Рабочая программа по ОПК
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_opk_na_2014-2015_uch._g.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи.

Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:

  1. знакомство учащихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

     Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241,  от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060).

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Приказ МАОУ гимназии №69 г. Липецка от 27.06.2014 №264 «Об утверждении календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год, учебного плана на 2014-2015 учебный год»

5.Приказ МБОУ гимназии 69 г. Липецка от 30.03.2011 № 153 «Об утверждении образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 69 имени С. Есенина               г. Липецка» (в ред.  приказа от 28.06.2013 № 241).

1.3. Сведения о программе.

Данная рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе образовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС НОО и авторской программы для общеобразовательных школ под редакцией Кураева А.В. (Москва- Просвещение 2012), существенных изменений внесено не будет.

1.4. Обоснование выбора программы.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеет сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

  В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных обьединениях» (1997 г.) подчёркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества в глубь времён. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы в последствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

- усвоение ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия-священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

- привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

-  ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории - Великими Днями Побед, принёсшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов и другие);

- привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

- ознакомление с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский)

- ознакомления со всемирными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божьей Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);

- усвоения основных духовно нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это - социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, Честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

- формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

     1.5. Информация о внесенных изменениях.

     Тематическое планирование -1 час в неделю. В авторскую программу существенных изменений не внесено.

     1.6. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается учащимися 4 классов с их согласия и по выбору родителей.

     1.7. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Механизм предметного познания стал самостоятельным дидактическим направлением - технологией обучения. Обучающая технология – это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, нацеленных оптимизацию всего процесса обучения и гарантированное достижения определенных дидактических целей. Технология обучения включает следующие содержательные компоненты: программно- целевую установку с учетом возможностей потребностей школьников; строгую процедурную обусловленность (алгоритм действия) и процессуальную воспроизводимость, гарантирующих достижение программно- целевых результатов; диагностирующих достижение программно- целевых результатов; диагностирующую оценку текущих результатов и их коррекцию; итоговую оценку результативности.  Обучающая технология – это совокупность субъективных и объективных компонентов, средств, форм и методов предметного обучения. Технологизация знаменует интенсивный переход от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статистической модели знаний - к динамической системой умственных действиям; от ориентации на усредненного ученика - к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения – к внутренней нравственно- волевой регуляции.

   1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций.

   Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выделяются следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных

ситуациях.

Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате, которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить

 оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. В начальной школе (4 класс) широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не даётся в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

    1.9. Виды и формы контроля.

    Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение

о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № 69 имени С. Есенина г. Липецка», утвержденному приказом МБОУ гимназии №69 г. Липецка от 30.08.2013 №293, в редакции приказа МАОУ гимназии №69 г. Липецка от 15.05.2014 №198).

     

    1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

  1. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

Для реализации программного содержания используется

учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В.

электронное приложение к учебнику А.В. Кураева,

Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012,

Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,  

Интернет-ресурсы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематическое планирование «Основы православной культуры»

№п\п

Тема. Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

2.

Основы православной культуры.

28

3.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Всего

34

  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

       Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. Данилюк А. Я. - М.: Просвещение, 2010.

3. Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...