Урок по ОРКСЭ "Род и семья – исток нравственных отношений"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon orkse.zip1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род и семья – исток нравственных отношений

Цели урока:

Образовательные:

  • представить детям образ семьи как великую духовную ценность, источник нравственных отношений;
  • расширить представления  о семье, ее роли и месте  в жизни человека через понятия «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности»;

Развивающие: 

  • развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений;
  • развитие нравственных качеств, необходимых для будущей семьи и необходимых, для добрых взаимоотношений с родителями;
  • Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы;
  • развитие творческой активности, развитие речи;

Воспитательные: 

  • воспитание нравственных отношений   к семье, родителям;
  • воспитание  интереса и любви к семейным традициям;
  • воспитание бережных, добрых отношений к  каждому члену семьи;
  • воспитание личностных качеств - умения видеть трудности  другого человека и желания помочь;

Виды деятельности: беседа, отгадывание ребуса, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, составление схемы, работа с иллюстративным материалом, работа со словарем.

Основные термины и понятия: род, семья,  фамилия,  родословная, семейные традиции, заповеди;

Оборудование: образец родового древа, родового герба, шаблоны для составления схем, цитаты, стихи  на тему «Семья»; тексты басни и притчи,  учебное пособие, интерактивная доска, проектор, компьютер, электронное сопровождение к уроку, мультимедийная презентация;

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

- Тема нашего сегодняшнего урока обозначена ребусом      ( Слайд 1)

- Отгадайте его (семья).

Мы с удовольствием пообщаемся  друг с другом, поговорим о своих семьях,

что вас объединяет, почувствуем заботу и внимание друг о друге.

2. Актуализация знаний учащихся

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?

- Задумывались ли вы над смыслом, значение слов «семья», «род», «родословная»? Как возникли наши фамилии?

Этому мы  и посвятим наш урок.

3. Работа над новой темой

- Что же значит слово – семья? И как она появилась?

- Послушайте стихотворение. Может быть, оно вам поможет расшифровать слово «семья»?

Как  появилось слово «семья»
Когда – то о нём не слыхала земля,
 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 Сейчас я тебе семь вопросов задам -
- Кто деток родит мне, богиня моя?

                                          И Ева тихонько ответила: "Я"
                                         Кто, моя царица, воспитает их?
                                         И Ева покорно ответила: "Я"
                                         - Кто пищу сготовит, о радость моя?
                                         И Ева всё так же ответила: "Я".
                                         - Кто платье сошьёт, постирает бельё,

 - Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

                                          Сказала она знаменитых семь «Я»
                                         Вот так на земле появилась семья.

1) Работа с понятием «семья»

 - Семья с самого рождения находится рядом с каждым из нас.  Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.

- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

- Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

                                                                                                (Слайд 2)

2) Работа со словарями

 - Давайте посмотрим, какое толкование слова «семья» нам дают различные словари? (Учитель дает 3 ученикам словарь Ожегова, Ушакова, словарь  эпитетов)

(Слайд 3)

3) Работа с понятием «РОД», «родословная»

- А знаете ли вы, что когда-то очень давно  вовсе не было такого понятия?

 Вот послушайте:

« Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть,  жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и  имели общих предков - родом».

- Семьи все разные. А чем они отличаются? (ответы детей)

- Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

- Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (с.38, первый абзац)

4) Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»

- Подберите к слову «род» как можно больше родственных слов.

(Дети работают в парах. Перед ними листочки со словом «РОД»)

                            Родство
                                 Родители
РОД                          Родина
                                  Народ
                                 Родословная

                         Родня

                        Родственники

Родичи и т.д.

- Какая пара подобрала максимальное количество слов?

5) Демонстрация герба рода Голенищевых-Кутузовых-Толстых

-  Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был показать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Внизу ствола – герб рыцаря. Далее ствол делится на две условные ветви: справа – герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей также делились на две меньшие ветви – рисовались гербы деда и бабки с отцовской и материнской линий.

Для того чтобы составить свое родословное дерево, нужно было хорошо знать семьи своих предков.

(Слайд 4)

- Рассмотрим герб на примере рода Голенищевых-Кутузовых-Толстых.

- Голени́щевы-Куту́зовы — русский дворянский и графский род. Ещё в XVI веке род разделился на несколько ветвей. От одной из ветвей происходил фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович. Так как он не оставил потомства по мужской линии, то фамилия Голенищевых-Кутузова была передана в 1859 году внуку его генерал-майору Павлу Матвеевичу Толстому и потомству его в порядке первородства.

Пока дети рассматривают герб, учитель дает его описание:

     Щит четверочастный с малым щитком в середине. В первой и четвертой частях в червлёном поле серебряный крест ордена Иоанна Иерусалимского, с лазуревым щитком, в котором золотой коронованный вензель Павла I. Во второй и третьей частях в лазуревом поле вертикально золотой ключ, справа от него отходит серебряное орлиное крыло. Через ключ накрест продеты серебряная стрела и золотой изогнутый меч, оба острием вниз. В малом лазуревом щитке орел натурального цвета, увенчанный княжеской короной, с червлеными глазами и языком, золотыми клювом и лапами. В правой лапе он держит серебряный меч с золотой рукояткой. Над малым щитком золотая дворянская корона. Над щитом два дворянских коронованных шлема. Нашлемники: правого шлема — три страусовых пера, из коих среднее — лазуревое, а крайние — золотые; левого шлема — три лазуревых страусовых пера, на них наложен крест ордена Иоанна Иерусалимского, на котором лазуревый щиток с золотым коронованным вензелем Павла I. Наметы обоих шлемов: лазуревые с золотом.

Символика цветов:

Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность, безупречность, или просто небо.            

6) Демонстрация  родословного древа А.С. Пушкина

(иллюстрация из электронного приложения)

- Рассмотрите иллюстрацию  «Родословная Пушкина».

- Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно рассмотреть и просчитать, но с уверенностью можно сказать, что очень много.

 - О чем говорит этот факт?

- Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю большой семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

- Родословное дерево рассказывает историю всей семьи.

4. Физминутка

5. Фамилии, имена, отчества

- Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь одного из святых, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок. Или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, иногда в честь родственников.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)

- У вас очень красивые имена.

- Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

- Еще одной из традиций в России является присвоение человеку отчества.

- А вы знаете, что такое отчество?

- Русские отчества начали употребляться рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди»- незнатные, не имели права пользоваться такими отчествами.

Начиная с XV столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги.

Отчества «подлых» людей  в России первоначально образовывались как краткая форма от соответствующего имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван Петров».

- Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества? (в фамилии)

- А как бы звучали в те времена ваши отчества? (ответы детей)

- Действительно, такие отчества превратились позже в фамилии.

- А знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии?

Попробуем найти ответ в учебнике на странице 38.

- Постарайтесь дома узнать образование вашей фамилии с помощью родителей.

6. Нравственные отношения в семье

 - Скажите еще раз, как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Верно. Родственники бывают ближние и дальние.

 -  Давайте поговорим о ближних.

 - Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

 -  А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

 - Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

 - Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

-  А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам? (Дядями и тетями.)

  1. Рассматривание интерактивной модели «Семья в Древнем Риме».

Беседа об увиденном: рассуждение, сравнивание с современными отношениями и традициями в семьях.

2) Работа с китайской притчей «Ладная семья» и басней Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

- Ребята, как вы думаете, на чем основаны нравственные отношения в семье?

- Ответить на этот вопрос вам поможет притча. Давайте прочтем ее.

(Слайды 5-6)

- А теперь давайте подтвердим прочитанное словами из учебника – с. 38 последние 3 предложения.

- Давайте еще вспомним басню Л. Н. Толстого «Дед и внучек». (Слайд 7).

-Чему учит эта басня?

-Как нужно относится к людям? (Разбор ситуации).

- Например, в христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от них. Маленький ребенок совершенно зависим от них. Однако обычно, ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

- Таким образом, с понимания, доброты, прощения, а главное, с заботы друг о друге начинается СЕМЬЯ. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Еще говорят – домашний очаг. Он дает человеку не только крышу над головой, но и хранит душевное тепло, приносит радость. И все это зависит от того, как живет семья, каков ее семейный уклад, традиции.

7. Беседа на тему «Семейные традиции»

- Для сохранения такой дружной семьи очень важно, чтобы в ней соблюдались общие праздники, общие семейные традиции.

-Для чего это нужно?

-Есть ли в вашей семье какие-то особенные традиции? Расскажи о них.

-В наши дни существуют различные праздники: церковные и государственные. Некоторые из них из церковных перешли в праздники государственные. Например, День любви, семьи и верности, который празднуется 8 июля (день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые всю свою супружескую жизнь прожили в любви и согласии).                                 (Слайд 8).

Рассказ учителя.

8. Рефлексия. Итог урока

- Теперь откройте электронное сопровождение и ответьте на предложенные вопросы (контроль)

- Всем удалось правильно ответить?

-  Почему для людей важно знать своих предков?

- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего.

- Как нужно относиться к родным и близким людям?

- От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будете ли  вы продолжателями этих традиций, как вы чтите традиции свой родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

- Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас? (семья)

9. Коллективное составление семейных заповедей

- Для  чего  нужна  счастливая  семья?

- Ребята, как  вы  считаете,  что  мы  можем  сделать,  чем  можем  помочь,  чтобы наши семьи были счастливыми?

- Давайте вместе составим правила, которые каждый из вас будет соблюдать в своей семье.                                                                                (Слайд 9).

- Закончить  урок  я  хочу строками стихотворения о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

10. Домашнее задание

1  уровень.  Нарисовать  свою  семью  и  узнать историю происхождения своей фамилии.

2 уровень.  Составить  семейное  древо  своей  семьи (учитель раздает шаблоны).

3  уровень.  Нарисовать герб семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...

технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...