Урок по ОРКСЭ: "Добро и зло".
методическая разработка (4 класс) по теме

Аникина Ирина Александровна

Методическая разработка по курсу Светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse._dobro_i_zlo.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме: «Добро и зло»

 урок № 5 (модуль ОСЭ)

Аникина Ирина Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 2001  г. Москва

Цель:  формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитание культуры общения друг с другом.

Задачи:

  • Раскрытие сущности главных моральных понятий в жизни – «добро» и «зло»;
  • Помочь учащимся осознать важную задачу морального поведения человека – не допускать зло и бороться с ним;
  • Осваивание  начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • Развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Формирование умения совместно работать в группе.

Оборудование:  

  • Презентация к уроку «Добро и зло».
  • Учебник «Основы светской этики».
  • Компьютеры;
  • Интерактивная доска;
  • Печатный раздаточный материал (солнышко и тучка), разноцветные карточки.

Место проведения:  

                      классная комната

Время проведения:

                       45 минут

Ход урока:

І. Организационный момент.  

Здравствуйте, ребята!

Повернитесь к своему соседу и подарите  улыбку.

(класс делится на группы)

II. Мотивация. Введение в тему урока.

Просмотр презентации «Добро и зло» (слайды с картинками под      

          музыкальное сопровождение).

О чём идёт речь в презентации?

Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и

наши предки, и мы, живя в современном мире, задумываемся над ними.

Давайте поговорим о доброте,

О ценностях непреходящих, вечных,

О жизни, что так коротка и быстротечна,

О том, что мы давно уже не те.

Мы разучились верить и мечтать,

Мы перестали понимать друг друга,

Нас закружила ненависти вьюга –

Мы разучились сострадать.

Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,

Забыв о том, что мир огромен и прекрасен,

В нём места хватит всем.

Давай поговорим о доброте!

          Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?

         Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о

          добре и зле.

         III.  Актуализация знаний. 

         Приём «Знаем – не знаем».

А что такое добро?  Что такое зло?  

Что вы знаете об этих понятиях?  И что хотели бы узнать?

          (выслушиваются мнения детей)

Сегодня попробуем разобраться:

          Что такое добро и зло?

          IV.  Открытие нового знания.

          Работа в группах.

Обратимся к ресурсам сети Интернет для поиска информации  о добре

          и зле (каждая группа ищет информацию, используя словари и

          энциклопедии, самостоятельно; после – учитель выводит на

          интерактивную доску)

Проанализируем полученную  информацию, сначала – что такое добро,

а потом – зло.

Что в этой информации будет главное? (дети выходят к интерактивной

           доске и подчёркивают слова, словосочетания или предложения)

Подведём итог – что такое добро? Что такое зло?

          Учебник с. 12 – понятие «добро», с. 13 – понятие «зло».

          V. Физминутка.

          VI.  Первичное закрепление.

Работа в группах.

А что значит быть добрым или злым?

Представьте себе, что яркое, теплое солнышко – это доброта и на его

          лучиках напишите те качества, которые включают в себя понятие

          «доброта», а зло – это тёмная туча и на капельках дождя напишите те

          качества, которые включают в себя понятие «злоба».

При проверке – записываем слова на такие же модели солнца и тучи на

          интерактивной доске.

Учебник с.12 – 13, чтение и разбор.

            VII. Включение нового знания в систему.

              А зачем нужно быть добрым?   

              Вот послушайте притчу о том, как это бывает.

              Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

              — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух

              волков. Один  волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление,

              эгоизм, амбиции, ложь.  

              Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину,

              доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда,

              задумался, а потом спросил:

              — А какой волк в конце побеждает?

              Старик улыбнулся и ответил:

              — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

            А что нужно делать, чтобы быть добрым?

            И почему не надо совершать злых поступков?

          VIII.  Рефлексия.

          Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен

           научиться держать и вести себя среди других людей.

           Давайте протестируем следующие высказывания о поведении

           человека, об общении.

           Голосуем карточками:

Зеленая - согласен

Красная - не согласен

Жёлтая – не знаю, затрудняюсь ответить

 

          - Всегда ставь себя выше других.

- Пообещав что-то сделать - сделай, не можешь - не обещай.

- Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать

   за всеми.

- Всегда требуй награды за добрые дела.

- Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим

   собственным.

- Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к

   пожилым, старшим.

- Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше                   промолчи.

IX. Подведение итогов.

           Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке и сделаем вывод.

           Смогли ли вы найти для себя ответ, что такое добро и зло?

           Добрым быть совсем-совсем не просто,
          Не зависит доброта от роста,
          Не зависит доброта от цвета.
          Доброта – не пряник, не конфета.
          Только надо, надо добрым быть,
          И в беде друг друга не забыть.
          И завертится Земля быстрей,
          Если будем мы с тобой добрей.
          Добрым быть совсем-совсем непросто,
          Не зависит доброта от роста.
          Доброта приносит людям радость,
          И взамен не требует награды.
          Доброта с годами не стареет,
          Доброта от холода согреет,
          Если доброта, как солнце светит,
          Радуются взрослые и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"

Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию....

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Спо...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Урок по ОРКСЭ. Добро и зло

В данной работе представлены: технологическая карта урока, презентация и рабочий лист учащегося. Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни. Задач...