рабочая программа ОРКиСЭ. Светская этика.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkise_programma.docx | 56.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Модуль «Светская этика» 4 класс
Учитель :О.Н.Гавришева
2013-2014 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:
- Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
- Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
- Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
- Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Постановление Правительства РФ от 5.10.2010;
- Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004г. № 1089;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к результатам обучения
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И – М.: Баласс, 2012. | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
Используемая дополнительная литература
Пособия для учащихся
- Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
- Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
- Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.
Энциклопедическая и справочная литература
- Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.
- Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.
- Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
- Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
- Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
- Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
Тематическое планирование ОРКСЭ
№ | Темы по ОРК и СЭ | Кол- во часов | Тип урока | Характеристика деятельности | Вид контроля на уроке | Планируемый результат | Домашнее задание | Дата | |||||||
План | Факт | ||||||||||||||
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 3 | |||||||||||||
Россия - наша Родина. | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | Рассказать членам семьи об известных людях. | |||||||||
Что для нас всего дороже? | 1 | ||||||||||||||
Что такое светская этика? Стр.15 | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Творческая работа «Составление предложений со словами культура». | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. | ||||||||||
II. | Как отличить добро от зла | 10 | |||||||||||||
Граница между добром и злом. Стр.16-19 | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Понимать и сопереживать чувствам других людей. | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы. | |||||||||
| Долг и совесть Стр.20-23 | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Уметь уважительно относиться к иному мнению, | Подготовить рассказ по теме. Стр23 вопросы | |||||||||
6 | Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | Подготовить рассказ с примерами. Стр.29 вопросы | ||||||||
7 | Нравственные идеалы | 1 | Комбинированный урок. | Знакомятся с понятием «идеал» | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | Подготовить рассказ с примерами. | 22.10 | ||||||||
8 | Стыд, вина и извинения | 1 | Комбинированный урок. | ||||||||||||
9 | Счастье и смысл жизни. Стр.30-31 Ради чего живёт человек? Стр.32-33 | 1 | Урок введения новых знаний | Сочинение-рассуждение на тему | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Взять интервью у родных по теме | |||||||||
10 | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. | Самостоятельная работа | Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека. | ||||||||||
11 | Справедливость и милосердие. Стр.34-35 Ценные качества человеческой души Стр36-39 | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения милосердия | Подобрать примеры из литературы, в которых описывается справедливое или милосердное поведение человека. Стр.38-39 вопросы | ||||||||||
12 | Дружба | 1 | Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Подобрать примеры настоящей дружбы из произведений | |||||||||
13 | Представление проектов по теме | 1 | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | ||||||||||
Каковы истоки правил морали? | 5 | ||||||||||||||
14 | Каковы истоки правил морали? | 1 | Урок введения новых знаний | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в семье, в обществе | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Уметь осознавать ценности человеческой жизни. | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | ||||||||
15 | Ценность рода и семьи. Стр.42-43 Зачем семье нужны традиции? Стр.44-47 | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | Генеологическое древо Придумать рассказ о традициях своей семьи Стр.46-47 | |||||||||
16 | Образцы культуры народов. Стр48-53 | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Пословицы и поговорки народов России» | Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Стр.52-53 | |||||||||
17 | Взгляд светский и религиозный. Возникновение религий. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Чем светские правила отличаются от религиозных?» | Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Стр.58-59 | |||||||||
18 | Представление проектов по теме | 1 | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | ||||||||||
Какие правила морали особенно важны в школе? | 3 | ||||||||||||||
19 | Правила поведения в школе. Стр.62-63 Новые ситуации -новые правила Стр.64-65 | 1 | Урок введения новых знаний | Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Стр.65-66 | ||||||||
20 | Этикет – форма содержания этики. Стр.66-69 | 1 | Этикет, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета. | Стр.69-70 | |||||||||||
21 | Действия – форма для поступков | 1 | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | ||||||||||
Итоговые уроки | 2 | ||||||||||||||
22 | Презентация творческих работ. | 1 | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | Проекты по теме | |||||||||||
23 | Подведение итогов | 1 | Участие в диспутах | ||||||||||||
I. | Что такое хорошо и как не делать плохо? | 4 | |||||||||||||
24 | Сокровища нравственности. Стр.10 | 1 | Урок введения новых знаний | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Решение жизненной задачи «Столкновение интересов». | Знать, понимать и принимать духовные ценности человечества. | Эссе, сочинение или философская сказка. | ||||||||
25 | Доброе слово и дело. Стр.22 | 1 | |||||||||||||
26 | Строитель своей души. Стр.30 | 1 | Урок введения новых знаний | Решение жизненной задачи «Как я работаю над собой». | Иметь представления о самооценке. | Доклад на тему «Человек, сделавший себя». | |||||||||
27 | Обобщение главы, представление проектов. | 1 | |||||||||||||
II. | Какие правила мужские, а какие – женские. | 3 | |||||||||||||
28 | Образцы мужского поведения. Стр.41 | 1 | Урок введения новых знаний | Коллективная работа по изучению кодексов чести разных исторических периодов. Решение жизненной задачи « Ответственность за неверный поступок». | Охарактеризовать качества мужчины, как труженика и защитника, отца и мужа. | Определить мужские роли в своей семье. | |||||||||
29 | Образцы женского поведения. Стр.61. | 1 | Урок введения новых знаний | Коллективная работа по изучению кодексов женского поведения разных исторических периодов. | Охарактеризовать качества женщины, как жены и матери. | Определить женские роли в своей семье. | |||||||||
30 | Обобщение главы, представление проектов. | 1 | Урок введения новых знаний |
|
|
| |||||||||
III | Что можно и что нельзя людям разных призваний? | ||||||||||||||
31 | Кодексы чести разных профессий. Стр.83. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа «Правила для людей разных профессий». | Объяснить выражение «завоевать положение в обществе». | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы об общечеловеческих ценностях: трудолюбии, мастерстве, справедливости и честности - основе профессиональных кодексов. | |||||||||
32 | Порядочность истинного интеллигента. Стр.93. | 1 | Урок введения новых знаний | Решение жизненной задачи «Конфликт в очереди». | Уметь перечислить качества интеллигентного человека. | Доклад на тему «Образцы настоящего интеллигента- известный человек и мой знакомый». | |||||||||
33 | Мир добрых соседей. Стр.99. | 1 | Урок введения новых знаний | Самостоятельная работа по тексту учебника «Зачем поддерживать добрые отношения с соседями». | Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Составить рассказ с примерами толерантного отношения. Подобрать пословицы и поговорки о дружбе. | |||||||||
34 | Обобщение главы, представление проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
рабочая программа по светской этике 4 класс
рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа...
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...
рабочая программа по светской этике
Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требованиями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы...
Рабочая программа по светской этике ФГОС 4 класс
Рабочая программа...
рабочая программа "Основы светской этики"
рабочая программа...
Рабочая программа. Основы светской этики. 4 класс
Общая характеристика учебного предмета Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших шко...