Урок по ОРКСЭ 4 класс "Во что верят буддисты"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Объяснить суть четырех благород­ных истин буддизма. Дать понятие о счастливых и не­счастливых перерождениях. Донести суть и нравственное зна­чение основных норм буддийского вероучения. Дать представление о способах достижения нирваны, трех драго­ценностях буддизма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orks.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon 17_test.doc35 КБ
Microsoft Office document icon list_18.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ

ВО ЧТО ВЕРЯТ БУДДИСТЫ

Ц е л и : Объяснить суть четырех благородных истин буддизма. Дать понятие о счастливых и несчастливых перерождениях. Донести суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Дать представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

1. Поприветствуйте гостей

2. Наш урок сегодня будет проходить по схеме:

Сначала поработаем с листом самооценки

Потом проверим домашнее задание

Затем поговорим по теме урока

Обобщим наши знания

Поиграем

Подведём итоги и если останется время- посмотрим интересные факты из жизни людей.

Возьмите лист «Самооценки». Читаем 1 пункт : Мне понятна тема урока, я много отвечал(а).Я ставлю себе 5

2пункт: Мне понятна тема урока, я мало отвечал(а).Я ставлю себе 4

3 пункт: Мне понятна тема урока, я не отвечал(а).Я ставлю себе 3

4 пункт: Мне не понятна тема урока, я не отвечал(а).Я ставлю себе 2

Отметьте пункт, который вы планируете сделать карандашом, а в конце урока пункт, который сделали ручкой. Пункты могут совпасть, а могут и не совпасть.  Листочки сдадите мне.

3 Проверка домашнего задания

Переходим к проверке домашнего задания, возьмите лист с тестом 17 и заполните его

4. Основная тема

Переходим к основной теме урока: Возьмите лист рабочей тетради №18 и ознакомьтесь с вопросами.(Читаем по цепочке)

Каждый буддист верит в четыре благородные истины буддизма, установленные самим Буддой. В чём же заключаются эти истины? Они дают ответ на вопрос о причинах бед и страданий в жизни человека и показывают путь освобождения от них.

Итак, первая истина утверждает, что «всё есть страдание». Рождение человека, его болезнь и смерть, неприятности, которые он испытывает на протяжении жизни, или лишение того, что доставляет людям удовольствие, — всё это страдание. Даже если человек достигает желанной цели (например, разбогател) или получает предмет (игрушка, автомобиль, дорогие украшения и так далее), о котором давно мечтал, это всё равно не приносит ему полного удовлетворения. Со временем игрушка надоедает, автомобиль ломается, а богач хочет стать ещё богаче. Нет предела желаниям человека, и это постоянно заставляет его страдать.

В чём же причина страдания? На этот вопрос даёт ответ вторая истина. Причина страданий — это желания человека, его привязанность к вещам, стремление к получению удовольствия или же, наоборот, нелюбовь, отвращение к чему-либо. Пока у человека есть желания (обладать чем-то или избавиться от чего-то — всё равно), до тех пор он страдает. Это может продолжаться бесконечно, поскольку после смерти человека он рождается в новом облике, чтобы вновь страдать. Эта череда, или круговорот, перерождений именуется сансарой. Буддисты верят, что каждое существо рождается заново не только в человеческом обличье, но и в обличье животного и даже духа, божества или обитателя ада. То, какой облик обретёт человек в следующем перерождении, зависит от его кармы.

Эта череда, или круговорот, перерождений именуется сансарой. Буддисты верят, что каждое существо рождается заново не только в человеческом обличье, но и в обличье животного и даже духа, божества или обитателя ада. То, какой облик обретёт человек в следующем перерождении, зависит от его кармы.

Карма — это сумма поступков, мыслей, намерений и высказываний человека, определяющих его последующие рождения. Человек с хорошей кармой — не совершавший злых поступков, не подверженный страстям или не одержимый желаниями — может обрести в следующей жизни облик божества или остаться человеком. Это, считают буддисты, счастливые перерождения.

К несчастливым перерождениям относятся обитатели ада, животные или преты — духи, постоянно страдающие от никогда не удовлетворяемых желаний. Карма определяет не только обличье души при каждом перерождении. У человека карма определяет пол, характер, склонности, семью, в которой он родился.

С претами связано много кинематографических работ, и если для западного человека- это фантазия, то для восточного - никакой фантазии. Посмотрите, прет получает свободу и снова включается в круг сансары.

Итак, страдания приводят к тому, что человек находится в постоянном круговороте сансары и постоянно страдает. Как разорвать замкнутый круг перерождений? На этот вопрос даёт ответ третья благородная истина буддизма. Путь к избавлению от страданий состоит в избавлении от желаний. Состояние, в котором человек избавляется от желаний и порождаемых ими страданий, называется нирваной.

Четвёртая истина учит, как достичь нирваны.

Физминутка

как достичь нирваны Для этого нужно соблюдать следующие требования. Прежде всего знать четыре благородные истины буддизма, сделав их основой своего жизненного пути.

У буддиста должна быть правильная речь. Это значит, что ему не следует лгать, клеветать на ближнего, пересказывать различные слухи и сплетни, употреблять бранные слова. Но данное правило мы встречали и в христианстве и в исламе

Правильное поведение буддиста заключается в том, что он должен отказаться от применения насилия, не причинять вреда любым живым существам, не воровать, не употреблять алкоголя и наркотиков. Буддист не может заниматься любой деятельностью, которая противоречит правильному поведению, — например, торговать живыми существами, спиртными напитками или оружием.

Наконец самое главное, буддист должен постоянно тренировать своё сознание и тело, предаваясь правильному сосредоточению. Этим уже в основном занимаются буддийские монахи. Физические упражнения, которые они совершают, называют словом йога. Однако это не просто гимнастика, как полагают многие европейцы и американцы, занимающиеся йогой для поддержания хорошей физической формы. Йога — это тренировка не только тела, но и   сознания,   когда  буддист  сосредотачивается   на каждом упражнении, на своём дыхании в этот момент. Правильное сосредоточение достигается путём медитации, когда человек отрешается от внешнего мира и одновременно растворяется в нём.

Будда — это всеведущее просветлённое существо, которое сумело достичь вершин духовного развития. Будда достиг просветления — бодхи и успокоения — нирваны, тем самым избавившись от сансары и получив освобождение

Дхарма — это Закон существования человека, открытый Буддой. Суть его изложена в четырёх благородных истинах буддизма, с которыми вы уже познакомились. Будда же сообщил Закон ученикам в виде Слова — бесед и проповедей, которые в буддизме именуются сутрами. Сутры несколько столетий передавались из поколения в поколение устно, прежде чем были записаны на специальном языке, придуманном буддийскими монахами.

Каждый буддист должен также почитать три драгоценности буддизма. Будду, Дхарму и сангху. Сангха — это община буддистов, где все равны, не имеют никакой собственности. Их главная цель — следовать путём, предначертанным Буддой, чтобы достичь освобождения.

1.Как называется священная книга буддистов?(никак)

2. Сколько истин в буддизме?(4)

3. Что такое преты?(Духи)

4. В какой религии человек, как и в буддизме стал Богом?(в христианстве)

5. В какой религии священное писание сначала передавали устно виде сур и аятов?(в исламе)

6. Что является причиной страданий?(желания)

7. Как называется сумма мыслей, поступков и намерений в буддизме?(карма)

8. Как называется колесо перерождения в буддизме?(сансара)

9. Как называется гимнастика ,связанная с дыханием у буддистов?(Йога)

Итог Д/З



Предварительный просмотр:

17 тест

Подпиши работу _____________________________________________________________________________

    1   Сиддхартха был сыном

          А)бедняка                                            В)звездочёта

Б) пастуха                                            Г) царя

     2  Сколько для своего сына прекрасных дворцов построил царь

А) 2                                                        В)4

Б) 3                                                         Г) 5

     3 Сколько встреч повлияло на судьбу Сиддхартхи

А) 2                                                        В)4

Б) 3                                                         Г) 5

      4 Аскет это

           А)богатый человек                                                Б) колдун

В) добровольно отказавшиеся от удовольствий  Г)нищий

5 Сколько лет странствовал Сиддхартха?  

          А)10                                В) 7

Б) 12                               Г) 6

6  Сколько отшельников присоединилось к Сиддхартхе

А) 2                                                        В)4

Б) 3                                                         Г) 5

     7 На Востоке с древних времён было распространено такое явление, как

А) медитация                                         В) телепортация

Б) кульминация                                   Г) капитуляция

8 Что нашёл Сиддхарха 

А) путь в Израиль            В)путь избавления от страданий                      

Б) путь в горах                 Г) все пути Земли                        

9 Нирвана это

      А) умиротворение и покой             В) бедность и несчастье

Б) богатство и слава                        Г) власть и счастье    

                   

   10 Будда значит

          А) Разбудивший мир                                В)Вечный отшельник

Б) Просветлённый                                     Г) Спящий



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь

 Лист№18

  1. Сколько благородных истин в буддизме?___________________________________________________
  2. Рождение человека, его болезнь и смерть, неприятности, которые он испытывает на протяжении жизни, или лишение того, что доставляет людям удовольствие. Как это называется в буддизме?________________________________________________
  3. В чём причина страданий ? ________________________________________________________
  4. Как называется череда, или круговорот, перерождений?

        _______________________________________________________

  1. Как называется сумма поступков, мыслей, намерений и высказываний человека, определяющих его последующие рождения?___________________________________________________
  2. К несчастливым перерождениям относятся обитатели ада, животные или преты — духи, от чего постоянно страдают преты?

      ________________________________________________________________

  1. У буддиста должна быть правильная речь. Что это  значит? __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Буддист должен постоянно тренировать своё сознание и тело, предаваясь правильному сосредоточению. Этим  в основном занимаются буддийские монахи. Как называют физические упражнения, которые они совершают? _____________________________________________________________
  3. Каждый буддист должен также почитать три драгоценности буддизма.Какие?_____________________________________________________________________________________________________
  4. Как именуются слова — бесед и проповедей, которые в буддизме? ___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ по теме "Выбор веры на Руси"

Разработка урока о выборе веры в древней Руси...

урок окружающего мира "Во что верили славяне" с презентацией

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" + презентация...

статья о введении в школе предмета ОРКСЭ «Возвращение к вере»

Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личнос­ти, гражданина, патриота Отечества.    Термин «образование» происход...

Конспект урока по ОРКСЭ. История религий в России. Рассказ о выборе веры.

Модуль "Основы мировых религиозных культур. Урок 18....

Конспект урока по ОРКСЭ "Как князь Владимир веру выбирал"

Урок-путешествие, включающий в себя различные виды деятельности: работа с видео, работа с презентацией, творческая работа - инсценирование сценки про князя Владимира....

Урок "Марий Элем - мыйынат шочмо верем"

Материалы к уроку по ИКН (истории и культура марийского народа) на марийском языке...