Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Вязовская Ольга Валерьевна

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_orkse.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Ценность рода и семьи».

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Ценность рода и семьи

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье,  заботливо относиться к младшим, уважать старших;        

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков.

Регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

• контролировать процесс и результаты своей деятельности;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал);

• осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

Коммуникативные универсальные учебные действии:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах).

Цель урока

Формирование  осознанного  отношения к семье, знакомство с семейными традициями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Ценности, духовность, добро, любовь, семья, род, милосердие, семейные традиции.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийная доска.

Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Организационная структура урока

Этап 1. Самоопределение к учебной деятельности 

(Организационный этап).

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ).

Формируемые УУД

1 мин

Приветствует

Проверяет их готовность к занятию

Приветствуют  Концентрируют внимание

Самоопределение Смыслообразования 

Этап 2. Постановка темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ).

Формируемые УУД

10 мин

- Сейчас я продиктую вам 15 слов. Вы внимательно их послушайте. (слова диктуются медленно и связаны с темой урока: родители, праздник, бабушка, дедушка, ценность,  доброта, забота, любовь, дети, помощь, уважение, внимание, дом, родственники, традиции).

- А теперь, ребята, запишите слова, которые вы запомнили.

- Давайте подумаем, что их объединяет? О чем мы будем говорить на уроке?

-  Правильно. Сегодня мы будем говорить о семье, семейных традициях . Тема нашего урока “Ценность рода и семьи”.

– Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?

– Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа.

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано?

– Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

– Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст.

– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)

– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.

- Вот вопрос, на который мы должны сегодня найти ответ.  Попробуйте сразу дать ответ на этот вопрос.

Слушают учителя.

Записывают в тетради с последующим озвучиванием.

Ответы детей, формулирование темы, целей, задач урока.

Работают с иллюстрацией.

Читают текст. Беседуют о прочитанном.

Дети формулируют проблемный вопрос   и сравнивают свои варианты с  вариантом авторов : “ Почему надо уважать семейные традиции?»

Интерактивное обучение: мнемотехника (формулирование у учащихся образной памяти).

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Личностные: Смыслообразование Самоопределение.

Познавательные УУД:

выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Прогнозирование

Этап 3. Актуализация знаний.

Время

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ).

Формируемые УУД

4 мин

Работа в парах  по учебнику со словарем.

- Ребята, что означают слова: ценности, духовность, добро, зло? Как они зависят друг от друга?

- Вспомните, какие чувства испытывали вы и ваши родители, когда в третьем классе вы рисовали свое родословное дерево.

Физминутка.

Работа со словарем в конце учебника.

Ответы детей.

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии.

Интерактивные технологии (.парная работа).

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание.

Стремление участвовать в коллективной работе (парах);

Познавательные УУД:

моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка

Этап 4. Первичное усвоение новых знаний.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

15 мин

- Почему надо уважать семейные традиции? Давайте будем разбираться, читать материал в учебнике и искать ответ на этот вопрос. Но сначала узнаем, как появилась семья?

Комментированное чтение:

Чтение первого абзаца в тексте учебника.

Беседа о прочитанном:

- Как  раньше жили люди? Что такое род?

Чтение второго   и третьего абзаца в учебнике.

Беседа о прочитанном:

- Ребята, какие изменения произошли со временем в жизни человека?

-Что  же такое семья? Прочитаем в словаре в учебнике (работа в парах).

- Как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь?

Работа со схемой.

Давайте рассмотрим схему «Семья – близкие родственники, живущие вместе» в учебнике и определим, что дает человеку его семья?

- У каждого человека должен быть  дом, семья, родня. Семья дает человеку

жизнь, любовь, заботу.

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения.

– Рассмотрите рисунки в учебнике.

– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?

- Прочитаем в учебнике  о семейных традициях (чтение текста).

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения.

– В чём заключается главная задача традиций? Найдите ответ в тексте.

– Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока?

Дети читают первый абзац в тексте учебника.

Ответы детей.

Дети читают абзацы в тексте учебника.

Ответы детей.

Работа в парах  со словарем. Дети читают определение.

Ответы детей (От древних родов семьи унаследовали главную ценность общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких).

Дети работают со схемой, отвечают на вопрос (В семье о  ребенке заботятся родители, бабушки, дедушки. Семья даёт дает человеку  любовь, заботу. В семье все помогают друг другу).

Рассматривают и обсуждают рисунки.

Дети читают текст.

Ответы детей:  Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества.  

Ответы детей (Соблюдая традиции, мы помним и уважаем наших родных)

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Интерактивные технологии (.парная работа).

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

 Личностные:

Нравственно-этическое оценивание Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Коррекция

Этап 5. Закрепление. Применение новых знаний.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

6 мин

– Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать?

– Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.

Групповая работа.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

1-я группа: объяснить смысл выражения «Семья – источник нравственности».

2-я группа: объяснить смысл выражения «Нравственная культура человека».

3-я группа: объяснить смысл названия учебника, используя знания, полученные на этом уроке.

4-я группа: прочитать стихотворение А. Барто «Воскресенье», объяснить, что его герой считает самым важным в семье.

Беседа, работа с текстом учебника: делают вывод и сравнивают его с авторским (Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу  и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества).

Работают по группам с последующим обсуждением.

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Групповые технологии.

Педагогика сотрудничества.

Личностные УУД:

Нравственно-этического оценивания Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения 

Познавательные УУД:

Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

Коммуникативные УУД:

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Этап 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

1 мин

- Ребята, дома я предлагаю вам выполнить задание из учебника на выбор: фотоальбом с подписями «Добрые традиции нашей семьи», рисунок «Моя любимая семейная традиция», сочинение «Каким добрым правилам меня научила моя семья?»

Записывают домашнее задание.

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Личностные УУД: Смыслообразования.

Коммуникативные УУД:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Регулятивные УУД:

Планирование

Этап 7. Рефлексия.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

 3 мин

– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.

– А какими из них вы особенно дорожите?

– Почему нужно уважать семейные традиции?

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

-  Как вы оцениваете свою работу на уроке:

Работал в полную силу. Работал хорошо. Мог работать лучше (лучики: красный – в полную силу, хорошо – зеленый, мог работать лучше – жёлтый).

Рассказывают о своих традициях, отвечают на вопрос «Почему нужно уважать семейные традиции?» (Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребенка, развиваются его  лучшие человеческие качества).

Проводят самооценку усвоения знаний, рефлексию.

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Педагогика сотрудничества.

Личностные УУД:

умение оценивать себя.

Познавательные УУД:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...

Технологическая карта урока по теме: «Наша дружная семья»

Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Технологические карты уроков английского языка по темам "Семья" и "Мой дом" к УМК "Spotlight"с карточками по чтению

В данной публикации представлены технологические карты уроков английского языка по темам "Семья" и "Мой дом" к УМК "Spotlight"с материалом (карточками) для отработки навы...

Технологическая карта урока, 3 класс, тема "Моя семья"

quot;Английский в фокусе", 3 класс, "Моя семья"...

Технологическая карта урока Родная литература "Родом из поморской славной стороны. Архангельская земля богата талантами. Федор Абрамов."

Технологическая карта урока Составила учитель начальных классов Резниченко Любовь Витальевна Предмет: Родная литератураКласс: 3Тема урока: Родом из поморской славной стороны. Архангельская земля ...

Технологическая карта урока финансовой грамотности “Откуда в семье берутся деньги ” (2 класс)

Цель урока:  формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги.Дидактические: Дать представление о том, откуда в семье берутся деньги. Познакомить учащихся с...