Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Дикорастущие и культурные растения"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Чернышёва Светлана Андреевна

Тема:  Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.                Задачи:

      1.Формировать  понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».

      2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.

     3.Воспитывать  бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений                                                                                         каждой группы.

Оборудование:  презентация, картинки растений, фишки зелёного и жёлтого цвета, клубок; у каждого ученика: сигнальные карточки, учебник, рабочая тетрадь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока47.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.                Задачи:

      1.Формировать  понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».

      2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.

     3.Воспитывать  бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений                                                                                         каждой группы.

Оборудование:  презентация, картинки растений, фишки зелёного и жёлтого цвета, клубок; у каждого ученика: сигнальные карточки, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

1.Орг. момент.

 Учитель: Долгожданный дан звонок. Начинается, какой урок?

 Дети: Урок окружающего мира.

Учитель: На нашем уроке гости, порадуем наших гостей хорошей работой.

 Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

Дети: Наши знания. Умение слушать учителя и товарищей.          

2. Актуализация знаний.

 Учитель. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка  в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)

Учитель. А что такое природа?

Дети. К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека:  небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.

Учитель . Я предлагаю вам поиграть в игру: «Какая картинка лишняя и почему?»
Картинки:   машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик, малина. (Примерные ответы детей
Машина – все остальное природа;
Солнце -  все остальное живая природа;
Петух - все остальное растения.)
(Если не называют лишнее из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос: - Как одним словом назвать все оставшиеся объекты природы?

Дети. Растения.

3. Постановка проблемы

Учитель.  Сегодня мы будем говорить о растениях.

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

            (деревья, кустарники, травы)

Учитель.   Растительный мир богат и разнообразен. Вспомните, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).

- Сегодня на уроке мы узнаем еще что-то интересное о растениях. Но сначала, попробуйте разделить эти растения на 2 группы. Что у вас получилось?                  

4. Совместное «открытие» нового.                                                                           Почему объединили эти растения в одну  группу?

 - Растут в дикой природе.

- Почему объединили эти растения в другую группу?

 - Окультуренные человеком.

 – Как можно назвать растения первой группы?

- А второй?

- Как можно сформулировать  тему сегодняшнего урока? (Открываю на доске тему.)

- Как вы думаете ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить все растения на 2 группы и объяснить принятое решение.

- Чему же мы должны научиться на этом уроке?

Дети. Различать дикорастущие и   культурные растения.

Учитель.   Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

- Сравним малину и орешник .

- Чем похожи и чем отличаются помидор и одуванчик ?

- На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, , которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)  Вторая группа – растения,  которые выращивает специально человек.

5. Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр.72, прочитайте о каждой группе растений.

- Как называются растения из первой группы? (Дикорастущие растения)

Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают.

- Как называются растения из второй группы? Что такое  культурные  растения?

Учитель.

- Откуда же появились на земле культурные растения? ( Ответы детей)

Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. Но с каждым годом поселение людей увеличивалось, все больше рождается детей, все меньше съедобной пищи остается в округе. Поэтому им приходилось уходить за пропитанием все дальше и дальше.

…И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей.

          Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

А сейчас посмотрите и скажите, что это за растение и где вы можете их увидеть. Одну яблоньку вы  повстречали в лесу. К каким растениям относится эта яблоня?

Дикорастущим.

- А  другую - в нашем школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня?

Культурным

- А кто из вас встречал дикую яблоню?

- Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются?

Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие.

 

6. Первичное закрепление

 Работа в парах.  

 Я предлагаю обратиться к  учебнику (с.73), потому что там есть такое задание, которое вам поможет ещё лучше различать культурные и дикорастущие растения. Работать будете в парах по одному учебнику. Положите его на середину.  Разложите  на странице фишки: дикорастущие растения накройте  зелёными фишками, культурные – синими. (Для проверки ответов уч-ся выходят к доске)

7. Физкультминутка

8. Закрепление знаний.

       Игра  «Волшебный клубок» 1 ряд – по очереди передавая мячик называют культурные растения, 2 ряд – дикорастущие растения.

Работа в тетрадях              с.56 №2 (индивидуально)

9. Самостоятельное применение знаний

 Экологический диктант. (Дети работают с сигнальными карточками)

 – Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, то поднимаете зеленую карточку, если нет, то  красную. 

  1. Дикорастущие растения могут  расти без  человеческого ухода - да
  2. Растения очищают воздух - да
  3.  Все деревья  в лесу нужно вырубить, потому что они дикие - нет
  4.   Полевые цветы - культурные растения - нет
  5.  Овощи – это культурные растения - да

А теперь проверяем:    +   +   -  -  +

- Вернёмся к нашей проблеме: в начале урока нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на 2 группы.  Так на какие 2 группы мы можем разделить наши растения?

10.Рефлексия деятельности.

- Что вы узнали о растениях нового?

- На какие два вида они делятся?

Оцените свою работу на уроке. Для этого вам надо раскрасить яблочко в нужный цвет. Если вы все поняли,  и вы справились со всеми заданиями. (Ура! Всё получалось!), закрасьте красным цветом, если вы не все поняли и были небольшие ошибки, то желтым. (Поработаю). 

11. Домашнее задание. В рабочей тетради выполнить задания №1, 3,4(с.57)

2.

3.

4.

5.

2.

3.

4.

5.

2.

3.

4.

5.

2.

3.

4.

5.

2.

3.

4.

5.

2.

3.

4.

5.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе, по программе "Перспектива".Урок составлен в соответствии с ФГОС, с применением сингапурской системы....

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...

Урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения», 2 класс

Урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения», 2 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)...

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения", УМК "Перспектива" 1кл.

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...

Открытый урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения»

Цели: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека....