Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль ОПК по теме: «Защита Отечества»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Пономарева Елена Александровна

На уроке используется проблемо-диалогическая технология, групповая форма работы при выполнении творческого задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пономарева Елена Александровна

 РОССИЯ, Краснодарский край, город Ейск,

МБОУ лицей № 4 г. Ейска

МО Ейский район

учитель начальных классов,

учитель основ православной культуры

2016 год,

урок-презентация по предмету ОРКСЭ,

модуль «Основы православной культуры» по теме: 

«Защита Отечества»

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное  зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Планируемые  результаты:

Познавательные: размышляют о том, что войны бывают справедливые, рассказывают о святых – защитниках.

Коммуникативные: совершенствуют навык поиска  информации, строят логические цепочки рассуждений на основе полученной  информации

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с задачей

Личностные: формирование  основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Ход урока

I.Организационный момент.      

 I I. Мотивация к учебной деятельности   

У меня и у каждого из вас есть имя. Имя  сегодня есть  и у нашего урока. Хотите узнать его?  (слайд 1)     

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»

Как вы понимаете эти слова? (мы готовы защитить наше Отечество)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Кая тема урока?

                                   Тема: «Защита Отечества». (слайд 2)

III. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы. (слайд 3)

Давайте вспомним, чему учил Иисус Христос людей

(работа в маршрутных листах)

  • Христос учил _______. Он учил любить даже _____ своих.
  •  Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя _________ в правую.

(любить, врагов, ударили)

А как  же быть Христианину, если идёт война, враг топчет Землю, убивает сестёр, матерей, попирает святыни? (ответы детей)

IV. Открытие новых знаний.

         Из Евангелия, очевидно, что христиане не вправе нападать, отнимать у других свободу, насаждать свою веру силой. Им дан другой способ - свидетельство, диалог, жертвенность. Но если всегда и всюду последователи Христа будут смиряться и подставлять щеки, то их со временем истребят. Поэтому и они стремятся отстоять свое место в жизни, не дать в обиду себя и своих близких.

         Послушайте хорошо известную вам песню. Обратите внимание,  как автор говорит о войне?

(звучит песня «Священная война») (слайд 4)

Как автор говорит о войне? Война какая? (священная)

Почему священная война, как вы думаете? (предположения детей) (слайд 5)

Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 89

Какая война с христианской точки зрения считается справедливой?

Вывод: если надо защитить свою Родину, семью и веру, православный

человек берётся за оружие.  В Великой Отечественной войне люди разных национальностей и вероисповеданий встали на защиту Родины. 

Ребята, кто помнит имя нашего урока?

 «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» (слайд 6)

Кто знает автора этих строк? (Александр Невский, сказал эти слова после битвы на Чудском озере с немецкими рыцарями)

Прочитайте, кем был Александр Невский? (князь, воин, миротворец) (слайд 7)

Сочетание, каких слов удивляет, вызывает вопросы? (воин, миротворец)

Рассказ учителя.

Несколько десятилетий с помощью переговоров удерживал Русь и Орду от столкновений. Он доказал, что можно защищать интересы страны и не воюя, а с помощью искусства дипломатии. За его миротворческие усилия после его смерти, был причислен к лику святых. Но если не помогали дипломатические усилия, тогда, все вставали на защиту Родины. Из истории мы знаем, что даже монахи  были благословлены на битву с врагом. (слайд8) 

Картина Кившенко А.Д. «Преподобный Сергий благословляет Д.Донского»

Какой  исторический момент изображён на картине? (Преподобный Сергий благословляет Д.Донского на битву с войском монгольского хана Мамая)

Прочитайте  текст об этих событиях на стр.90.

Найдите слова Иисуса Христа, которые вдохновили на бой монахов Пересвета и Осляблю. Выполните задание в маршрутном листе. (слайд 9)

Восстановите предложение по тексту на стр.90:

«Нет больше той __________,  как если кто __________ душу свою за _________ своих».

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»

Но даже на войне православный воин должен оставаться человеком.

Выпишите слова, как должен вести себя христианин на войне.

Мы живём в мирное время, все стараемся, как можем приносить пользу Родине. Учителя стараются учить вас,  вы хорошо учиться, каждый как может трудиться на благо Родины, прикладывая силы, талант, душу.

Известный певец О. Газманов сочинил песню о России, послушайте её, а если появиться желание можете подпевать. (слайд 10)

VI. Первичное закрепление нового материала.

(Творческое задание в группах на выбор)

Вы уже достаточно взрослые,  посоветуйтесь в группах, что нужно делать у нас в стране, чтоб не иссякали традиции, о которых пел Олег Газманов?

В классе (о ком из святых защитников Отечества вы хотели бы подготовить классный час):

На телевидение (о ком из святых защитников Отечества вы бы посоветовали снять фильм):

В книжном издательстве (о ком из святых защитников Отечества вы бы посоветовали написать книгу для малышей)

А может у вас есть свои идеи?

VI. Обобщение.

Какая война бывает справедливой?

О ком из святых защитников Родины вы сегодня узнали?

Знаете ли вы войны, когда против общих недругов России вместе сражались разные её народы? Назовите.

VII.Рефлексия(слайд 11)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

мне надо…

VIII. Творческое задание на выбор. Можно выполнять индивидуально или по группам.  (слайд 11)

Сценарий фильма, классного часа или книжку-малышку о святых защитниках Родины.



Предварительный просмотр:

Тема урока «Защита Отечества»

  1. Христос учил _______ Он учил любить даже _____ своих. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя_________ в правую.

Слова для справок: любить, врагов , ударили .

  1. Восстановите предложение по тексту на стр.90:

«Нет больше той __________,  как если кто __________ душу свою за _________ своих».

  1. Выпишите слова, как должен вести себя христианин на войне.

  1. Подумаем, что нужно делать, чтоб продолжались доблестные традиции наших предков.

В классе (о ком из святых защитников Отечества вы хотели бы подготовить классный час):

 На телевидение (о ком из святых защитников Отечества вы бы       посоветовали снять фильм):

В книжном издательстве (о ком из святых защитников Отечества вы бы посоветовали написать книгу для малышей)

А может у вас есть свои идеи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)

Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование....

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ , модуль ОПК по теме "Заповеди"

На уроке используется групповая форма работы, детям предлагается маршрутный лист для организации самостоятельной работы на уроке. Новизна урока в сочетании разнообразных приёмов и методов, позволяющих...

Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"

Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...