Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся Занятие кружка «Светлый образ» Тема занятия "Семь+я"
план-конспект занятия по орксэ (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кирилюк Светлана Михайловна

Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся. Занятие кружка «Светлый образ». Тема занятия "Семь+я".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка в области

духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся

Занятие кружка «Светлый образ»

Тема

Дружная семья

Педагогическая цель

Создать условия для формирования милосердия у учащихся

Тип урока

Решение учебно – воспитательной задачи

Планируемые результаты

Понятия: лексическая работа, работа с ранее изученными терминами

Характеристика деятельности: научатся определять настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Обыгрывание проблемных ситуаций.

Личностные результаты

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику   Воспитание чувства милосердия и жалости к людям  

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Познавательные: осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия и термины

Милосердие, сострадание, доброта, завещание

Образовательные ресурсы

1. Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Первые беседы для малышей. Сборник рассказов. Минск, 2008

Мобильный компьютерный класс.

Интернет.

Сценка «Законы милосердия»

Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц.

Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

СЕРДЦЕ ЖИВО МИЛОСТЬЮ

М. Скребцова

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.

Вопросы к стихотворению:

Как научить свое сердце дарить людям милосердие?

Может ли твое сердце болеть от чужой беды?

Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

Рисунок «Сердце милосердия»

Попросите детей рассказать, что человек с добрым сердцем может сделать для обездоленных и голодных людей.

Затем дети должны представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия. Дети вырезают из бумаги сердце милосердия и рассказывают, какие милосердные поступки они совершат в этот день. После этого дети рисуют в сердце столько звездочек, сколько милосердных поступков они придумали. Попросите детей совершить все милосердные поступки, которые они придумали.

Рассказ «Бездомные дети» М. Люферчик

Игра «Солнышко милосердия»

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких-либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится "Солнышком милосердия".

Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т. д.

Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Список используемой литературы:

1. Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Первые беседы для малышей. Сборник рассказов. Минск, 2008.

 2. «Искра Божия». Сборник рассказов и стихотворений для девочек. Изд. Дом Покров, 2007.

Интернет-ресурсы: http://www.svetoch-opk.ru

Этапы занятия

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

I. Организация начала занятия

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Предлагаю эпиграфом занятия строки:

Достается не дешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Послушайте стихотворение

СЕРДЦЕ ЖИВО МИЛОСТЬЮ

М. Скребцова, и сформулируйте тему занятия.

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.

Что такое милосердие? Ответы найдите в интернете задав в поисковой строке «Толковый словарь Даля».

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, формулируют тему занятия.

Находят толкование слова «милосердие»

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Учитель показывает рисунки
с изображением леса, лося.

– Что изображено на рисунках?

– Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов лес, лось.

– Охарактеризуйте звук с.

– Гласный или согласный звук с

Рассматривают рисунки.

– Лес, лось.

Выполняют слого-звуковой анализ слов.

– В слове лес твердый звук с, в слове лось мягкий звук с’.

–Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду

Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки с, с’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки с, с’ в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных
на схемах-моделях

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [с], поднимаете синюю карточку; если слышите

Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [с],

Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах

мягкий звук [с’] – зеленую карточку.

– Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина

зеленую карточку – если слышат мягкий звук [с’]

3. Знакомство с буквой С

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс).

На что похожа буква С?

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С

Следы коня.

– Сделайте букву С из проволоки

Находят букву С 
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву С

Распознают букву С на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«СТРОИТЕЛИ»

– А теперь представьте себя строителями.

– У вас ведро краски в руках, поднимаем его вверх. Опускаем вниз

«Поднимают ведро с краской» (напряжение) и «опускают его» (расслабление)

Осуществляют профилактику утомления

4. Чтение слогов
и слов. Составление предложений (учебник, с. 45)

Коллективная. Словесный, практический. Объяснение, чтение, беседа

– Прочитайте слоги-слияния.

– Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Хором читают слоги.

Слушают объяснение учителя и смотрят на слова.

Соотносят новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки с, с’ обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы

– Обратите внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна – сосны.

– Что заметили?

Одно – единственное число; много – множественное число

– Придумайте с этими словами предложения.

– Прочитай текст. Продолжите рассказ

– Одна – много

Придумывают предложения со словами осина, осины; сосна, сосны.

– Нина у осины. Инна у сосны.

– Ау, Ни-на! Ау!

гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и).

Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдают над изменением формы слова

5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь» (учебник, с. 45). Дифференцированное задание

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «…лиловый, золотой, багряный»?

– Выучите стихотворение

Читают стихотворение, отвечают на вопросы, заучивают наизусть стихотворение

Понимают смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читают стихотворение

6. Работа с пословицами (учебник, с. 44)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Старый друг лучше новых двух»?

Отвечают на вопрос учителя

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение

7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

– Что изображено на картинке? Расскажите.

– Назовите слова со звуками
[а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’].

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

– Прочитайте предложения

Рассматривают картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с названными звуками; перечисляют известные деревья.

– Нина! Ау! Ау!

Составляют рассказ
по сюжетной картинке. Привлекают информацию, полученную ранее из собственного наблюдения, жизненного опыта. Читают предложения, соблюдая интонацию

8. Отгадывание загадок. Дифференцированное задание

Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки, беседа

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом.

– Что вместо листьев у этих деревьев?

– Как называются такие деревья?

– Сосна, ель.

– Хвоя.

– Хвойные

Анализируют загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся знания из собственных наблюдений

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Покружились, повертелись

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 44)

Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв

– Найдите в пословицах буквы С. Сколько их?

– Почему так говорят..?

– В какой части слова стоят буквы С?

Находят буквы, считают.

– В начале и в середине слов

Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц

2. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46)

Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение

– Какие слова спрятались в схемах?

– Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С

– Оса, сани, насос, сосна.

– Заглавные буквы
в начале предложения и в имени девочки

Работают в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей

3. Дидактическая игра «Покорение вершин» (учебник, с. 46)

Групповая. Практический. Игра

– Кто больше составит слов
из слогов?

Составляют слова
из слогов

Осуществляют взаимопроверку; оценивают правильность ответов

4. Игра «Что изменилось?»

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение

– Прочитайте предложения. Сравните слова. Что меняется
в словах, когда обозначается один или много предметов?

– Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова

– Нина! Осы! Осы!

– Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова

Наблюдают над изменением формы слова.

Осуществляют словообразование

5. Чтение стихотворения В. Берестова.

Дифференцированное задание

Фронтальная, индивидуальная. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– Назовите слова, в которых есть буква С

Читают стихотворение, называют слова с буквой С

Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву С в словах

6. Дидактическая игра (учебник, с. 47)

Коллективная.

Практический. Дидактическая игра

– Прочитайте слова.

– Продолжите перечисление

Читают слова.

– Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок

Наблюдают за изменением формы слова

7. Работа с рисунками, со словарем
(учебник, с. 46)

Фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Беседа, работа с рисунками

– Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова.

– Знаете ли вы, что такое ось? Посмотрите в словаре

Рассматривают рисунки, читают слова. Высказывают свое мнение

Учатся пользоваться словарем для решения учебной задачи

8. Разбор анаграмм

(учебник, с. 46)

Фронтальная. Словесный, практический. Разбор анаграмм

– «Анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова.

– Составьте новое слово, переставив буквы согласно цифрам

Слушают объяснение учителя.

– Сосна – насос.

– Насос – сосна

Осуществляют словообразование

9. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

– Где на «ленте букв» расположена буква С? Почему?

– На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы

Определяют место изученной буквы на «ленте букв»

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

урока. Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...

ОРКСЭ Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1-2 классах Тема: Сказание о трех деревьях

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1-2 классах Тема: Сказание о трех деревьях...

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...