Технологическая карта урока "Дружба" по курсу "Светская этика".
план-конспект урока (орксэ, 4 класс) по теме

Тема. Дружба

Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnolog._karta_uroka.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики".  Автор: Чуприна Елена Сергеевна, учитель начальных классов

Тема. Дружба

Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи:

-выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

-формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

-формировать лексику; развивать умение обучающихся вести рассуждения;

-воспитывать чувство сопричастности друг к другу;

-активизировать самовоспитание

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Ресурсы: словарь Ожегова, Даля, песня В. Шаинского «Дружба» песня И.Крутого «Мой друг», учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ».

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

  1. Организационный

Проверка готовности к уроку

– Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

  1. Проверка домашнего задания

Выявить усвоение учащимися знаний, полученных на уроке

Альтруист, эгоист

Учитель задаёт вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Дружба, друг,

– Послушайте стихотворение и определите тему урока.

 Кто в дружбу верит горячо,

 Кто рядом чувствует плечо,

 Тот никогда не упадет,

 В любой беде не пропадет.

 А если и споткнется вдруг,

 То встать ему поможет друг,

 Всегда ему надежный друг

 В беде протянет руку.

– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить, вы бы хотели ответить? (Все версии  выслушиваются и на доске появляется запись.

– Сегодня мы с вами мы выясним:

Что такое дружба?

Настоящий друг – кто он?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

Слушают , определяют тему урока.

Высказывают версии

Освоение нового

– Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов. ( показ фото)

Что такое дружба? Каждый знает.

 Может быть, и спрашивать смешно.

 Ну а всё же, что обозначает

 Это слово? Значит что оно?

(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)

– Что означает «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы )

а) работа с толковым словарем

– Обратимся к толковому словарю Ожегова, Даля. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

-  Прочитайте, а как в учебнике даётся понятие «дружба».

Дети отвечают на вопросы.

Работают с толковыми словарями Ожегова, Даля.

Читают текст учебника.

Работа в группах « Собери пословицу»

 -О дружбе создано много пословиц. И вы многие знаете.

– Собери пословицу из слов.

– О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

- А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Дети работают в группах. Собирают пословицы.

Объясняют их смысл.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Друга – ищи , а нашел – береги.

Человек без друзей ,что дерево без корня.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Ребята приводят примеры пословиц и объясняют их смысл.

Работа с легендой.

-А сейчас я  предлагаю  вам прочитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

Задание: Кто главные герои легенды? Какими вы их представляете?

- Кто вам больше понравился? Почему?

-С кем бы вы хотели дружить? Почему?

В какой строчке заключён главный смысл этой легенды?

Читают легенду. Отвечают на вопросы.

Легенда.

   К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?

Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.

- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?

   Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.

  А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай.  Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь.

Работа  над отличительными  чертами дружбы ( уч. с.32-33)

избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов.

(чтение текста)

Читают текст учебника

б) проблемная ситуация

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)

Друг напомнил мне вчера,

 Сколько делал мне добра:

 Карандаш мне дал однажды,

 (Я в тот день забыл пенал),

 В стенгазете, чуть не в каждой,

 Обо мне упоминал.

 Я упал и весь промок –

 Он мне высохнуть помог.

 Он для милого дружка

 Не жалел и пирожка:

 Откусить мне дал когда-то,

 А теперь представил счёт.

 Не влечёт меня, ребята,

 Больше к другу не влечёт.             ( корысть)

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

- Что ему не хватало, чтобы стать настоящим другом?

Слушают, отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения

-А теперь ещё одна история…

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи

со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной — стану

знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись

хоть на день!

Будешь ты меня спасать — дашь

контрольную списать».

А девчонка — на дыбы!

Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени

уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг».

— Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Слушают, отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения

Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

-И ещё одна история…

«Мы – друзья»

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Я – худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе…

Отстаём!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был.

Помнишь, Петя?

Что – то, Вова,

Позабыл.

И я забыл!

Ну не важно! Дрались честно.

Как положено друзьям!

Я как стукну!

Я как тресну!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

– Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя.

-Правильно ли вели себя ребята?

-К чему могла бы привести такая ссора?

-Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми?

-Как бы вы поступили на месте мальчиков?

-Правильно, ребята, если бы люди не помнили старые обиды и старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Технологическая карта по светской этике 4 класс по теме "Что значит быть моральным?"

Технологическая карта к уроку светской этике "Что значит быть моральным?"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...