Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Ибатуллина Гузель Салаватовна

Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_15.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Ибатуллина Г.С., тренер-преподаватель ОРКСЭ  МБОУ «Алмалинская СОШ»

Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной  деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

привлечение учащихся к целям и задачам урока;

возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

включение учащихся в интересную для них форму работы.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Методы обучения:

самостоятельный поиск  информации;

метод проектов;

тестирование;

овладение разными учащимися разного материала;

творческая деятельность в процессе обучения

работа над учебно-исследовательскими проектами

игра как способ развивать познавательный интерес

участие в экологических акциях

проблемное обучение.

Информационные технологии:

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, авторы выделяют:

творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется “ударить в грязь лицом” перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать “пружину” для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера

Активизация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Приложение

«Сад камней»

В саду лежит куча камней. Из кучи можно брать один, два или три камня. Камни берут двое. Один начинает первым. Проигрывает тот, кто берет последний камень. Камней можно брать несколько.

Вопросы для игры:

Как должен играть начинающий, чтобы выиграть?

«Похвала»

Участнику предлагается похвалить себя за то, что выполнял трудные задания.

Упражнение помогает участникам осознать, что  самопознание - тяжелый труд.

«Зеркало и обезьяна»

Участники разбиваются на пары и встают друг  против друга.

Один – обезьяна, другой – зеркало. Зеркало отражает все движения обезьяны. Участники меняются ролями.

Спросите участников, какая роль  давалась легче?

В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

«Корабль»

Группа делится на две команды, доска на две части.

Мы готовимся к плаванию. Для того чтобы оно было успешным, нам надо погрузить на корабль предметы  - слова на одну и ту же букву. Слова записываются на доске, участник назвавший слово, объясняет, значение предмета на корабле. Во время игры можно вводить штрафные очки, например за неправильное слово, за уже сказанное слово.

Во время игры развиваются навыки общения и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы...

Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся

Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...

Статья "Способы, приемы и средства активации мыслительной деятельности младшего школьника"

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем методики преподавания.     В современных условиях, когда объем необходимых для человека ...

Способы, приемы и средства активизации мыслительный деятельности младшего школьника.

Школьные конфликты – одна из злободневных проблем современной школы.  В своей статье бы хотела обратить Ваше внимание на конфликты между учениками младшего школьного возраста....

Из опыта работы « Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих к активной познавательной деятельности»

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоционал...