ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма
проект (4 класс) по теме

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно православия), ислама, буддизма и иудаизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyashchennye_sooruzheniya_religiy_mira.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лицей №11                                                                                          Кирющенко Е.В.

МОДУЛЬ: ОРКСЭ. ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР   МИРА.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА, ИСЛАМА, БУДДИЗМА И ИУДАИЗМА»

ВЫПОЛНИЛА:

Учитель начальных классов

МБОУ Лицей №11 г. Химки

Кирющенко Екатерина Владимировна

1 группа

Москва, 2013 г.

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом».

                (Из «Повести временных лет»)

Цель: познакомить с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Задачи:

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, мечеть, пагода, синагога, ступа.
  • Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Основные термины: скиния, храм, церковь, купола, алтарь, иконостас, фреска, колокольня, часовня, мечеть, минарет, михраб, минбар, ступа, пагода, дацан, синагога, менора, Тора, Арон кодеш, бима.

Людей разных религиозных культур объединяет обращение к Богу через молитву.

Для обращения к Богу люди собираются в разных местах. Эти места называют священными.

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворенность души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия.

         Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки, шатра. Скиния (·греч. skene - шатер) по библейскому сказанию - переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Либо были сделаны из камня, уже позднее появились  храмы.

          Самое древнее и загадочное религиозное сооружение  находится в Англии и называется Стоунхендж. Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор неизвестно их истинное назначение.

         Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам (Др. Греция, Др. Египет). Эти храмы были посвящены отдельным богам.

Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

         В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

В иудаизме может быть только один храм Иерусалисмский Храм на всей планете. Сегодня у иудеев официально храма нет, а синагоа в уидуаизме храмом не является, и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней.

        В исламе традиционно отсутствует храм, а мусульманская мечеть во многом схожа по культовым функциям с иудейской синагогой  и с христианской часовней.

       Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления  о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища.

Христианство.

        Со времени Крещения Руси  и принятия Русью Православия, то есть с 988 года начался процесс активного храмового строительства. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, так как в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева. Поэтому благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Потребность в храмах во время становления и расцвета Православия на Руси была огромной, и намного быстрее и легче было построить деревянный храм, чем каменный. В деревянном зодчестве русские мастера достигли совершенства: строили быстро, красиво, без единого гвоздя, все элементы здания скреплялись только деревом.

        Большое внимание уделялось при строительстве церкви купалам. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола.
Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества.

        Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.

       Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или православным праздникам, - символ небесной славы. Зеленые купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Синие купола со звездами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зеленого или серебряного цвета.

Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нем прославляется распятый на кресте Христос, который является Главой Церкви.

Количество куполов имеет символический смысл.

Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов -Христа и четырёх евангелистов, семь глав - семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати.

Рассмотрим внутреннее убранство храма. Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.

Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы –изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата

        В христианских храмах также используются росписи стен – фрески. Многие фрески изображают библейские сюжеты.

Средняя часть храма предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас. Именно средняя часть носит название собственно храма. В церкви принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы, а женщины покрывают головы. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю

      К церкви  часто пристраивается колокольня или звонница, на которых находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

Ислам.

      Священным сооружением ислама является мечеть.

Мечеть (от араб. мастжид – место, где совершают земные поклоны) – это, прежде всего, молитвенное здание в исламе. Следует отметить так же, что мечеть – это не святое здание у мусульман. Это не храм в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам – «запретная мечеть» (Мекка, Саудовская Аравия). В центре Масджид аль-харам стоит Кааба – главная святыня мусульман.

      Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.

Почти сомкнутый полумесяц стал применяться в архитектуре мечетей около 665 лет назад. Значительную лепту в утверждение месяца как символа ислама внесло руководство османского халифата, бывшего влиятельной мировой державой на протяжении более пяти веков. Религиозное подтверждение необходимости использования полумесяца на куполах мечетей отсутствует. Знак полумесяца использовался разными народами и цивилизациями. Его считали признаком возвышенности и превосходства. Одной из предположительных причин появления именно полумесяца на зданиях мечетей является то, что мусульманское летоисчисление происходит по лунному календарю.

      Классическое устройство мечети включает в себя:

-собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

- двор, где должен находиться фонтан для омовения;

-один или несколько минаретов  (башня для призыва мусульман на молитву).

      Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. В пятничной мечети есть также минбар – кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба. Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.

     В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей и или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

    Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

     Посетители мечети ведут себя очень расковано: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т.е. молиться. Верующие читают Каран или просто сосредотачиваются на мысли о Всевышнем. Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Три мечети в исламе считаются главными святынями: мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке, мечеть Пророка Мухаммеда в Медине, мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Буддизм.

    Существует два основных типа буддийских сооружений:

     Первый тип – предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

     Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

     Ступа. Согласно преданию, первые ступы были воздвигнуты после кремации по индийскому обычаю тела Будды – для хранения его пепла, поделенного на восемь частей по числу областей Индии. Ступы бывают полусферической, башнеобразной или колоколообразной формы. В системе буддийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Она символизирует «творческое начало Вселенной».         Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяется местными традициями. Выделяют 5 основных частей ступы:

  1. верхушка,
  2. зонт,
  3. шпиль,
  4. сфера
  5. основание.

      По архитектурному исполнению, известные в мире ступы принято классифицировать на восемь типов, посвященных, соответственно, восьми событиям из жизни Будды: рождение, достижение Просветления, поворот колеса Учения (Четыре Благородные Истины), чудесные деяния, сошествие на землю с небес, согласие в Сангхе, победа, уход из жизни.

      Особенность буддийской ступы в том, что там внутри нет пространства совсем. Там иногда только маленькая коробочка для пепла или еще какой-нибудь реликвии, но в подавляющем большинстве случаев – там вообще нет ничего, даже и пустоты – просто могильный холм со значением места преобразования смерти в новую жизнь, места зарождения, потенциальных возможностей, Космоса и множества миров…  

Еще одно из священных сооружений буддизма – Пагода. Пагода представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н.э. (по ряду источников – в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сунн-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и легкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X – XI вв.), однако наиболее распространены кирпичные постройки.

      Ярусы пагоды символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры – движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары. Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или     восьмигранной формы.

       В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдхэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

       Буддисты ходят в дацаны для того, чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

      Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

     У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

       Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа.

      Алтарь. Традиционный буддийский алтарь состоит из нескольких групп объектов. В первую группу входят три объекта, представляющие тело, речь и ум Будды. Они составляют суть алтаря.

Первый среди этих объектов – статуя Будды иди Бодхисаттвы. Она располагается в центре.

      Второй объект – священный текст. Он представляет речь Будды, завернутый в коричневую или желтую ткань и расположенный слева.

Третий объект располагается справой стороны алтаря – это ступа – символ ума Будды.

     Вторая группа объектов – это подношения. В большинстве случаев используют семь чаш. Они содержат подношения Буддам и Бодхисаттвам. Чаши расставляют по прямой линии (слева направо, если стоять лицом к алтарю). Они содержат:

  • чашу с водой для питься (символизирует чистоту ума);
  • чашу с водой для омовения (символизирует чистоту тела);
  • рис и цветы (символизируют чистоту взгляда);
  • лампаду (символизирует озарение: темнота – это неведенье, свет – мудрость);
  • благоухающую воду (символизирует преданность);
  • рис и еду (фрукты и сладости) – преподносят в качестве жеста признательности;
  • колокольчик (символизирует пробуждение существ, слышащих Дхарму).

     Третья группа – «ваджра» (в переводе «алмаз»), колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов. Алтарь находится на самом высоком месте, на северо-западной стороне дома, храма.

Иудаизм.

      Когда древние иудеи поверили в Единого Бога, не тогда а позже они построили знаменитый Иерусалимский храм. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. Его разрушение иудеи воспринимали, как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекратились. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня. Следует отметить, что синагога не является храмом.

     Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. 

     Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору (свод заповедей Божьих). По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование рождения, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды.

      Когда-то в синагоге заседал бейт-дин – местный религиозный суд. Правление синагоги распоряжалось средствами для помощи нуждающимся, устраивало на ночлег приезжих и т.д.

      Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Любая синагога, скромная или роскошная, должна быть оборудована соответствующим образом. Там обязательно должны быть:

  • шкаф или ниша (Арон Кодеш), где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.
  • Вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь; «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»
  • Возвышение (бима), на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время  чтения недельных глав.
  • Отделение для женщин,  иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Было отделение для женщин и в Иерусалимском Храме.

      Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Вывод

      Изучив все особенности священных сооружений религий мира, можно снова вернуться к эпиграфу и дать ему определение. В эпиграфе говорится, что наши предки говорили о священных сооружениях. Что нет на земле ничего лучше и удивительнее, чем священные сооружения разных народов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКиСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Тематическое планирование 4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс. ОРКиСЭ. Модуль: Мировые религиозные культуры. 4 класс. Н.Р.Богданов, В.В.Добровольский, С.М.Юдина...

КТП по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"....

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") Священные соружения

Урок знакомит детей со священными сооружениями различных религий мира...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс

Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...

Презентация к уроку "Основы мировых религиозных культур" Священные книги

В период пандемии, когда нельзя соединять учащихся из разных классов для урока ОРКСЭ , презентации стали актуальны для он-лайн уроков. Спасибо nsportal за возможность использовать ресурсы других учите...