Технологическая карта урока «Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Бобовникова Наталья Юрьевна

На уроке организуется работа в группах, используя технологию приёма "Мозаика". Представлены листы для самооценки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_svoboda_i_moralnyy_vybor.docx29.65 КБ
Файл svoboda_i_moralnyy_vybor_cheloveka_2.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)

Учитель: Бобовникова Н.Ю., МБОУ СОШ №24г. Ковров

Цель: формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества. 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование умения постоянно учиться

-учить  делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-формирование  умения работать с новой информацией

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания,

- формирование умения работать в паре и группе

- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера

- формировать начальные формы рефлексии

- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-освоение знаний  по теме «Свобода и моральный выбор»


Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Подготовленная ИОС

ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебник «Основы светской этики» Просвещение 4 класс, электронное приложение к учебнику, информационные листы по теме урока, инструкционные карты,

План взаимодействия педагога и учителя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный момент.

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

Проводит энергезирующую разминку.

Эмоционально настраиваются на урок

Коммуникативные

2

Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми.

Читает притчу.

Слайд.

Приложение 1.

Задаёт вопросы:

-Какой вопрос каждое утро встаёт перед учителем?

-Что приходится делать учителю? (выбор)

 -Какие слова вы представляете, когда слышите слово выбор?

( одно из слов свобода)

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

Дополните тему сегодняшнего урока.

Слайд

Свобода и моральный  ----------человека.(выбор)

Хотели бы вы узнать:

-Что такое свобода?
- Как связана свобода с моральным выбором?

 -Что влияет на выбор?
- Всегда ли у человека есть выбор?

Слайд.

 Это то, что мы постараемся узнать на уроке.

Какие источники информации нам помогут?

Как бы вы хотели работать?

Чему будем учиться?- принимать и сохранять учебную задачу

-работать с информацией

-слушать и слышать товарищей

-чётко и ясно излагать своё мнение

-работать в паре или группе

-учится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

Слайд

Подготавливает ИОС: доска, слайды.

Слушают текст.

Формулируют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, вступая в диалог с учителем.

Коммуникативные

Регулятивные.

3

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока)

-работа учащихся с материалом учебника

Задаёт вопросы:

-Что такое свобода?

-Кто более свободен в своих действиях, животное или человек и почему?

Слайд.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.


Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе
.

Задаёт вопросы для групп:

1 гр. Что значит быть свободным?
2 гр. Для чего нужна свобода?
3 гр. Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
4 гр. Кто чувствует себя счастливым и почему?

Слово учителя.

Свобода – это, прежде всего ответственность за тот выбор, который ты совершаешь в жизни.

Организует работу в группах, используя технологию приёма «Мозаика», создаёт подготовленную ИОС.

(Вопросы для участников групп:

-Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт?

Задание:

выбрать и записать из текста цитату, которая наилучшим образом подходит для ответа на вопрос)

В позиции консультанта – фасилитатора.

Организует диалог по вопросам, используя иллюстрации учебника.

-В какой  ситуации морального выбора оказался мальчик? Стр.22

В какой  ситуации морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила? Стр.23

Читают самостоятельно  1-2 абзац учебника(стр.22)

Индивидуальная работа со словарями, находят определения свободы.

Зачитывают определение в учебнике, в словарях, дают устные ответы.

(фронтальная работа)

Обсуждают вопросы в группах, высказывают своё мнение.


Читают текст учебника(стр.22 с 3 абзаца- стр.23.)., разбитый на четыре части, отвечают на свой вопрос в инструкционной карте. Работают согласно технологии.

Участвуют в диалоге согласно технологии.

Участвуют в диалоге.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные.

4

 Закрепление.

Слайд.

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так поведет себя. Но выбирает он сам. 

Вывод:

  • Человек всегда может сделать выбор.
  • Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». 

Предлагает ситуации для обсуждения в парах:

1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?

2.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и  знаешь, чей он. Как ты поступишь?

3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?

Слово учителя.

Кому сложно было сделать выбор? А кому легко?

Но бывают случаи посложнее.

Читает материал.

Подвиг во имя жизни. Слайд

Приложение 3.

Обсуждают в парах по одной предложенной ситуации, высказывают своё мнение.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные.

5.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению.

Организует диалог по самооценке.

Заполняют листы самооценки.

Приложение 4

Участвуют в диалоге.

Регулятивные

Коммуникативные

6.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Обращается к теме урока, целям и задачам.

слайд.

Благодарит за работу учащихся, мотивируя их на дальнейшее  самостоятельное получение знаний.

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Выбираю по желанию домашнее задание.

Приложение 5

Слайд.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Приложение 1.

Притча. Утренний выбор.
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?

Учитель ответил:

— Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.


Приложение 2.

Ситуации для обсуждения в парах.

1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?

2.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и  знаешь, чей он. Как ты поступишь?

3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?

Приложение 3.

Подвиг во имя жизни.

8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом». Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасённая из развалин в Берлине маленькая немецкая девочка. По свидетельству маршала Василия Чуйкова, прототипом статуи воина-освободителя стал сержант Николай Масалов. 26 апреля 1945 г. в ходе боёв в центре Берлина Масалов вынес трёхлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Николай Масалов сделал свой нравственный выбор: рискуя своей жизнью, он спас ребёнка.

Приложение 4.

Листы самооценки.

(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

- от страны

- от самого человека

- от родителей

- от друзей

- на законах

- на моральных нормах

- на советах друзей

- на привычках

- между моральными нормами

- между добром и злом

-между своими интересами и интересами других

-верны все ответы

- местом жительства

- стойкостью характера

- семьёй

- возрастом

Приложение 5.

1. Вопросы в учебнике стр. 23 №1-2

2. Написать сочинение на тему «Как я оказался в ситуации морального выбора».

3. Вспомнить сказки и нарисовать иллюстрации по теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 Г. КОВРОВ Урок по ОРКСЭ (ОСЭ) Тема урока «Свобода и моральный выбор человека» Учитель начальных классов: Бобовникова Наталья Юрьевна Ковров, 2012г.

Слайд 4

Тема урока: Свобода и моральный выбор человека.

Слайд 5

Узнать Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Всегда ли у человека есть выбор? Учиться Принимать и сохранять учебную задачу Работать с информацией Слушать и слышать товарищей Чётко и ясно излагать своё мнение Работать в паре или группе У чится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

Слайд 6

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Слайд 7

Вопросы для обсуждения в группах. 1 гр. Что значит быть свободным? 2 гр. Для чего нужна свобода? 3 гр. Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода? 4 гр. Кто чувствует себя счастливым и почему?

Слайд 8

Работа в группах.

Слайд 9

Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».

Слайд 10

Работа в парах.

Слайд 12

Узнать Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Всегда ли у человека есть выбор? Учиться Принимать и сохранять учебную задачу Работать с информацией Слушать и слышать товарищей Чётко и ясно излагать своё мнение Работать в паре или группе У чится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

Слайд 13

Домашнее задание. 1. Вопросы в учебнике стр. 23 № 1- 2. Написать сочинение на тему «Как я оказался в ситуации морального выбора». 3. Вспомнить сказки и нарисовать иллюстрации по теме урока

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...