Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Цели:

 познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;

формировать у обучающихся представления о совести и раскаянии, о добре и зле, как качествах характера, проявляющихся в поступках;

формировать умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки;развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

 воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;воспитывать стремление к хорошим поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/zhuravkova-nadezhda-mihaylovna22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Журавкова Надежда Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ Михновская СШ

Конспект  урока ОРКСЭ  в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние»

(по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

 познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;

формировать у обучающихся представления о совести и раскаянии, о добре и зле, как качествах характера, проявляющихся в поступках;

формировать умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки;развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

 воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;воспитывать стремление к хорошим поступкам.

Оборудование:

  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб .для  общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.: ил.
  • Презентация.

Ход урока

  • Организационный момент

- Добрый день, дети.

- Вначале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

- Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,

 Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

Задание №1. Карточки со словами, размещены на доске. Их надо расположить в правильном порядке, чтобы получилась фраза«Жить в ладу со своей совестью».

- У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу.

- Прочитает дружно эту фразу. («Жить в ладу со своей совестью».)

- Молодцы!

  • Актуализация опорных знаний

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

- Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке? (Мы говорили с вами о душе человека).

- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

3. Сообщение темы, постановка целей.

- Я прочитаю вам небольшой рассказ, а внимательно послушайте и подумайте о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

-  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

-  А молоко купил?

-  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

-  Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

-  Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (О совести)

- А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем об этом  говорить.

- Что нам может помочь в постановке целей? (Учебник)

- Давайте откроем учебник на с.36  (Сегодня на уроке вы узнаете: о подсказках совести, как исправлять ошибки).

4. Объяснение нового материала

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…»

Задание №2. Работа с дополнительным источником. Поиск определений в словаре (если есть возможность: поиск в Интернет-источнике). Форма работы: групповая.

- А как толкуют значение этого слова авторы словарей. Предлагаю группам поискать  определение  слова «совесть» в разных словарях.

1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее от  лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

- Скажите, наши предположения о том, что такое «совесть» оказались верными?

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

- Зачем человеку совесть?

-  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро».(Ответы детей)

  - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».

-  Назовите антоним слова «добро». (Зло).

   - Какой  смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)

   - В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36  вашего учебного пособия.

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

•    это то, что способствует росту души,

•    помогает людям,

•    радует бога.

  - А зло наоборот:

•    это то, что удаляет от этих добрых целей.

  - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

Задание №3. Привести по одному примеру доброго и недоброго дела. Форма работы: в парах.

- А сейчас предлагаю вам поработать в парах. Приведите по одному примеру доброго и недоброго дела.

-  В народе  говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

Задание №4. Рассматривание портрета апостола Петра.

- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.  

- Какое выражение лица у него? Почему?

- Найдём ответ на этот вопрос в учебнике. (Мученическое, так как он совершил грех).

 - Что же послужило причиной его грусти, муки? (Ответы детей)

 -Как вы думаете, можно ли как-нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести?

Задание №5. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие  «Отречение Петра».Чтение библейской истории «Отречение Петра».

-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр.  нашего учебника.  При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания  Петра.

-Для того, чтобы защитить человека от греха  совесть должна выполнить свою работу.

- Узнаем в чем же заключается работа совести.

-  Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 37.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести? (ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)  

- Что же является главным в жизни человека?(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

- Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Три шага в раскаянии.

-Как же человеку исправить  ошибки, которые он совершил?

- Откройте стр. 38 учебника,  прочитаем 2 абзац  статьи «Раскаяние»  про себя  чтобы  узнать, какие шаги существуют в раскаянии.

а) Первый шаг в раскаянии.

- Прочитай,  чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?(Сожаление о том, что сделано)

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в  тексте слова, в которых  описывается первый шаг в его раскаянии?  

(И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

б) Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?(Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?(Готовность исправить свой поступок)

-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра. (В этих слезах обновилась его душа.Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)

в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и  все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.  

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу.Самая простая из них – «Господи, прости!»)

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?(Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную  молитву. (Господи, прости).

- Найди дело противоположное греху.

       Укал - … Верни

       Солгал – …Наберись сил сказать правду

       Пожадничал –… Подари

       Сказал злое слово -  …Попроси прощения

-Для православных людей   место покаянной молитвы - храм.  

5. Подведение итогов урока

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока?

- Что такое совесть?

- О каких подсказках совести мы узнали?

- Как исправлять ошибки?

- Какие понятия для вас были новыми?

- Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо.

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

6. Домашнее задание

Учебник: стр.39, вопросы.

Сочинить сказку на тему: «Совесть пропала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

  Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...