Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Мельник Лариса Васильевнав

Учебная программа:

Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019

Учебно – методический комплекс:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, А.А. Ярлыкапов - М.: «Просвещение», 2019.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_mirovye_2019_-_2020_4_klass.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «Основы мировых религиозных культур»

Классы 4 Г

Учитель: Мельник Лариса Васильевна

Количество часов

                               всего – 34 часа

                               в неделю – 1 час

Плановых контрольных работ - нет

Учебная программа:

Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019 

Учебно – методический комплекс: 

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, А.А. Ярлыкапов - М.: «Просвещение», 2019. 


Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Ученик научится:

– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Ученик получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание программы  курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуля  «Основы мировых религиозных культур»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

  

Календарно-тематическое планирование  предмета  «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур»

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

По план

По факт

1  

06.09

 

Россия – наша  Родина.

2

13.09

 

Культура ирелигия.

3

20.09

 

Культура и религия

4

27.09

 

Возникновение религий. Древнейшие верования

5

04.10

 

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

6

11.10

 

Священные Книги  религий  мира: Веды,  Авеста, Трипитака

7

18.10

 

Священные книга мира: Тора,   Библия, Коран

8

25.10

 

Хранители предания в религиях мир

9

01.11

 

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

10

15.11

 

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

11

22.11

 

Человек в религиозных традициях мира

12

29.11

 

Священные сооружения.

13

06.12

 

Священные сооружения

14

13.12

 

Искусство в религиозной культуре

15

20.12

 

Искусство в религиозной культуре

16

27.12

 

Презентации творческих работ учащихся

17

17.01

 

Подведение  итогов

18

24.01

 

История религии России

19

31.01

 

Религии России

20

07.02

 

Религиозные ритуалы. Обычаи о обряды.

21

14.02

 

Религиозные ритуалы. Обычаи о обряды.

22

21.02

Паломничества и святыни

23

28.02

 

Праздники и календари

24

06.03

 

Нравственные идеалы

25

13.03

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

26

20.03

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в  религиях мира

27

03.04

 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

28

10.04

 

Семья

29

17.04

 

Долг, свобода, ответственность, труд

30

24.04

 

Любовь и уважение к Отечеству.

31

08.05

 

Подготовка творческих проектов.

32

15.05

 

Подготовка творческих проектов.

33

22.05

 

Презентация творческих проектов.

34

 

Презентация творческих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

КТП по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 4-5 классов

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур"  4-5 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....