Урок по ОРКСЭ в начальной школе по программе "Планета знаний"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кочеткова Мария Евгеньевна

Надеюсь этот материал кому- то поможет при подготовке урока по ОРКСЭ по программе "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ОРКСЭ60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ  проведённый в 4 классе.

Тема: «Семья».

Цели:

1. Создать условия для формирования понятия «семья», выявления особенностей семьи.

2.  Организовать совместную поисковую деятельность детей по определению основных ценностей современной семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность   каждого за доброе имя семьи.                                                                                                   

3.  Организовать совместную деятельность по формированию уважения к членам своей семьи,  доведению до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение.

Основные понятия: семья, ценности, любовь, семейные традиции.

Межпредметные связи: окружающий мир, история, этика.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; планшеты с надписями «Семья», «Дружная семья»; презентация, словари.

Организация пространства: фронтальная, групповая.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент и самоопределение к деятельности

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (Семья.)

(На доску вывешивается планшет с надписью «Семья».)

- Сегодня наш разговор пойдет о семье, о взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

II. Актуализация опорных знаний

- Твоя семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Составление синквейна со словом «семья».

Синквейн - белый стих, составленный по следующей схеме:

1) заголовок - ключевое слово;

2) два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;

3) три глагола - по тому же принципу;

4) фраза, несущая смысловую нагрузку;

5) вывод-резюме.

Дети составляют и озвучивают свои варианты синквейна.

Семья.

Дружная. Большая. Радуется. Живёт. Богатеет. Вся семья вместе - так и душа на месте. Это семь «я».

III. Объяснение

нового

материала

-  Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

-  Для чего люди создают семью?

-  Как называются люди, объединённые одной семьёй?

-  Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

-  А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

-  Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам?

-  А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?

-  Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

-  Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

-  В древности существовало поверье, что те люди, кто создают семью, являются главными, ключевыми людьми. Именно на них могут повлиять и сбить с истинного пути злые духи. Чтобы защитить от злых духов мать и отца, было велено звать их не по имени, а мамой и папой.

Мама в жизни ребенка - это сама природа, то, что питает, защищает, учит сосуществовать со всем вокруг в гармонии, ненасилии.

А вот папа - это энергия действия, познания, завоевания! Только мужская энергия способна научить познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои возможности, а также жизненные препятствия на пути к цели!

а) групповая работа

- Сейчас вы совместными усилиями попробуете определить: в какой семье вырастут добрые и счастливые дети и как же должна быть устроена жизнь в счастливой семье.

Вы запоминаете все варианты, предложенные в группе, далее выбираете одного человека, который будет выступать от вашей группы. А вторая группа будет внимательно слушать, дополнять и соглашаться или не соглашаться с мнением ребят. Для этого у вас на партах есть сигнальные карточки. Если вы согласны, вы поднимаете карточку «+», если не согласны, то «-», и мы обсуждаем вашу точку зрения.

б) фронтальная работа

-  Сейчас я произнесу слово «семья» несколько раз, а вы попробуете услышать, какие два слова в нем спрятались? (Семь я.)

- Почему же слово «семья» образовалось именно от этих слов? Во-первых, «семь» - это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните, где мы его встречаем? (Семь чудес света, семь дней недели...)

Пословицы:

1) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2) Семеро одного не ждут.

3) Семь бед - один ответ.

Выражения:

1) До седьмого пота.

2) На седьмом небе.

3) Семь шкур спустить.

4) Семь верст до небес, и все лесом.

- Каждая молодая семья - это папа, мама, ребенок, две бабушки, два дедушки. Сколько получилось? (Семь.)

-  Давайте теперь обратимся к толковому словарю, который нам даст нам точное определение, что же такое семья.

- «Если хочешь знать истину, слушай, что говорит

легенда».

Прочитайте китайскую притчу «Ладная семья» и

ответьте на вопрос: «Что является основой хорошей

семьи?»

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, ч го семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение, И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

-  Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-  И мира тоже.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Идет обсуждение предложенного задания в группах, потом группа отчитывается в проделанной работе.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети ищут в словаре определение «семья».

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социаль-ной необходимостью, которая обусловлена потребностью

общества в физическом и   духовном самовоспроиз-водстве.                     

Семья - основанная на   браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны   общностью быта, взаИМНОЙ ПОМОЩЬЮ, МОральной и правовой ответственностью.           

СЕМЬЯ 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и   ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья, У нас была хорошая, непьющая семья. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат. И вот ввели в семью чужую. Влияние семьи на  ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода (пословица).    //перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.

Дети читают притчу самостоятельно и отвечают на вопрос. «Что является основой хорошей семьи?»

IV. Первичное закрепление

- А теперь представьте, что ваши родные пришли к

нам в класс. Давайте скажем им несколько тёплых

слов.

Дополнить предложения:

•  Мама и папа для меня самые...

•  Я доверяю свои тайны...

•  Я люблю бабушку за то, что....

•  Свою семью я считаю...

•  Родным я хочу пожелать...

Дети дополняют предложения.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

-  В каждой семье есть семейный альбом. Чьё фото мы поместим на первую страницу альбома? Почему?

- На первую страницу альбома помещают фото главы семьи. Кто это?

- Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Какой орган дерева находится в земле? (Корень.) Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи. Вот и сегодня мы попытаемся создать деревья ваших семей.

- Вы закончили выполнять семейные деревья?

А на кого из своей семьи вы хотите быть похожим? Почему?

Глава семьи - это самый старший член семьи. Ему оказывается большое уважение, поэтому фото главы семьи обычно на первой странице.

Дети под музыку на заранее приготовленный макет дерева приклеивают фото членов своей семьи.

VI. Итог урока. Рефлексия

-   С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке?

-  Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба. Для этого вам нужно подумать, каким может быть герб вашей семьи. Каким вы его представляете? Какие цвета вы бы внесли в семейный герб? Что может быть в гербе?

-  Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья!

1.  Это близкие и родные люди.

2.  Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

3.  Те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

4.  Это наши родители, дедушки, бабушки, сестры и братья.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

VII. Домашнее задание

Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся.  программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы".

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы"...

Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе

В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит  от  конкретных  условий:  у...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...