах и фабриках стены и станки красят зеленой краской: так лучше работается.

   Зеленый свет открыл дорогу:

   Переходить ребята могут.

2. Работа  по карточкам:

- Люди делят светофоры на два вида: транспортные и пешеходные. Подпишите на карточках, как называются светофоры каждой группы.

3. Моделирование

(Ученики получают альбомные листы с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных)

На –        1 светофоре зажгите сигнал «Стойте»

На        2 светофоре  «Внимание»

На        3 светофоре «Идите»

- Закрасьте человечка, который указывает вам «Идите»

- Закрасьте человечка, который указывает вам «Стойте»

Показ командами получившихся карточек  

Физкультминутка

1,2,3,4,5-

Ох, устали мы опять.

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Зеленый цвет - дети идут.

Желтый цвет – дети хлопают.

Красный цвет – дети стоят.

Ж, К, Ж, З, К, Ж, З, Ж, З.

Молодцы! Отдохнули.

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради 

2.  Игра «Узнай знак»  

- Знаете ли вы, что такое дорожный знак? (Это табличка, на которой есть рисунок)

-Зачем нужны дорожные знаки? (Если бы не было знаков, часто случались бы аварии)

Дорожный знак - это такая табличка, на которой есть схематический рисунок. Например, на знаке « Пешеходный переход» для пешеходов изображён человечек чёрного цвета, идущий через три чёрные линии. Знак, где человечек белого цвета спускается по ступенькам вниз - это подземный пешеходный переход, поднимается вверх – надземный пешеходный переход. Такие рисунки на знаках всем понятны, даже иностранцам. Знаки показывают, как вести себя на дороге.

                Дорожных знаков много. Одни запрещают движение, другие разрешают, третьи – предупреждают об опасных участках дороги. Вы,  ребята, должны знать дорожные знаки для пешеходов и некоторые для водителей машин. Водители должны знать все дорожные знаки. Если бы не было дорожных знаков, часто бы случались аварии.

- Ребята, обратите внимание на доску. Что это за знаки?   Сейчас мы с ними познакомимся.

На доске висят дорожные знаки. Ребята отгадывают загадки и находят нужный знак.

  • «Пешеходный переход»,

На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.

  •  «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход»

На широкой улице
Глаза от красок жмурятся.
Разноцветные машины:
Волги, лады, лимузины.
Где дорогу перейти,
На ту сторону пройти?
Всем поможет переход,
Под землею, что идет.

 - Найдите знак надземного пешеходного перехода.

  •  «Пешеходная дорожка»,

По этой дорожке,
Шагают только ножки.
Лишь в коляске и в кино
Колесить разрешено.

  • «Движение пешеходов запрещено»,

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

  • «Движение на велосипедах запрещено»,

В день рожденья подарили
Скоростной велосипед
Научили, объяснили
Ездить там, где знака нет.
(Означающий запрет)

  • «Велосипедная дорожка»

Шли из школы мы домой,

Видим  - знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет…

(Велосипедная дорожка. Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут также двигаться пешеходы – при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки.)

  •  «Дети»

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

(Знак для водителя. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.)

ШКОЛА ПЕШЕХОДА.

- Ребята! Все правила составляют закон улиц и дорог, и называется он «Правила дорожного движения». Этот закон – строгий. Он не прощает нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей. И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет людей от страшных несчастий – он бережет их жизнь. Давайте попробуем сформулировать свои правила.

Работа с учебником

Каждый ученик читает рассказ и формулирует правило безопасного поведения.

- О ступеньках под землёю и полосатой зебре.

- Посмотри направо, посмотри налево.

- Не играй в прятки с водителем.

5.Игра в мяч «Правила ДД»

Педагог с мячом встаёт в центр круга и бросает  ребёнку мяч, одновременно задавая вопрос, тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра проводиться со всеми детьми по очереди.

Педагог. По дороге кто идёт?

Ребёнок. Пешеход.

Педагог. Кто машину ведёт?

2-й ребёнок. Водитель.

Педагог. Сколько глаз у светофора?

3-й ребёнок. Три глаза.

Педагог. Если красный « глаз» горит, то о чём он говорит?

4-й ребёнок. Стой и жди.

Педагог. Если жёлтый « глаз» горит, то о чём он говорит?

5-й ребёнок. Подожди.

Педагог. Если зелёный  « глаз» горит, то о чём он говорит?

6-й ребёнок. Можете идти.

Педагог. Идут наши ножки по пешеходной…

7-й ребёнок. Дорожке.

Педагог. Где мы автобус ждём?

8-й ребёнок. На остановке.

Педагог. Где играем в прятки?

9-й ребёнок. На детской площадке.

Педагог. Молодцы!

6. Творческое задание

--Послушайте сказку.

В  некотором  городе, на некотором  перекрестке жил-был  трехглазый Светофор. Он был строгий ,как все светофоры на свете.  Непрерывно и четко Светофор подмигивал людям и автомобилям тремя глазами:     красным, желтым, зеленым: «Стоп!» «Внимание!», «Иди!».    И все люди. И все автомобили терпеливо стояли и ждали, что им скажет Светофор.  Они уважали его, потому что он заботился о них.

Правда, случалось, какой-нибудь человек срывался с места (ему, наверное, казалось, что он очень смелый) и бежал через улицу на красный  свет.  О, как тогда сердился Светофор! Он готов был схватить за шиворот нарушителя и рассказать ему об ужасных происшествиях, свидетелем  которых он был. Но... Светофор не делал этого потому, что у него была очень ответственная работа. Уйди он хоть на секунду с поста, могла произойти катастрофа, а Светофор этого очень боялся.

И он гордо стоял, четко нес свою службу на перекрестке. Днем стоял. И ночью не дремал.

Но вот однажды...

— А вот что случилось дальше, придумайте дома сами….

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Что нового узнали на уроке? Что нужно запомнить на всю жизнь?

ПДД – это закон улиц и дорог. Этот закон строгий. Он не прощает нарушений, ни со стороны пешехода, ни со стороны водителя. И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет людей от страшных несчастий. Он бережет их жизнь.

Очень важная наука

Правила движения.

И должны их соблюдать

Все без исключения.

Вы на знаки посмотрите

И спасибо им скажите.

Изучайте, уважайте,

На дороге не зевайте!

6.Рефлексия.

Что понравилось на уроке? Какие затруднения возникли при изучении новой темы?

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

7.Домашнее задание. 

1. Выучить дорожные знаки, данные в учебнике.

2. По желанию:-  Придумать продолжение сказки.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

.Конспект урока окружающего мира по теме Берегись автомобиля 2 класс

.Конспект урока окружающего мира по теме  Берегись автомобиля 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира «В школе» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель урока: формирование представления о роли школы в жизни учащихся, обсудить правила поведения в школе.Задачи урокаДидактические:- научить правилам поведения в школе- формировать навыки коммуни...