Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Скопина Елена Валерьевна

 

 

Тема: Православие

Цель: введение в православную духовную культуру.

Задачи:

1. Обучающие:

  • знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры:

- введение в православную духовную традицию;

- во что верят православные христиане;

- православие в России;

- православный храм и другие святыни;

- символический язык православной культуры: христианское искусство;

- особые правила поведения - церковный этикет.

2. Развивающие:

  • развитие речи путём обогащения словаря (православие, иконы, фрески, церковное пение и др.)
  • развитие способностей младших школьников к общению к полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного  уважения и диалога

3. Воспитательные:

  • формировать у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважение культурных и религиозных традиций разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavie.doc162 КБ
Office presentation icon pravoslavie.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Скопина Елена Валерьевна ГБОУ СОШ №451

Скопина Елена Валерьевна

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

Тема: Православие

Цель: введение в православную духовную культуру.

Задачи:

1. Обучающие:

  • знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры:

- введение в православную духовную традицию;

- во что верят православные христиане;

- православие в России;

- православный храм и другие святыни;

- символический язык православной культуры: христианское искусство;

- особые правила поведения - церковный этикет.

2. Развивающие:

  • развитие речи путём обогащения словаря (православие, иконы, фрески, церковное пение и др.)
  • развитие способностей младших школьников к общению к полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного  уважения и диалога

3. Воспитательные:

  • формировать у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважение культурных и религиозных традиций разных народов.

Ход урока

Этап урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

II. Сообщение темы урока

Твой Мир великий выше всякого ума,

Познать его - великая отрада,

Я попрошу частичку положить в меня,

Он для души покой - бесценная награда... (1) (слайд 2)

- Ребята, а что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?

- Давайте посмотрим, какое определение даёт нам словарь (слайд 3)

 - Что узнать тему нашего урока, составьте из букв слово.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с православной культурой, узнаем, во что верят православные христиане; как распространено православие в России; познакомимся с православными  храмами и другими святынями; узнаем символический язык православной культуры: христианское искусство, узнаем, что такое церковный этикет.

- Высказывания учащихся.

- (учащиеся читают определение)

ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

- на доске буквы ( Р А В А И П О Е С Л) из которых надо составить слово ПРАВОСЛАВИЕ

- ученик выходит к доске и составляет слово

III. Актуализация знаний учащихся

- Как вы думаете, почему мы будем говорить о православии?

- Вы абсолютно правы, давайте посмотрим на слайде распространение православия в мире (слайд 4) (объяснение значения цвета на карте)

- варианты ответов (распространённая религия в мире, в нашей стране…)

- учащиеся рассматривают карту и убеждаются в том, что православие широко распространено в мире.

IV. Изучение нового материала

1.Что такое православие.

2. Знакомство с важнейшими

догматами православия.

3. Источники веры.

4. Культ святых.

5. Знакомство с устройством православной церкви.

6.Обряды / таинства

7. Закрепление полученных знаний (работа в паре)

8. Язык, на котором идёт

богослужение.

9. Церковное искусство.

10. Церковная музыка.

11. Архитектура храма.

Творческое задание

12. Крест - символ христианства.

- Беседа с учащимися (слайд 5).

Православие — религия, строго следующая традиции, старине. Само русское слово «православие» (православный) подчеркивает правильность и неизменность вероучения этой ветви христианства по отношению к другим частям некогда единой христианской церкви. В русском языке родственными ему являются слова: слава — слыть — восхвалять — слово. 

Обозначение православная  окончательно закрепилось за восточной ветвью христианской церкви после раскола XI в. [5]

- Давайте познакомимся с важнейшими догматами (слайд 6) православия, о которых нам сейчас расскажут ребята (я вам сейчас расскажу).

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

- Существуют определённые источники веры (слайд 11). Давайте познакомимся с ними.

 

- Кому же поклоняются верующие? (слайд 12)

- Давайте познакомимся с устройством православной церкви (слайд 13)

- Что такое культ православия? 

(слайд 14)

(слайд 15, 16,17,18)

(слайд 19)

(слайд 20,21)

- А сейчас мы выполним задания, которые потребуют применить наши знания о православном богослужении.

- Молодцы вы все хорошо справились с этим заданием. Подпишите листы с вашей работой и сдайте мне, за выполненную работу вы получите отметку.

-  Давайте продолжим наше знакомство с православной церковью. Как вы думаете, на каком языке идёт богослужение в церкви? (если есть, прослушивание записи)

- А теперь мы с вами познакомимся с церковным  искусством.

(слайд 22)

(слайд 23)

(слайд 24)

- Большое значение в православном богослужении имеет музыка, которая

исполняется только человеческими голосами (прослушивание отрывка)

-Важная роль в православии отводится архитектуре. Храм мыслится как модель мироздания, «частичка неба на земле».

(слайд 26,  27)

- Перед вами рисунок храма. Раскрасьте храм по своему замыслу.

- Какое впечатление должен производить раскрашенный вами храм: чистота, величие, возвышенность, торжественность, нарядность, простота, мягкость, нежность или другое?

- Давайте послушаем рассказ об архитектуре храма (слайд 25)

(слайд 26,27)

(слайд 28)

- Как вы думаете, что является символом христианства? (слайд 29)

(рассказы предварительно подготовленных учеников (5) или учителя)

- 1) До́гмат (греч. δόγμα — мнение, решение, постановление), в религии — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению).

- Важнейшие догматы православия — триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскресение и вознесение Христа.

2) Догмат о Троице (триединстве) — первый и самый ранний в христианской церкови. Троица соединила три лица или ипостаси (буквально с греч. основание, сущность): Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, Она — единосущна и нераздельна. Святой Дух исходит только от Бога Отца, единосущен и равен ему (как и Богу-Сыну). Каким образом происходит исхождение — это, по мнению богословов, непостижимо для человеческого ума. Дух Святой посылается в мир Богом-Сыном и пребывает в церкви. Он обладает многими божественными свойствами, в том числе может очищать от греха. Святой Дух, действуя через священников, совершающих таинства и обряды, освящает предметы и людей, придавая им особые свойства. Так освящаются хлеб и вино на литургии, здания вновь построенных храмов, жилища, вода на праздник Крещения, церковные свечи, утварь и многое другое.

3) Боговоплощение означает, что в мир в человеческом естестве (во плоти — отсюда слово воплощение), явился Бог (Иисус Христос). Он пришел одновременно в двух ипостасях — божественной и человеческой. Христос родился как человек, приняв от матери Девы Марии человеческую плоть. Страдания и смерть Христа были человеческими, поэтому Он смог искупить первородный грех.

«Если ты Бог, то сойди с Креста!» — кричали воины после Распятия. Но Иисус, согласно Евангелию, до дна испил чашу самого ужасного человеческого страдания. Он не применил свое Божественное могущество, не сошел с Креста, не воплотился в царя или героя. Он остался униженным, гонимым и страдающим. Если бы Христос пришел в мир царем во всем блеске славы, он тем самым заставил бы человека подчиниться Божественной воле и не оставил бы ему свободы выбора, не дал бы возможности самостоятельно пройти тяжелый путь, ведущий к Богу.

4) Таким образом, искупление — это догмат о том, что Иисус Христос, страдая на кресте, как обычный Человек, стал добровольной жертвой, принесенной за первородный грех Адама и Евы. Искупив его, он открыл каждому человеку путь к спасению, то есть к освобождению души от тяжести греха и обретению вечного блаженства в раю.

Церковь считает, что до этого путь для человека в рай был закрыт. Отныне каждый уверовавший в Христа и принявший крещение снимал с себя грех прародителей.

5)Страдавший и умерший как Человек, Христос воскрес и вознесся на Небо на сороковой день после Пасхи, что, согласно православному учению, явилось прообразом будущего воскресения мертвых накануне Страшного Суда.

Догматы православия сформировались еще до разделения церквей. Они не только не пересматриваются, но и остаются неизменными по форме выражения, ибо каждое слово и каждая буква, с точки зрения православных, исполнены глубокого смысла. Со времен Вселенских соборов православие, в отличие от католичества и протестантизма, не убавило и не прибавило в догматике ни одного слова. [5]

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

- Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Библию могут свободно читать и трактовать все члены церкви, в том числе и миряне, но при этом они обязаны руководствоваться в основе своих рассуждений истолкованиями Писания, сделанными Отцами церкви, а не личным разумением (как протестанты). Кроме Библии существуют канонические книги для священнослужителей, в которых излагается содержание и ход (последование) церковных служб (Часослов, Минеи, Триодь, Типикон (устав), Требник и др.). Для верующих существуют молитвословы — сборники молитв, а для изучающих веру — катехизисы (букв. с гр. устные наставления) — краткое изложение основ вероучения в виде вопросов и ответов. [5]

- Ответы детей

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

- Обычай поклоняться святым («культ святых») получил распространение  в православии. Святые, то есть люди, которых Бог, по убеждению христиан, наградил выдающимися духовными качествами и особыми способностями, выступают в качестве защитников, посредников между Богом и людьми.

Жизнеописания святых в русском языке называются житиями. Огромная житийная литература, рассказывающая о жизни, смерти и посмертных чудесах святых составляет важный элемент Священного предания. Святых так много, что в церкви ежедневно отмечается память нескольких из них, а сборник житий, причем только самых почитаемых из них, составляет многотомное издание. Некоторые (наиболее ранние) жития описывают только мученическую смерть святого, они называются мартирологи, другие — всю его жизнь. Святые бывают общехристианские (в основном мученики за веру Христову, жившие в эпоху раннего христианства), национальные (русские, болгарские и др.) и местные

(калужские, рязанские и т.д.). [5]

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

Важнейшим моментом для православных является понимание церкви как учрежденного от Бога объединения всех верующих: живущих ныне и умерших.

Церковь — это «Тело Христово», а ее главой является сам Иисус Христос. Она несет в себе Божественную благодать, а потому непорочна и непогрешима (что не распространяется, впрочем, на конкретных людей — ее служителей). Православная церковь не имеет единого главы и управляется по соборному принципу. Патриарх (глава церкви) — это лишь старший епископский сан, не позволяющий его носителю вносить изменения в догматику и самовольно решать вероучительные вопросы. [5]

(рассказ предварительно подготовленного  ученика или учителя)

- Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах культа. Еще в первые века христианства постепенно сложились обряды, то есть определенные, установленные церковными людьми совместные действия верующих, связанные с пребыванием в церкви или жизнью человека вне храма: крестное знамение, возжигание свечей, коленопреклонение, освящение жилища и т. п.

Самые важные обряды, как уже говорилось, называют таинствами. Православные считают, что они, в отличие от обрядов, установлены самим Богом. Вы знаете, что в раннехристианской церкви сложилось учение о семи таинствах и все они сохранены в православии. Пять из них обязательны для всех: крещение, миропомазание (смазывание ароматным маслом, означающее снисходящую на человека божественную благодать), причащение, покаяние, елеосвящение или соборование (очищение от грехов больного или умирающего). Два таинства — необязательных: священство (принятие на себя будущими священниками апостольской благодати через рукоположение) и брак.

Православие отличается сложными, красивыми и детально разработанными богослужениями. Главная среди служб — литургия, на ней совершается таинство евхаристии, берущее свое начало от Тайной Вечери Иисуса Христа. Воцерковленный православный человек должен регулярно исповедоваться у священника и причащаться, т. е. вкушать хлеб и вино, мистически пресуществленное (т. е. изменившее в результате специальных действий священника во время богослужения свою субстанцию) в тело и кровь Христову. [5]

- Учащиеся (в паре) выполняют задания на листе (см. приложение 1)

- Коллективная проверка выполненных заданий.

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

- Богослужение может идти на греческом или церковно-славянском (как в

Русской православной церкви) языках. Эти два языка — основные для православия. В различных автономных церквях богослужения совершаются на финском, карельском, арабском, грузинском, японском, суахили и на многих других самых экзотических языках мира. Иногда вопрос о языке богослужения вызывает споры. Сейчас в России дискутируется вопрос о возможном переводе богослужения на современный русский язык, но сторонники такой реформы находятся в явном меньшинстве. [5]

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

Православное церковное искусство призвано помогать молитве.

Храм, как говорил русский философ, богослов, естествоиспытатель и искусствовед Павел Флоренский, представляет собой «синтез искусств». Огромную роль играют изображения — росписи и иконы. Иконы пишутся строго по правилам (канонам).Православные говорят, что поклоняются не самой иконе (как материальному предмету), а тому изображению (образу), который на ней отражен. По словам того же П. Флоренского, икона — окно в потусторонний мир, очерченное иконописцем видение потустороннего мира.

В VIII–IX вв. в Византии вспыхнуло движение против почитания икон

(иконоборчество). Иконоборцы утверждали, что христиане не должны почитать «доски с красками», уподобляясь идолопоклонникам. Император Лев III в 730 г. защитил культ икон, который до этого уже успели объявить ересью. В 787 г. на II Никейском соборе культ икон был восстановлен, а затем окончательно утвержден.

Иконы располагают в храме по строгим правилам между главной его частью - алтарем (букв. с лат. возвышенное место), в котором совершается таинство евхаристии и куда ограничен вход мирян, и основной частью храмового помещения, где находятся верующие.

Иконы, установленные рядами (идущими снизу вверх по строгим правилам), составляют иконостас. В иконостасе выделяется нижний ряд с изображением Христа, Богородицы, евангелистов, местных святых.

Иконы праздников составляют второй ряд снизу, а Богородицы, Иоанна Предтечи и апостолов, молящихся Христу, — третий ряд, называемый деисус (моление).

Ветхозаветные праведники и пророки помещаются в четвертом ряду снизу. Число рядов может быть меньшим или большим. [5]

- Учащиеся рассказывают о тех чувствах, которые возникли при прослушивании музыки.

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

- В церкви исполняют как традиционные напевы, так и авторскую церковную музыку. Многие русские композиторы в этой области стали классиками: Н. Дилецкий (XVII в.), А. Ведель, М. Березовский, Д. Бортнянский (XVIII в.), П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Архангельский, П. Чесноков и др. Православная музыка исключительно проникновенна и трогательна.

По древнему канону (который сейчас не соблюдается) в церкви пели только мужчины. До XVII в. в России музыка в церкви была почти исключительно одноголосой (для того, чтобы убрать излишнюю, ненужную красивость, отвлекающую от молитвы). Православное искусство очень сдержанно по форме и лаконично. Как образно говорят искусствоведы, «православная музыка начинается с тишины».

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

- Храм любой религии — средоточие всего самого прекрасного, одухотворенного, возвышенного. Всякий храм красив по-своему, но православный храм и православное богослужение служат этому особенно ярким подтверждением. Церковное здание является в православии миниатюрной моделью мира. Считается, что в литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший церковную музыку, и певчие, ее исполняющие, и

архитектор, проектировавший когда-то этот храм, и даже... камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира.

- Учащиеся раскрашивают храм по своему замыслу.

- Обсуждение вариантов.

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

- Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор (где некогда молились те, кто только готовился принять крещение). В центре алтаря находится престол, на котором совершается евхаристия, в алтарь ведут три двери или трое врат (центральные называются Царскими вратами). Возвышение перед алтарем — амвон (с него священник обращается к верующим), слева и справа — клиросы (места для двух хоров).

Вокруг храма с внешней стороны находится паперть (возвышенное крыльцо). Храм может иметь несколько приделов (дополнительных алтарей, освященных в честь святых или праздников). Около храма может стоять колокольня: колокольный звон играет очень большую роль в богослужении и осуществляется по правилам в зависимости от случая (благовест, погребальный звон, праздничный и т.д.).

Если храм достаточно большой, имеет приделы и значителен по своей роли (является главным в городе, районе), то он может быть назван собором (от слова «собирать»). В обиходе к церковному зданию применяется термин «церковь». Собор, где служит архиепископ или митрополит, называется кафедральным.

Большое значение в богослужении имеет облачение священства (строго каноничное и соответствующее духовному званию, времени церковного года и конкретной службе).

В храме сконцентрировано немало произведений ювелирного искусства (чаши, кресты, другая утварь, обложки книг и т.д.). Строительство и убранство православного храма представляет собой сложную и разветвленную науку. [5]

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

С внешней стороны храм может быть крестово-купольный (когда при виде

сверху образуется крест), в форме «корабля» (вытянутая, удлиненная форма), круглым, восьмиугольным. Завершают храм купол или купола, которых может быть три, пять и т.д. (здесь также действуют строгие правила, так как количество глав символично). В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». Это по-разному объясняется искусствоведами. Одна из самых остроумных версий связана с чисто практическими соображениями: чтобы снег во время долгой русской зимы скатывался с купола, не закрывая креста.

- ответы учащихся

(рассказ предварительно подготовленного ученика или учителя)

Главный символ христианства — крест. Кресты бывают различной формы и конфигурации. Православные кресты могут быть четырехконечные, шестиконечные — с короткой верхней перекладиной, на которой при распятии было издевательски написано -«Иисус Назорей Царь Иудейский». На восьмиконечные кресты добавлена наклонная справа налево перекладина (по принятому мнению, она указывает на двух разбойников, распятых около Христа, правого — раскаявшегося и левого — нераскаявшегося). Католические и протестантские кресты («латинские», как называли их в России) только четырехконечные, длинные по вертикали, иногда с утолщениями на концах.

V. Знакомство с церковным этикетом

- Ребята, а вы часто бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

-

- И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия? [18]

- Ответы детей.

-Учащиеся читают стихотворение по ролям

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

- Ответы учащихся.

VI. Рефлексия

- Ребята, какие впечатления у вас после нашего урока?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Ответы учащихся.

VII. Домашнее задание.

- Ребята, расскажите  родителям о том, что запомнил на уроке.

- Составьте и оформите памятку «Как вести себя в храме»

-Прочитайте учебник с.101-107, ответьте на вопросы.

Источники:

1.Христианские стихи - Православная поэзия. Регистрация участников >>. Христихи - христианская поэзия, православные стихи, песни, поэмы, проза и другие православные произведения. stihi.ortox.ru

2. Электронный ресурс. Википедия. Догмат.

3. Электронный ресурс. Википедия. Троица.

4. Электронный ресурс. Догмат искупления.  http://o-maxim-kurlenko.podfm.…

5. А.Е. Кулаков.Религии мира (диск курсы)

6. Электронный ресурс. Иконография Иисуса Христа — Википедия

7. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Икона Вознесение Господне. pravicon.comВознесение Господне

8. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. икона Богородицы Троеручица.

http://www.golden-ship.ru/phot…

9.Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Священное Писание, Священное Предание, Библия

10. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Георгий Победоносец.

http://fedoroff.net/photo/ikon…

11. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Фрески,миниатюры и иконы"Апостолы Петр и Павел"XI-XX в.

http://osnowa777.narod.ru/foto…

12. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Патриарх Кирилл. Фото: nr2.ru

http://www.baltinfo.ru/2011/03…

13. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки.Крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение или соборование, священство, брак.

14. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Иконостас Храма Рождества Христова в Краснодаре.

http://forum.esolang.com/lofiv…

15. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки. Фотографии: Спас на Крови, город Санкт-Петербург - CitySights.ru.

http://www.citysights.ru/photo…

16. Электронный ресурс. Яндекс. Картинки....крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. max.  fotogid.org

17. Православный храм в Санкт-Петербурге устройство картинки http://www.1pravoslavnyi.ru/us…

18.План-конспект урока (4 класс) по теме: Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм". Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Основная общеобразовательная школа № 2». города Котовска Тамбовской области.

nsportal.ruНачальная школаРазное…/pravoslavnyi-khram

Самоанализ урока.

Считаю, что цель, поставленная на уроке, - введение в православную духовную культуру, была достигнута.

Учащиеся познакомились с основами православной религиозной культуры

Задачи, поставленные на уроке, были реализованы.

Учащиеся узнали, что такое православие, познакомились с важнейшими догматами православия, узнали, что является источниками веры, узнали о культе святых. На уроке произошло знакомство с устройством православной церкви. Учащиеся узнали о существующих обрядах, таинствах, о языке, на котором идёт богослужение. Познакомились с церковным искусством: музыкой, архитектурой. Узнали, что крестик, который многие из них носят, является символом христианства.

На уроке велась работа по обогащению словаря (православие, иконы, алтарь, культ, догмат и др.)

.

При закреплении материала использовались:

  • задание, направленное на правильное написание новых слов,
  • задание, опирающееся на осмысление изученного материала,
  • задание по разгадыванию кроссворда (крестословицы) по теме.

Знакомство с церковным этикетом проводилось с помощью стихотворения по теме, что способствовало более быстрому запоминанию  материала.

Участие в проведении урока заранее подготовленных учащихся помогло сделать их активными участниками учебного процесса, способствовало более глубокому погружению в тему.

Использование творческого задания - раскрасить храм по своему замыслу помогло каждому учащемуся отобразить  в цвете своё отношение к рассматриваемому вопросу.

Выполнение задания о православном богослужении в паре способствовало развитию сотрудничества, взаимопомощи.

Использование звукозаписи вызвало большой интерес учащихся, дало возможность обратить внимание на разнообразие церковного искусства.

Во время урока параллельно с текстом показывала презентацию, иллюстрирующую материал урока.

Для закрепления материала, было предложено знакомство с содержанием учебника по теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...

Годовая контрольная работа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса.

Годовая контрольная работа содержит задания для закрепления и обобщения полученных знаний по предмету....