Урок по ОРКСЭ. Добро и зло
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Порфенцова Елена Павловна

В данной работе представлены: технологическая карта урока, презентация и рабочий лист учащегося. 

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни. 

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, -вот это и есть мои пороки» ( древнекитайское изречение ) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В.О.Ключевский)

Слайд 3

Добро Зло

Слайд 4

Что такое добро ? «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу» «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» из Толкового словаря Ожегова

Слайд 5

Что такое зло? Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий «Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру» из Толкового словаря Ожегова

Слайд 6

Игра «Добрый или злой?»

Слайд 7

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. За добрые дела добром платят. За доброго человека сто рук поднимут. Доброе слово лечит, злое - калечит. Добрый человек в добре живёт век. Добрая слава лежит, а худая бежит.

Слайд 8

Игра «Доскажи словечко» - Растает даже ледяная глыба От слова теплого…. - Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь…. Когда нас бранят за шалости, Говорим … И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … Спасибо Добрый день Здравствуйте Извините, пожайлуста До свидания!

Слайд 9

В.А.Сухомлинский рассказ «Обыкновенный человек»



Предварительный просмотр:

Ф.И. ученика ______________________________

Урок 5. Добро и зло.

Задание 1.

Впиши определения,  используя учебник.

ДОБРО-

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не

заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдѐт мимо зла, не поспешит

сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но

тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей

выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострѐнного достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

ЗЛО-

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и

поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само

должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается

всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Задание 2.

Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом. Объясни смысл каждой пословицы.

Кто любит добрые дела,

сто рук поднимут.

За добрые дела

в добре живёт век.

За доброго человека

добром платят

Доброе слово лечит,

а худая бежит.

Добрый человек

тому и жизнь мила.

Добрая слава лежит,

злое – калечит.

Задание 3.

Попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда

другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

Задание 4.

Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  1. Расстроенный друг плачет.
  2. Приятель в компании часто врет.
  3. Родители несправедливо ссорятся.
  4. Девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку.
  5. Мальчики играли в футбол и разбили окно.
  6. Брат (сестра) надел (а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

Задание 5.

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «Добро», во вторую – к понятию «Зло»

Качества: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, честность, эгоизм, милосердие,  хвастовство, трусость, малодушие.

ДОБРО

ЗЛО

Задание 6

Прочитайте притчу о добре и зле.

Подумайте, чему она нас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.  А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».  Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.  

Так добро отплатило Злу за зло - добром.

Задание 7.

Проверь себя.

Решите тест

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

3)Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

А. обман

Б. насилие

В. взаимопомощь

Г.унижение

5)Что является последствием злых дел?

А. дружба

Б. радость

В. вражда

Г. мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

Б. жить в мире

В. дружить

Задание 8.

 На уроке мне:

- всё было понятно

- было трудно

- было интересно

- прибавилось знаний

- пришлось задуматься

- могу рассказать другим

Задание 9.

Домашнее задание.

  1. Нарисуйте символы добра и зла.
  2. Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта урока

Учитель: Порфенцова Елена Павловна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

 Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.  Овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Способность выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке (новые понятия), уметь ими пользоваться.

Коммуникативные. Формулировать высказывание; сотрудничать с товарищами при выполнении работы в паре и группе, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, отстаивать свою точку зрения; умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные: Формирование правильного представления доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые поступки.

Технологии:

- Технология сотрудничества 

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

  • по степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебной деятельности учащихся;
  • по источнику знаний:   словесные, практические.

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, экран, рабочие листы на каждого учащегося, цветные карандаши у учащихся.

План урока:

  1. Понятие о «добре» и «зле». Работа с учебником.
  2. Работа с пословицами. Индивидуальная работа.
  3. Игра «Доскажи словечко». Фронтальная работа.
  4. Поступки. Обсуждение ситуаций. Групповая работа.
  5. Групповая (парная) работа.
  6. Проверь себя. Тест.
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование

1.

Организационный

(1 мин)

-Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Парами берутся за руки

2.

Постановка учебной задачи (3 мин)

- Прочитайте эпиграфы (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

- Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (слайд 2)

Дети читают эпиграфы

Формулируют тему и цели урока

ПК, проектор

3.

Актуализация знаний (15 мин)

(Слайд 3)

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добра со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так и есть зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

-Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

- Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 4)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

- Обратимся к учебнику, стр. 12

- Запишите определение «Добро» на рабочем листе.

- Прочитайте, какая бывает доброта. Как вы это понимаете?

- А что такое зло?

(Слайд 5)

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

- Обратимся к учебнику, стр. 13

-Запишите определение на своих рабочих листах.

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Работа с иллюстрациями учебника

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике, объясните, где добро, где зло.

Слушают

Отвечают

Читают и слушают

Работают с учебником, записывают определение.

Читают, отвечают.

Ответы

Работа с учебником, записывают определение

Работа с учебником, объясняют. Где добро, где зло.

ПК, проектор

ПК, проектор

Учебник, рабочий лист

ПК, проектор

Учебник, рабочий лист.

Учебник

4.

Физкультминутка –игра (2 мин)

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаем ногами. Итак, начали. (Слайд 6)

Доктор Айболит, Змей Горыныч, Баба Яга, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка.

Играют

ПК, проектор

5.

Первичное закрепление

(17 мин)

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. Обратимся к нашему рабочему листу. Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом.

- Проверим. (Слайд 7). Объясните смысл каждой пословицы.

- Да правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

Игра «Доскажи словечко» (Слайд 8)

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (щелчок) (спасибо)

-Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (щелчок) (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (щелчок) (здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (щелчок) (извините, пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (щелчок) (до свидания)

- Ну, вот волшебные слова вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от тог, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

Поступки. Обсуждение ситуаций. (Слайд 9)

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь?

     «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой  избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец,  глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.»

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…)  В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группах (6 групп)

- Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  1. Расстроенный друг плачет.
  2. Приятель в компании часто врет.
  3. Родители несправедливо ссорятся.
  4. Девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку.
  5. Мальчики играли в футбол и разбили окно.
  6. Брат (сестра) надел (а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

- Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Парная работа. Распределите слова на две группы, в первую пометите слова, относящиеся к понятию «Добро», во вторую – к понятию «зло».

Качества: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, честность, эгоизм, милосердие,  хвастовство, трусость, малодушие.

- А почему важно бороться со злом? Прочитайте последний абзац на странице 13 и ответьте на вопрос.

Прочитайте притчу о добре и зле и подумайте, чему она вас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.  А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».  Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.  

Так Добро отплатило Злу за зло - добром.

- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.

Работают на рабочих листах.

Проверка и объяснение

Играют, договаривая слова

Отвечают

Слушают, обсуждают.

Обсуждают в группах, делают выводы

Работа в парах.

Работа с учебником, отвечают на вопрос.

Слушают, отвечают на вопрос

Рабочие листы, цветные карандаши.

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

Рабочие листы

Рабочий лист

Учебник

Рабочий лист

6.

Закрепление

(2 мин)

Проверь себя. (Слайд 10)

1. Решите тест

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

3)Что считается добрым поступком?

            А. Забыть о неприятной просьбе

        Б. Дать списать домашнее задание

        В. Опоздать на неинтересную встречу

        Г. Помочь соседу по парте разобрать  задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

        А. обман

        Б. насилие

        В. взаимопомощь

        Г.унижение

5)Что является последствием злых дел?

        А.  дружба

        Б.  радость

        В.  вражда

        Г.  мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

        А. проявлять заботу о близких

        Б. жить в мире

        В. Дружить

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Решают тест

ПК, проектор, рабочие листы

7.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

- Какой вывод вы можете сделать в конце урока? Достигли ли мы цели урока?

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудится.

Да, трудно все-таки учиться!

- Оцените свою деятельность на уроке (Слайд 11)

На уроке мне:

- всё было понятно

- было трудно

- было интересно

- прибавилось знаний

- пришлось задуматься

- могу рассказать другим

Отвечают, размышляют

Оценивают свою деятельность на уроке

Рабочие листы

8.

Домашнее задание (2 мин)

Предлагает дифференцированное задание

- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или: - Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей

Рабочие листы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"

Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию....

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Спо...

Урок по ОРКСЭ: "Добро и зло".

Методическая разработка по курсу Светская этика....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....