Урок окружающего мира.Тема: «У Черного моря. Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок окружающего мира по программе "Школа России"для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_21.11-1.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «У Черного моря. Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности»

Цель: создать условия для формирования представлений о субтропической зоне Черноморского побережья 

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся о субтропической зоне Черноморского побережья 

Развивающие: развивать умение учащихся работать в группе, с различными источниками знаний.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению окружающего мира. 

Планируемые результаты

Предметные: научатся характеризовать субтропическую зону Черноморского побережья.

Метапредметные:

- познавательные: смогут осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- регулятивные: будут контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

-коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; принимать участие в работе группы; учитывать другое мнение и позицию;

Личностные: 

продолжат совершенствовать умение формулировать свои мысли в устной и письменной форме; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 4 класс, тетрадь, компьютер, презентация.  

 

Ход работы

I. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в час,
Вновь урок у нас сейчас!

-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу. С хорошим настроением мы начинаем урок «Окружающий мир».

II.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

- Давайте повторим, о чем вы говорили на прошлом уроке.

- Дайте краткую характеристику зоны пустынь.

- Покажите на карте зону степей.

- Как называется самое известное растение в пустыни?

- Какой заповедник создан для сохранения полупустынь и пустынь?

-Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Пусть это путешествие подарит вам много интересного.

- Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Узнай меня».

1.Что за чудо!

Сверху-блюдо, снизу-блюдо.

Ходит чудо по дороге-

Голова торчит да ноги.

Вьется веревка,

На конце-головка

Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие.

Я - глинистый участок пустыни, называюсь…

Я – песчаный холм, и зовут меня …

III. Постановка проблемной учебной задачи

- Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.)

О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода, —

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? 

  IV.Открытие нового знания

 - В этом учебном году вы  много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

1. Работа с картой.

- Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?

-Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

-Продолжим изучать природную зону группами: экологи, ботаники, зоологи.

-Ботаники, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников

1. Отличительная особенность растений субтропиков.

2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

-Зоологи, пользуясь учебником (с. 128—130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов

1. Обитатели суши.

2. Обитатели моря.

- Экологи, пользуясь учебником (с. 132-133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

- Проверка.

-Оценки.

физкультминутка

V. Первичное закрепление

-Просмотр видеоролика о субтропиках.

- Что нового вы узнали?

-Пользуясь учебником (с.128-129) перечертите таблицу в тетрадь и заполните:

Животные черного моря и его берегов.

Обитатели суши

Обитатели суши, добывающие пищу в море

Обитатели моря

-Проверка.

-Оценки.

-Составьте цепь питания на другой стороне листа.

Водоросли, рачки, рыба, дельфин

Водоросли, рачки, рыба, птицы

VI. Включение новых знаний в систему

-Ребята, сейчас на слайде будут вопросы, вы должны на них ответить и ответы записать в тетрадь.

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

-Проверка.

VII. Итог урока

Наше путешествие подошло к концу и самое время подвести итог и оценить свою деятельность.

-Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Все ли задачи были выполнены?

VIII.Рефлексия

Что у вас вызвало затруднения?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Полученные знания пригодятся вам в дальнейшем обучении. А больше по этой теме вы можете узнать в энциклопедиях, Интернете.

Выставление оценок за урок, их аргументация.

XI.Домашнее задание

-Ребята открываем дневники, записываем домашнее задание.

С. 126 читать, пересказывать.

-Спасибо за работу. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Урок окружающего мира. Тема "Засушливые зоны умеренного пояса".

Учащиеся знакомятся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Дети работают с картой природных зон....

Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и  обитателях соленых водоемов чере...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.

Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...