конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
методическая разработка (4 класс) по теме

Лисина Любовь Григорьевна

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_urok_21.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль

Основы мировых религиозных культур

Урок № 21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Автор

Лисина Л.Г. МБОУ « СОШ с.Кубанка»

Переволоцкого района Оренбургской области

Руководитель

Моисеева А.Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Тип урока: урок – сообщение новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с   религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.

Задачи урока:

предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

личностные -  формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

 развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование: учебник,  презентация к уроку, рабочая тетрадь ученика; медали «Умница!», «Умник!», «Молодец!», «Старайся!»; карточки с таблицами; фишки; листы самооценки,  две коробки для смайликов.

Ход урока

I. Организационный момент.  Создание положительного настроя на урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Потому что  хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное!)

Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:   Мы завершаем изучение  темы – « Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».  На уроке  вы  сможете  не только показать свои знания, а также умение работать в группах. Итак, начинаем урок!

а) Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?». Учитель прикрепляет на доску карточки со словами «Буддизм», «Христианство», «Иудаизм», «Ислам». На столе учителя разложены карточки-слова, как на экзамене, лицом вниз. В игре участвует 4 ученика. Ученик берёт слово, громко его читает и прикрепляет его в соответствующее поле. Пример высказывания « Мне досталось слово «икона», оно относится к христианству».  Каждому участнику представляется сделать один ход, затем ход передаётся следующему  и так до тех пор, пока не закончатся все слова. Класс замечает ошибки.

Приблизительно так на классной доске выстраиваются колонки слов (слайд № 3)

Подведение итогов игры: Кто не ошибся ни разу – получает медаль «Умница!» или «Умник!»; кто ошибся 1-2 раза – медаль «Молодец!»; кто ошибся более 2-х раз - медаль «Старайся!»

Б) Текущих оценка усвоенных детьми знаний.

А теперь, ребята,  проверим ваши знания. Откройте тетради, запишите число и слово «диктант». В диктанте будет 5 вопросов, нужно записывать ответы в столбик. Работа с иллюстративным материалом слайды № 4-8  (учитель читает задания,  обучающиеся письменно отвечают на вопросы).

1. Охота для древних людей была одним из главных занятий. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки. Чтобы охота прошла удачно, наши предки накануне охоты исполняли особый ритуал. Какой?

2. Ритуалы – это поведение или действия человека, которое связывает его с …. миром. 

3. В древних племенах были особые люди, которые знали, как привлечь к себе на помощь потусторонние силы. Их боялись, слушались, к их помощи прибегали. Это были…

4. Как люди стремились умилостивить богов? Запиши ответ в тетрадь.

5. Где люди молятся Богу?

Поменяйся с соседом по парте тетрадями, сверьте свои  ответы со слайдом  (№ 8). Если всё правильно впиши слово «Молодец!»; если допущено 1-2 ошибки – «Старайся!».

Учитель подводит итог первой части урока, говорит о том, что ему понравилось в ответах детей, какие ошибки делали ребята, на что обратить внимание при подготовке к следующему уроку.

Проводится физминутка.

III. Формулирование учебной проблемы, планирование.

Учитель обращает внимание ребят на  слайд № 2 

Что вы заметили? (В каждой колонке по-одному слову выделены цветом) Почему? Что объединяет эти слова? (Синагога, церковь, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв). Ребята,  кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться?  Что ещё там может проходить? ( Дети отвечают: кристины, венчание, праздники…) Как интересно! Молодцы! Как много вы знаете!

Что же нового сегодня мы  узнаем в рамках нашей темы «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»? Подсказка на доске в выделенных словах! (выслушиваются варианты ответов)

Цель нашего урока узнать – какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах.  Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни?  (выслушиваются варианты ответов). Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества. Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!)

Где мы обычно ищем  новую информацию? (Узнаём из книг, газет; телевидения; можно расспросить родителей; узнать у учителя; найти информацию в энциклопедии, справочнике; в Интернете). Из какого источника мы будем добывать новые знания сегодня? (Из учебника!)

IV. Открытие новых знаний.  Работа с текстом учебника.

Откройте учебник, стр. 53.

Групповая работа. Класс условно делиться на 4-группы. Каждая группа должна прочитать и обсудить,  какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Договориться, кто из группы будет рассказывать классу о прочитанном. Время выполнения задания – 3-4 минуты.

Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.

Слайд № 10. Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение учебного задания путём выставления помет простым карандашом на полях учебника

! – я этого не знал;

+ - это мне известно;

? – об этом хочется узнать подробней.

V. Применение нового знания

Всем быть внимательными! Определим, какая команда лучше справилась с заданием?  Выборочный пересказ текста. В помощь детям – слайды № 12-15

   Учитель подводит итог второй части урока, говорит о том, что ему понравилось в ответах детей,  удалось ли им  пересказать главное,  как ученики работали в группе,  на что обратить внимание при  следующей работе в группе.

VI. Домашняя работа:  Перспективный поиск информации с привлечением помощи родителей.

Учебник, стр 53-57, прочитать, ответить на вопросы. Заполните таблицу, опираясь на материалы учебника.  (Распечатка на каждого ученика) Слайд №16

 

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Православие

Ежедневно

Еженедельно

Праздники

Раз в жизни

VII.    Рефлексия.

Вернёмся к учебной проблеме, которую мы с вами определили вначале урока.  Мы хотели  узнать,  какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах, какие важные религиозные обряды и традиции, кроме молитв, проходят в церквях, мечетях, синагогах и пагодах? Справились ли мы с этой задачей?

 Прошу каждого заполнить таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке» и приготовиться по ней отвечать (выслушиваются ответы детей).

я знал(ла)

я запомнил(ла)

я смог(ла)

На слайде № 17 два смайлика. Те дети, кому на уроке было все понятно, чувствовали себя комфортно, складывают свои фишки в коробочку веселого человечка,  а остальные – в коробочку грустному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

Тема "Возникновение религий" 4 урок...

Конспект урока по модулю «Основы мировых религиозных культур»

Конспект урока по модулю «Основы мировых религиозных культур».Урок 5. Тема: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»....

КТП по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...