План - конспект урока по ОРКСЭ пот теме "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока модуля "Основы православной культуры" по теме "Христианская семья" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_27_hristianskaya_semya.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока комплексного курса ОРКСЭ

Модуль: Основы православной культуры

Тема: Христианская семья

Цель: раскрыть особенности  христианской семьи.

Задачи, направленные  на достижение метапредметных результатов:

Познавательные УУД:

  1. Раскрыть понятие «семья», его христианское содержание;
  2. Дать первоначальное представление о таинстве  Венчания;
  3. Раскрыть смысл символов Венчания.

Регулятивные  УУД:

  1. Способствовать уважительному отношению  к родителям, окружающим;
  2. Формировать понимание  значимости  семейного воспитания для становления личности;
  3. Способствовать развитию  позитивного отношения к жизни, к окружающей  действительности, к своей семье.

Коммуникативные  УУД:

  1. Развивать умение эффективно  сотрудничать;
  2. Признавать  возможность  существования  различных точек зрения;
  3. Грамотно излагать  собственную точку зрения, проявлять активность для решения познавательных задач;
  4. Вести диалог, соблюдать правила общения.

 Личностные результаты:

  1. Формировать устойчивые мотивы, интереса к учению через открытие новых знаний;
  2. Развивать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость;
  3. Пробуждать  чувство ответственности  и заботы о семье.

Предметные  результаты:

  1. Развивать умение  выделять  и формулировать  проблемы, выдвигать гипотезы;
  2. Научить выстраивать алгоритм  по решению выделенной гипотезы.

Методы:

  1. Словесный;
  2. Наглядный;
  3. Практический;
  4. Проблемно – поисковый;
  5. Деятельностный;
  6. Репродуктивный;
  7. Самостоятельной работы;
  8. Оценки  и самооценки.

Ресурсы:

  1. Учебник . Кураев А.В. Основы  духовно – нравственной культуры  народов России. Основы  религиозных культур и светской   этики. Основы православной  культуры. 4 – 5 классы.  – м.: Просвещение, 2014.
  2. Рабочие тетради;
  3. Мультимедиапроектор;
  4. Компьютер;
  5. Экран;
  6. Презентация по теме урока;
  7. Тексты для чтения;
  8. «Партитура» урока (на листе);
  9. Конверты с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой на урок.

-  Сегодня  у нас  необычный  урок. Наш  класс принимает гостей.Мы, как радушные  хозяева, готовы  подарить всем  частичку  своего сердца и доброй души.

 - Улыбнитесь  друг – другу, поделитесь улыбкой  с гостями.

На части не делится солнце лучистое

И вечную Землю  нельзя  поделить,

Но искорку счастья  луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок?

I I. Актуализация опорных знаний.

1.Классификация понятий.

- Выберите те понятия, которые  мы затрагивали  на прошлом уроке.

Религия, заповедь, милосердие, природа, молитва, человек, культура, таинство.

- Какую заповедь дал бог первым людям? (возделывать райский сад)

- Какое мы имеем к этому отношение? (на человеке лежит ответственность  перед Богом сохранять и преумножать красоту окружающего мира)

- На доске карточки со словами. Как их распределить в правильной последовательности?

Бог – Человек – Природа

- Какую Библейскую историю мы прочитали  на прошлом уроке? ( о всемирном потопе)

- Для кого стал прибежищем корабль – ковчег? (для животных)

- Почему на корабле Ноя не  было людей? (люди не поверили  ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир)

- Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом? (люди стали бессердечными, злыми, жестокими)

- Кто оказался в ковчеге Ноя? (он взял с собой «каждой твари по паре»)

 - О чём  заботился Ной? (о продолжении рода и жизни на Земле)

I I I. Постановка учебной задачи.

  1. Определение темы урока.

- Что такое ковчег? (прибежище)

- В нашей жизни есть ещё одно понятие, которое можно назвать «ковчегом». Как вы думаете, что я имею ввиду? (Семья)

- О чём пойдёт разговор на нашем уроке?

- Но так как наш урок называется «основы православной культуры», то к слову семья мы должны добавить слово «Христианская»

2. Запись темы на «партитуре» урока.

3.Определение учебных задач.

Какие новые знания хотели бы открыть на уроке?

На какие вопросы хотели бы получить ответ?

  1. Основные качества счастливой семьи?
  2. Что объединяет членов семьи?
  3. Заповеди, по которым живёт христианская семья?
  4. Что такое венчание?

IV. Открытие нового знания.

  1. Работа с учебником (с. 86)

- Какое определение семьи вы прочитали?

- Почему?

- Для кого может быть семья прибежищем - ковчегом? (ограждает детей от бед и своих близких)

2.Работа над первым вопросом.

1) –Какие качества сделают семью счастливой? (ответы детей)

2) Чтение легенды  «Как появилась дружная семья».

     Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 - Какие это качества как вы думаете?

3) Работа в группах.

- Обсудите и напишите на листе, какие качества определили члены семьи?

4) Защита выбора по группам.

5) Обобщение по первому вопросу.

- Многие качества вы повторяли. Значит, они являются  самыми главными для счастливой и дружной семьи.

Выберите их

   

уважение

доверие

доброта

забота

помощь

дружба

любовь

  1. Выборочное чтение.

- В этом списке может быть ещё несколько качеств. Их вы откроете, когда прочитаете последние два абзаца (с. 87)

тактичность

прощение

терпение

-  Как вы поняли, что такое тактичность?

- Какой пример вам помог разобраться в этом? (пример из учебника с. 87)

- Какое качество  должно стоять первым? (любовь)

7) Поиск ответа на второй вопрос  урока.

- Что объединяет членов семьи? (ответы детей)

а)  Работа  по вариантам (мальчики – девочки). Обсуждение работы.

Мальчики: «Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают».

- Подумайте, что  является связующим звеном для всех в этой семье? (В семье гончара  связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. («Труд каждого»; «Общее дело».)

Девочки.   «Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

 - Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? (Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух.

б) Выборочное чтение.

 - Что можно добавить к этому списку? Об этом вы узнаете  сами, когда прочитаете ещё два абзаца (с.87)

в) Дополнение списка.

Рождение и воспитание детей.

Общие праздники и традиции

- Детей в православных семьях принято принимать, как дары от Бога. Рождение ребёнка наполняет семейную  жизнь светом и смыслом. Они стараются передать своим детям и свои знания, и свою веру.

- Какие семейные праздники вы можете назвать?

г) Обобщение знаний по вопросу.

- Как можно ответить на вопрос нашего урока: «Что объединяет семью?»

V. Динамическая пауза.

1. Слово учителя.

- Издавна  на Руси семьи  были  большие и крепкие. В них уважали и почитали старших. Посмотрите,  в нашем классе прикреплены надписи. Что это? Встаньте, оглядитесь и прочитайте ещё раз. Какие заповеди должны укрепить христианскую семью?

Не убивай.

Не кради.

Не прелюбодействуй.

Не лги.

Не завидуй.

Почитай отца твоего и матерь твою.

- Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. В христианской семье  дети очень почитают своих родителей и заботятся  о них в старости.

 - Какой вывод можно сделать? ( если соблюдать заповеди, семья будет крепкой, в ней будет мир и согласие)

 VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Ответ на третий вопрос урока.

 - Как же образуется христианская семья?

    Издавна на Руси православные люди, полюбившие  друг – друга  и решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчанием. Венчание – одно из важнейших таинств православной Церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.

2. Просмотр фильма «Таинство Венчания»

3. Беседа по просмотренному фильму.

- Что вы запомнили из этого фильма?

- Какие символы венчания хотите назвать?

Венец

Кольцо

Молитва

  1. Работа в группах (используется материал учебника с.86)

1 группа   отвечает на вопрос «Что символизирует венец?»

2 группа  - Что означают кольца?
3 группа
 – Какую молитву поют во время венчания?

  1. Обобщение ответов.

Венец – мученичество, награда, вечность, царство, единство любви и испытаний.

  1. Сообщение о венчании семьи (по фото из личного архива)

        

 VI I. Расширение кругозора.

- Можете ли вы привести пример поистине христианских семей

1. Сообщение о царской семье.

Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией. В императорской семье царила атмосфера благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге. Царская семья — это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность .

     Глубокая и искренняя  религиозность  выделяла  Императорскую семью. Духом православной  веры  было проникнуто с самого начала и воспитание детей. Все её члены жили  в соответствии  с традициями  православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные  и праздничные  дни, говение во время  постов  были  неотъемлемой  частью  жизни царской семьи.

   Семейная жизнь отличалась  удивительной  простотой, взаимной  любовью и согласием.  По отношению   к матери  дети были  полны  уважения и предупредительности. Когда Императрице нездоровилось,  дочери устраивали   поочерёдное дежурство при  матери. Отношение детей  с Государем были трогательны. Он был для них одновременно царём, отцом и товарищем. Дети  ему  поклонялись, доверяли и сердечно дружили.

     Проявляя  христианское  милосердие, Императрица с дочерьми, в годы Первой Мировой войны, ухаживали  за ранеными, не жалея ни сил, ни времени.

    Даже в дни страшных испытаний: после отречения  от престола, во время  ссылки и ожидания казни, все члены семьи были вместе,  поддерживали  друг – друга, обращались к молитвам. Вера  поддерживала их  мужество, давала им силу и терпение в страданиях.

   В одном из писем старшей дочери, Ольги Николаевны, есть строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, …, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и …чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

2. Сообщение о Петре и Февронии Муромских.

          В центре Москвы стоит маленький, древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад Петр и Феврония Муромские. Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Пётр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух Муромских супругов. Так в России появился новый праздник – День семьи, любви и верности,  который отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пары.

3.Творческое задание.

 - Символом этого праздника стала ромашка.   У вас на парте есть этот цветок. Подпишите на каждом листке добродетель, которая делает брак счастливым. Прикрепите цветы на доску.

VIII. Рефлексия.

-  Вернёмся к задачам урока. Смогли ли мы ответить на вопросы, которые нас интересовали?

- Посмотрите на «Партитуру» урока. Что вы запомнили?

XII. Оценка  работы.

- В конце листа есть последний этап урока. Оцените себя.

- Отметьте то, что относится к вашей работе на уроке.

  • Мне было интересно;
  • Мне было скучно;
  • Меня эта тема не заинтересовала;
  • Я старался работать активно;
  • Я не старался работать.

XIII. Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким может быть домашнее задание?

- Я предлагаю вам задание  по выбору:

  • Традиции моей семьи;
  • В рубрике «Это интересно» на с.87 прочитать  и уметь объяснить  Библейскую  историю;
  • Рассказать о венчании своих родителей;
  • Подобрать пословицы о семье.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Но стены родные, отчий твой дом–

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Сердце навек останется в нём!

(Коллаж из фото семей учеников)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"...

План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".

Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...

План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».

План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики». ...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Семья" 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое семья и ее отличительные пр...