статья о введении в школе предмета ОРКСЭ «Возвращение к вере»
статья по теме

    Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личнос­ти, гражданина, патриота Отечества.

    Термин «образование» происходит от слова «образ». Очень важно, какой именно образ вкладывается в ребенка. Это определяет его соци­ально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности.

Детский мир… Как страстно эта нива пахарей и сеятелей ждёт!...

Сейте, други! Светлой правды семя по весне сторицею взойдёт!...

                                                                                                               А.Коринфский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_k_vere.docx91.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Выступая за введение школьного предмета «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»,

   Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям,                    

 но и  нравственным основам российской и европейской цивилизации».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Москва, государственный Кремлёвский дворец, Рождественские чтения, 23 января 2005г.

«Все воспитание молодого поколения зиждется непоколебимой скале христианского учения. Так было у нас на протяжении нашей тысячелетней православной истории, так должно быть и сегодня, и завтра, и во веки веков.

 Я есмь путь, - сказал Христос (Ин. 14,6). Я вода живая (Ин. 7, 38) и Я свет миру (Ин. 8, 12). Куда мы направим своих детей с этого Пути, если не в пропасть? Чем мы напоим их живые души без этой Воды Живой, если не болотной мутью, которую пьет скот? Чем осветим мы их без этого Света, если не призрачными бликами? Но, говорят, Закон Божий не для нашего времени. Не знаю, вижу только, что и в наше время отличаются лишь те люди, которые держатся веры и Закона Божиего. И не знаю, какое учение могло бы заменить учение Христа в деле воспитания молодежи. Ведь не существует никакой другой науки о человеке, о смысле человеческой жизни, о нравственности вне православного учения».

Святитель Николай Сербский

    Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личности, гражданина, патриота Отечества.

    Термин «образование» происходит от слова «образ». Очень важно, какой именно образ вкладывается в ребенка. Это определяет его социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности.

Детский мир… Как страстно эта нива пахарей и сеятелей ждёт!...

Сейте, други! Светлой правды семя по весне сторицею взойдёт!...

                                                                                                               А.Коринфский

 Учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании основ мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а так же богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой и российской православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности предполагаю, что правильно организованное и систематическое преподавание основ православной культуры в школе будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Главной целью курса «Основы православной культуры» является формирование верных представлений о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т. Также данный курс нацелен на ознакомление детей с материальными и духовными сокровищами отечественной и мировой православной культуры.

Литературные произведения, подобранные для детского чтения раскрывают те вечные ценности, которые формируют душу ребенка и закладывают основы добродетельной жизни. На формирование духовного строя ребенка огромное влияние оказывает то, как мы учим его читать, чувствовать и понимать. Навык слушания и понимания основывается на целостном восприятии художественных текстов. Важно раскрыть для ребенка смысл, запечатленный в образе, ведь именно образ являет ему картину мира. Со второго полугодия 1 класса часть произведений, их отрывки предлагаются детям для самостоятельного чтения, по частям. Задача же педагога выступить слушателем, задающим вопросы, которые не расставляют акценты, а помогают ребенку осмыслить прочитанное и извлечь для себя духовно – нравственный урок.

        Курс неразрывно связан с изобразительной деятельностью учащегося, так как в рисунках отражается не только бытовая, но и духовная жизнь ребёнка. Процесс рисования на занятии должен иметь нравственный характер – воспитывать трудолюбие, стремление создавать прекрасное, доброе. Детям необходимо предоставлять возможность проявить свои индивидуальные способности, не ограничивать в выборе изобразительных средств. Программа факультатива предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно – практической  деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. 

       Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. 

     На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  применяется раскрашивание готовых картинок подходящих по смыслу, изображающих сюжет или часть сюжета изученного на уроке, выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Курс рассчитан на учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных школ  и имеет интегрированный культурологический характер, т. е в его состав входят информационные блоки,

- касающиеся ознакомления с детской художественной литературой разных времен, подобранной по данной теме,

-  истории Ветхого и Нового Завета, жития Святых,

- произведения, направленные на формирование у учащихся христианского мировоззрения и нравственных ценностей,

-  религиоведение,

- ознакомление учащихся с произведениями русской художественной культуры и искусства.

Задачи 1 года обучения.

  • Главная задача показать детям, насколько глубоко и проникновенно вошло Православие в духовную жизнь русского народа и определило содержание лучших созданий нашей культуры. Дать детям возможность выучить молитву, посетить близлежащий храм и побывать на части богослужения, а также совершить крестный ход на Пасхальной неделе.
  • Развивать умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать речь учащихся, умение строить догадки, выдвигать гипотезы, вести диалог по заданной теме. Развивать у учащихся внимание, логическое мышление, зрительную память. Развивать восприятие цвета, формы, композиции.
  • Воспитывать в учащихся чувство любви к Богу, Отечеству, своим истокам, к своей семье, отцу и матери, братьям и сестрам, ближним и сверстникам, уважительное, бережное отношение к природе, ко всему живому. Бережное, трепетное  благоговейное отношение к Святыням. Пробуждать в детях желание к послушанию, милосердию, честности, совестливости, вежливости. Пробуждать желание бороться с грехом: непослушанием, обидчивостью, лживостью, завистью и т.п. Воспитывать любовь и уважение к добродетельной, праведной жизни,  взаимоуважение.

Задачи 2 года обучения. 

  • Дать детям представление о том кого и почему называют христианами. Познакомить с Христианскими символами. Познакомить с устройством православного храма внутри и снаружи и правилами поведения в нём. Познакомить с понятием «святые мощи», «святой источник». Дать представление о почитании в православии, познакомить с Ветхозаветными святыми и основными событиями их жития. Познакомить учащихся с содержанием книг и основными событиями Ветхого завета в обработке для детского чтения. Дать детям возможность выучить несколько молитв, посетить близлежащий храм и побывать на части богослужения, а также принять участие в водосвятном молебне и совершить крестный ход на Пасхальной неделе.
  • Развивать речь учащихся, умение строить догадки, выдвигать гипотезы, вести диалог по заданной теме. Формировать умение делать логические выводы, проводить аналогии и систематизировать знания. Формировать умение добывать знания из дополнительных источников информации и излагать их. Развивать у учащихся внимание, логическое мышление, зрительную память. Развивать восприятие цвета, формы, композиции.
  • Воспитывать в учащихся чувство любви к ближнему, уважительное отношение ко всему живому. Бережное, трепетное отношение к Святыням. Воспитывать любовь и уважение к добродетельной, праведной жизни, взаимоуважение, трудолюбие, умение доводить начатое до конца.

Задачи 3 года обучения.

  • Познакомить учащихся с содержанием книг и основными событиями Нового завета в обработке для детского чтения. Познакомить с Новозаветными святыми и основными событиями их жития. Более детально, чем во втором классе познакомить учащихся с устройством православного храма внутри и снаружи и правилами поведения в нём. Дать  детям представление о назначении частей храма, архитектуре, настенной росписи. Познакомить детей с правилами расположения икон в иконостасе. Познакомить с «языком икон». Дать детям возможность научиться «читать иконы».
  • Развивать речь учащихся, умение строить догадки, выдвигать гипотезы, вести диалог по заданной теме. Формировать умение делать логические выводы, проводить аналогии и систематизировать знания. Формировать умение добывать знания из дополнительных источников информации и излагать их. Развивать у учащихся внимание, логическое мышление, зрительную память. Развивать восприятие цвета, формы, композиции.
  • Воспитывать в учащихся чувство любви к ближнему, уважительное отношение ко всему живому. Бережное, трепетное отношение к Святыням. Воспитывать любовь и уважение к добродетельной, праведной жизни,  взаимоуважение, трудолюбие

Задачи 4 года обучения. 

  • Дать детям представления об основных санах в Православной Церкви, их отличиях. Познакомить учащихся с видами одеяния священнослужителей и их назначением. Познакомить с понятием «монашество», «монастырь», «отшельник»… дать детям возможность побывать в монастыре. Дать учащимся представление о Божественной литургии, её частях и порядке. Предоставить детям возможность побывать на части литургии. Дать представление о некоторых церковных таинствах. Познакомить учащихся с основными событиями становления Христианства на Руси и с житием Святых, прославившихся в это время. Познакомить учащихся с основными Святыми местами Православной Церкви.
  • Развивать речь учащихся, умение строить догадки, выдвигать гипотезы, вести диалог по заданной теме. Формировать умение делать логические выводы, проводить аналогии и систематизировать знания. Формировать умение добывать знания из дополнительных источников информации и излагать их. Развивать у учащихся внимание, логическое мышление, зрительную память. Развивать восприятие цвета, формы, композиции.
  • Воспитывать в учащихся чувство любви к ближнему, уважительное отношение ко всему живому. Бережное, трепетное отношение к Святыням. Воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, умение доводить начатое до конца

Литература.

Анашкевич М. «Храмы России» АСТ Астрель Москва 2008

Астахов А. «Самые известные русские святые» Белый город Москва

Булгаков С. «Икона и иконопочитание» Московская Патриархия Москва 1996

Веронин Т «Хлеб небесный» Московская Патриархия Москва 2012

Гиппиус А. «Православное семейное чтение на каждый день» СПб 2012

Григориаду-Сурели Г. «Завтра воскресенье» Московская Патриархия Москва 2010

Жукова В.В. Волкова Т.Г. «Воскресная школа» Московская Патриархия Москва 2010

Журнал «Ступени» Благовест Рязань 2012

Журнал «Твоё Святое имя» Скиния Москва 2002

Журнал «Шишкин лес» Москва 2009

Иванова Е. «Библия для детей» ОЛМА Москва 2010

Ильенко В «Жития святых для детей» Артос-Медиа Москва 2011

Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей» Альфа Санкт Петербург 1993

Кантанжи Л.Н. «Чудеса без конца» Зёрна-Слово Рязань 2013

Крупин  В.Н. «Подарок православному ребёнку» ООО Синтагма Москва 2010

Марченков В. «Начала православия» Московская Патриархия Москва 1991

Православный календарь ООО Авенир – Дизайн Кострома 2008

Православный календарь «Рассказы о святых» Московская Патриархия Москва 2009

Православный календарь «Православный миръ» Тригон Санкт – Петербург 2010

Пушкина Д. «Небесные заступники» ДАРЪ Москва 2010

Райгородский Л. «Беседы о русских иконах» Санкт – Петербург 1996

Снессорева С. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы…» Софийск. собор Москва 2006

Справочник «Впервые в храме» Московская Патриархия Москва 1996

Справочник по православию Олма медиа групп Москва 2008

Справочник школьника «День за днём» Московская Патриархия Москва 2010

Торик А. «Воцерковление» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1996

Шестакова С. «Свет Рождественской звезды» Русская Православная Церковь 2009

Шестакова С. «Светлое Христово воскресение» Русская Православная Церковь 2009

Щёголева Е. «Служители храма» Эксмо Москва 2005

Щёголева Е. Глаголева О. «Православие» Эксмо Москва 2010

Юдин Г. «Муромское чудо» ЭЛЛИС ЛАК Москва 1995

Юдин Г. «Всадник на белом коне» ЭЛЛИС ЛАК Москва 1995

Энциклопедия «Детская православная энциклопедия» РОСМЭН Москва 2008

Энциклопедия православия DVD «Земное и небесное» Остров Москва                    

Энциклопедия православия DVD «Азбука Православия» DVD клуб Москва 2007

Энциклопедия православия DVD «Истории ветхого завета» Мироздание Москва 2010    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение комплексного учебного курса ОРКСЭ. (доклад и презентация)

Доклад и презентация о введении и особенностях комплексного  учебного курса ОРКСЭ....

Сотрудничество семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Cлаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых в рамках изучения учебного предмета ОРКСЭ позволит, с одной стороны, существенно расширить содержан...

Сценарий родительского собрания о введении нового предмета ОРКСЭ

Объяснить родителям значимость новогоо предмета в духовно-нравственном воспитании школьников....

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ проведения МОНИТОРИНГА нормативно-правового обеспечения введения предмета ОРКСЭ в 4-х классах образовательных организаций

Материал для проведения Мониторинга  ведения предмета ОРКСЭ в 4 классах образовательных организаций...

Основы православной культуры и духовное развитие детей. Введение в предмет ОРКСЭ.

В даннойОсновы православной культуры и духовное развитие детей....