рабочая программа ОРКиСЭ. Светская этика.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Гавришева Ольга Николаевна

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise_programma.docx56.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

           

Рабочая программа

         

        по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Модуль «Светская этика»  4 класс

Учитель :О.Н.Гавришева

2013-2014 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:

  • Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
  • Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;
  • Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
  •  Постановление Правительства РФ от 5.10.2010;
  • Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004г. № 1089;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312

   

     Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

         Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах

религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

           В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Требования к результатам обучения

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Светская этика. 4 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И – М.: Баласс, 2012.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем


Используемая дополнительная литература

Пособия для учащихся

  1. Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  2. Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.

Энциклопедическая и справочная литература

  1. Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.
  2. Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.
  3. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
  4. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
  5. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
  6. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.

 

Тематическое планирование ОРКСЭ

Темы

 по  ОРК и СЭ

Кол- во часов

Тип урока

Характеристика деятельности

Вид контроля на уроке

Планируемый результат

Домашнее задание

Дата

План

Факт

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

3

Россия  - наша Родина.

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Рассказать членам семьи об известных людях.

Что для нас всего дороже?

1

Что такое светская этика? Стр.15

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

II.

Как отличить добро от зла

10

Граница между добром и злом. Стр.16-19

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Понимать и сопереживать чувствам других людей.

Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы.

  1. .

Долг и совесть Стр.20-23

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

Уметь уважительно относиться  к иному мнению,

Подготовить рассказ по теме. Стр23 вопросы

6

Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Подготовить рассказ с примерами.

Стр.29 вопросы

7

Нравственные идеалы

1

Комбинированный урок.

Знакомятся с понятием «идеал»

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Подготовить рассказ с примерами.

22.10

8

Стыд, вина и извинения

1

Комбинированный урок.

9

Счастье и смысл жизни. Стр.30-31

Ради чего живёт человек? Стр.32-33

1

Урок введения новых знаний

Сочинение-рассуждение на тему

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Взять интервью у родных по теме

10

Свобода и моральный выбор человека.

1

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.

Самостоятельная работа

Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.

11

Справедливость и милосердие. Стр.34-35

Ценные качества человеческой души

Стр36-39

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения милосердия

Подобрать примеры из литературы, в которых описывается справедливое или милосердное поведение человека.

Стр.38-39 вопросы

12

Дружба

1

Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Подобрать примеры настоящей дружбы из произведений

13

Представление проектов по теме

1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Каковы истоки правил морали?

5

14

Каковы истоки правил морали?

1

Урок введения новых знаний

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в семье, в обществе

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.

15

Ценность рода и семьи. Стр.42-43

Зачем семье нужны традиции? Стр.44-47

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Генеологическое древо

Придумать рассказ о традициях своей семьи

Стр.46-47

16

Образцы культуры народов. Стр48-53

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Пословицы и поговорки народов России»

Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Стр.52-53

17

Взгляд светский и религиозный.

Возникновение религий.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Чем светские правила отличаются от религиозных?»

Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Стр.58-59

18

Представление проектов по теме

1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Какие правила морали особенно важны в школе?

3

19

Правила поведения в школе. Стр.62-63

Новые ситуации -новые правила Стр.64-65

1

Урок введения новых знаний

Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Стр.65-66

20

Этикет – форма содержания этики. Стр.66-69

1

Этикет, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета.

Стр.69-70

21

Действия – форма для поступков

1

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.

Итоговые уроки

2

22

Презентация творческих работ.

1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Проекты по теме

23

Подведение итогов

1

Участие в диспутах

I.

  Что такое хорошо и как не делать плохо?

4

24

Сокровища нравственности.

Стр.10

1

Урок введения новых знаний

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Решение жизненной задачи «Столкновение интересов».

Знать, понимать и принимать духовные ценности человечества.  

Эссе, сочинение или философская сказка.

25

Доброе слово и дело. Стр.22

1

26

Строитель своей души. Стр.30

1

Урок введения новых знаний

Решение жизненной задачи «Как я работаю над собой».

Иметь представления о самооценке.

Доклад на тему «Человек, сделавший себя».

27

Обобщение главы, представление проектов.

1

II.

Какие правила мужские, а какие – женские.

3

28

Образцы мужского поведения.

Стр.41

1

Урок введения новых знаний

Коллективная работа по изучению кодексов чести разных исторических периодов.

Решение жизненной задачи « Ответственность за неверный поступок».

Охарактеризовать качества мужчины, как труженика и защитника, отца и мужа.

Определить мужские роли в своей семье.

29

Образцы женского поведения.

 Стр.61.

1

Урок введения новых знаний

Коллективная работа по изучению кодексов женского поведения разных исторических периодов.

Охарактеризовать качества женщины, как жены и матери.

Определить женские роли в своей семье.

30

Обобщение главы, представление проектов.

1

Урок введения новых знаний

 

   

 

III

Что можно и что нельзя людям разных призваний?

3

31

Кодексы чести разных профессий.

Стр.83.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Правила для людей разных профессий».

Объяснить выражение «завоевать положение в обществе».

Подобрать пословицы, в которых говорилось бы об общечеловеческих ценностях: трудолюбии, мастерстве, справедливости и честности - основе профессиональных кодексов.

32

Порядочность истинного интеллигента.

Стр.93.

1

Урок введения новых знаний

Решение жизненной задачи «Конфликт в очереди».

 Уметь перечислить качества интеллигентного человека.

 Доклад на тему «Образцы настоящего интеллигента- известный человек и мой знакомый».

33

Мир добрых соседей.

Стр.99.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа по тексту учебника «Зачем поддерживать добрые отношения с соседями».

Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Составить рассказ с примерами толерантного отношения. Подобрать пословицы и поговорки о дружбе.

34

Обобщение главы, представление проектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

рабочая программа по светской этике 4 класс

рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа...

Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.

Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...

рабочая программа по светской этике

Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требо­ваниями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы...

Рабочая программа. Основы светской этики. 4 класс

Общая характеристика учебного предмета     Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших шко...