конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Макаренко Светлана Анатольевна

"Культура и религия" - конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.79 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Брянска»

 

Конспект  урока

по предмету «Основы  религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы православной культуры»

Тема урока:  «Культура  и религия»

                                 Выполнила: учитель начальных классов

                                                         МБОУ СОШ № 40 г. Брянска

                                                         Макаренко Светлана Анатольевна

                             

2014 – 2015 учебный  год

Тема: Культура и религия.

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели:

- создать условия для формирования  представлений о культуре и религии в православной традиции;

- организовать поисковую учебную деятельность; развивать умение связно, грамотно излагать свое мнение по заданной теме, выслушивать  и принимать точки зрения одноклассников при работе в парах, группах, при коллективном обсуждении;

- воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям;  

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Познавательные: формирование умений анализировать, строить речевые высказывания; ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: формирование умений высказывать свои мысли, используя различные выразительные средства, строить доказательства; умений понять и принять точку зрения другого человека;

Личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание уважения к   культурным традициям многонационального народа России; формирование этических чувств как регуляторов морального поведения;

Регулятивные: формировать умения планировать   и распределять работу;

 осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Ход урока:

I. Организационный  момент.

Распределение детей по группам.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя:

-Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день,

И работать нам не лень.

II.  Актуализация знаний:

У вас на партах карточки со словами ( Музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги,  православие, добро,  икона).

Распределите все слова на две группы по темам.

Слайд 1:

В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги,  икона можно отнести к каждой из групп)

Почему?

 -Попробуйте определить тему сегодняшнего урока?

III. Постановка темы урока, цели и задач:

Слайд 2:

- Сегодня на уроке мы  ответим на вопросы:

- Что такое культура?

- Как связаны культура и религия?

- Как должен вести себя культурный человек?

IV. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Слайд 3:

-Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало «то, что выращено в саду, а не само проросло в поле; то чего нет в дикой природе».

Сегодня слово культура понимается более широко.

-Давайте прочитаем в учебнике, что же такое культура?

(чтение текста про себя)

-Давайте обобщим то, что узнали.

(ответы детей)

Слайд4

-Культура  - сложное понятие, которое включает в себя все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди, и то новое, что мы вносим в мир природы. Сюда относятся самые замечательные произведения искусства. Но главное – то, что человек хочет создавать эти творения для того, чтобы мы с вами удивлялись и гордились тем, что он мог создать. Почему так поступает человек? Ответ на этот вопрос мы можем найти именно в мире культуры. Малыш, появившись на свет, впитывает вместе с молоком матери правила, нормы жизни, обычаи, традиции своей семьи, своего народа. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, растет в ней.

    Как человек может «расти» в культуре?

Есть области культуры (традиции) общие для всех людей нашей страны. Давайте попробуем назвать их.

(государственные праздники, религиозные праздники)

Слайд5

Но есть и различия в культурах – даже тех народов, которые живут вместе. Это потому, что у нас в стране живут люди разных национальностей. И у каждой национальности есть свое представление о некоторых понятиях(Например, что такое Бог). Это означает, что они относятся к разным религиям. И мы подошли с вами к новому понятию – религия.

Что вспоминается когда слышишь это слово?

Слово религия произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять».

-Давайте обратимся к учебнику. Работая в парах,  попробуйте объяснить понятие «религия», выберите непонятные вам слова из текста.

(работа в парах, ответы детей)

Слайд6,7

V. Физминутка.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

VI. Закрепление  изученного материала.

Слайд8

1) -Распределите данные иллюстрации на две группы:

1) культура

2) религия

-Попробуйте объяснить свой выбор.

-Связаны ли эти понятия между собой?

(Обсуждение вариантов ответов в группе, обращение к тексту. Доказательства детей.  Вывод.)

2)Работа с тренажером (электронное приложение к учебнику)

VII. Рефлексия.

- С какими понятиями мы сегодня познакомились?  

   Скажите: культура и религия являются важной составляющей для человека?

   Оцените свою работу на уроке.

VIII. Домашнее задание.

         (задание по выбору)

1.С. 6-7 учебника, ответить на вопросы.

2. Подобрать материал о  памятниках культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Культура И р елигия

Слайд 3

«Культура» в латинском языке означает «возделывать» .

Слайд 4

Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

Слайд 5

Культура передается и з поколения в поколение ч ерез традиции

Слайд 6

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ возникли более 20 тысяч лет тому назад

Слайд 7

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в мире не одинок.

Слайд 8

Распредели на две группы

Слайд 9

Домашнее задание: 1.С. 6-7 учебника, ответить на вопросы. 2. Подобрать материал о памятниках культуры .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...