Внеклассное мероприятие "Береги свою планету,,
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

Дёма Полина Александровна

 

Башкортостан, природа, я - единая семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologich_prazdnik.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Береги свою планету,,

Башкортостан, природа, я - единая семья

Цели:   1) прививать любовь к родному краю;

            2)  расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

                усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

            3)  воспитывать бережное и внимательное отношение к природе, эстетические чувства, потребность видеть и понимать прекрасное.

Оборудование и материалы:

    мультимедийная установка

    аудиозапись "Звуки леса";

    карточки с заданиями для конкурсов;

    экологические знаки;

    загадки;

    стихи А.Рыжовой "Лесные правила", "Мы - любители природы";

    задачи на тему экологии и охраны окружающей среды.

Ход мероприятия:

1. Вступительная беседа. ( под звучание песни «Журавли» на сцену выходят дети»)

  1) Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (Цитата – на интерактивной доске)

   2) Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.

    -10 августа 2012года президент Российской Федерации  В.В. Путин издал указ  О  проведении в  Российской Федерации Года охраны окружающей среды в целях обеспечения права  каждого человека на благоприятную окружающую среду

     3)2013 год объявлен в Башкортостане Годом охраны окружающей среды. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов подписал соответствующий указ 6 декабря 2012 года.

      4)Девиз Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан: "Сохраним свое завтра!"

       5)Символом Года охраны окружающей среды в Башкортостане стал белый беркут.

2. О Башкортостане

 6)    Взгляни на глобус:

    Вот он – шар земной,

    На нем Башкирия

    С березовый листок величиной…

    Пускай на глобусе ты кажешься листком,

    Горячим занесенным ветерком, -

    Башкирия моя! Твой сын простой,

    Я восхищен твоею широтой…(М. Карим).

 7)  Башкирия,

    Моя земля и небо,

    Моя любовь,

    Мой соловьиный край!...

    Мне жаль того,

    Кто здесь не разу не был,

    Мне жаль того,

    Кому не пел курай…

    Башкирия,

    Мое второе сердце,

    Второе солнце у меня в огне!

    Чтоб на тебя досыта наглядеться,

    Не два,

    А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов).

Дети исполняют песню «Мой Башкортостан»

  8)  Красивая земля моя

    Родные, милые края.

    Я не забуду никогда тебя,

    Родная сторона         Красивая земля моя,

    Ты в сердце у меня всегда.

    Я не забуду звезд твоих,

    Мерцающих в родной дали.

    Красивая земля моя

    Родные, милые края.

    Там соловьи поют в лесах,

    Кукушек слышу голоса         Красивая земля моя,

    Родные, милые края.

    Роднее нет для нас земли,

    К тебе душой мы приросли.

 9) Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами.

  10) Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица  Агидель.

11). С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая. (В грамзаписи звучит мелодия курая)

12). Наша республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Население более 4 млн. чел. В нашей республике проживает около 100 национальностей.

     13)  Мы любим свою Республику и гордимся красотами её природы и трудолюбивыми людьми.

             Сегодня мы с одноклассниками отправляемся в путешествие по родному краю. И вас приглашаем с собой

13) Поход, костёр, палатка – разве это не прекрасно?! Но туристами быть не просто, надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим. Выберите только те предметы, которые необходимы в походе.

(Дети выносят предметы, а зрители говорят «да» или «нет» )

компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, теннисные ракетки, зубная щётка, коньки.

4. Составление динамической картинки "Лес и река".

14) Куда мы отправимся  дальше,  вы узнаете, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой»(Лес)

15) Мы отправляемся в лес.

  Что же такое лес? Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. (Изображение на интерактивной доске) Наш художник был очень доволен. Он лёг спать. Проснувшись утром, художник увидел, что лес завял, все деревья засохли…(Меняется изображение на интерактивной доске) Почему же погиб лес?

- Ребята, давайте оживим наш лес

- Вы должны отгадать загадки и объяснить, почему слова – отгадки нужны лесу. (Изображение на интерактивной доске постепенно меняется: появляются солнце, грибы, цветы, звери…)

Ну - а кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт (Солнце)

Ходят в рыженьких беретах –

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Называются … (Лисички)

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают (Цветы)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У ствола грызёт кору (Заяц)

Сорвал я красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

На белой он ножке,

На шляпке горошки.

А люди говорят,

Что в нём опасный яд(Мухомор)

Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой (Дятел)

Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом.

За травой не виден он,

А жильцов в нём - миллион (Муравейник)

Течёт – течёт, не вытечет,

Бежит – бежит, не выбежит (Река)

( Песня «Ёжик»

- Слышите, ребята, наш лес действительно ожил!

- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Дети:

· Лес – зелёный наряд нашей Земли.

· Лес – это дом для всех лесных обитателей.

· Лес – это чистый воздух.

· Лес – это место отдыха, сбора грибов, ягод.

· Лес – это топливо.

· Лес – это древесина, мебель, бумага.

· Лес – это наше богатство.

- Не надо забывать, что лес – это экосистема, это содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома. Давайте ещё раз вспомним законы экосистемы:

· В экосистеме есть всё, что нужно для жизни его обитателей.

· В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что производится, полностью используется её обитателями.

· Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

(танец «Вальс цветов»)

V. Конкурс «Экологические знаки»

-Ребята, вы должны определить название каждого знака.     (каждый знак появляется на экране)

1)- Нельзя портить кору деревьев.

Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.

2)

- Не оставляй мусор.

Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:

· кожура апельсина – 2 года;

· пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;

· жестяные банки – от 80 до 100 лет;

· пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

Вы в поход пришли, ребята,

Отдохнуть, конечно, надо;

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться.

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки.

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья,

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

3) 

- Не уничтожай грибы, даже ядовитые.

Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.

4) не разоряй муравейники

Муравьи - лесные санитары,

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Муравьи на страже день и ночь.

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой , не мешай1

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

5)

- Нельзя шуметь в лесу.

Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

- У леса музыка своя…

Её послушайте, друзья,!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам!

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

1)

- Не лови бабочек.

Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

--В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа- мать им жизнь дала.

Ты их увидишь на пути-

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и  пустой!

2) - Нельзя вырубать деревья.

Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки

- Не ломай ветки.

Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

3)

- Не трогай птичьих гнёзд.

Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

Дети запомнить должны и понять

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо,

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

4)

- Бережно относись к воде.

Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.

5)

- Не рви цветы.

Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

-Есть цветочки редкие,

Белые и  нежные

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их -

Сними лес добрей, светлей,

Ведь цветов теперь таких

Очень мало на земле.

6) -не забирайте из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой.

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Ни сколько не хотят!

Поэтому не стоит

Их в город забирать.

Поверь: они в       неволе

Не будут есть и спать.

Чтение наизусть стихов А.Рыжовой

"Лесные правила",

 

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу-всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(песня «Лесной марш»)

VI.-Очень много растений и животных исчезло из наших лесов. Защитники природы бьют тревогу. На грани исчезновения и другие .Об этом говорит Красная книга природы. Список исчезающих растений и животных все растет.

- Сейчас мы послушаем жалобы, которые могли бы предъявить человеку растения и животные, если бы у них была возможность говорить.

"Жалоба ландыша" (монолог)

А людям всё равно!

Они рвут меня, не задумываясь. А ведь, что бы я зацвёл с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка, поступившие в первый класс, успевают закончить школу!

Меня рвут и для лечебных целей. Но так неумело! А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда – то в мою честь люди складывали легенды, устраивали праздники. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту?!..

Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите.

- Жалко вам ландыш, ребята? Давайте попробуем его утешить. Что бы вы ему пообещали?

"Диалог бабочек" (аполлон и махаон)

А. – И слышать ничего не хотим! Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!

М. – Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей!

А. – А вот птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я несъедобная, а в минуту опасности могу испугать птицу шипением.

М. – Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте! С каждым годом нас становится всё меньше и меньше…

- Какое настроение у вас вызвал диалог бабочек? Почему? Что бы вы могли им пообещать?

( песня « Божья коровка» )

VII. Конкурс "Экологические задачи".

- Предлагаю не просто решить задачи, а ещё раз задуматься над тем, правильно ли вы ведёте себя в природе, умеете ли быть заботливыми и наблюдательными.

1-ая команда:

1) Оля, Саша и Петя пришли к леснику, чтобы помочь собрать мусор в соседнем лесу в пластиковые мешки. Оля наполнила 7 мешков, Саша – 5. Сколько мешков наполнил Петя, если всего они наполнили 18 мешков?

2) Света наблюдала за работающими муравьями, которые друг за другом бегали по дорожкам. На одной дорожке она заметила 7 муравьёв, а на другой – на 6 больше. Сколько муравьёв заметила Света на обеих дорожках?

3) 8 ребят поехали на экскурсию в горы. Во время экскурсии на одной из тропинок Люда сорвала 3 эдельвейса. Сколько прекрасных цветков этого охраняемого вида растений было бы уничтожено, если бы так поступил каждый из ребят?

2-ая команда:

1) Когда ученики узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода и очищают воздух от пыли и других загрязнений, они посадили с одной стороны школьной площадки 11 клёнов и 3 рябины, а с другой – 10 лип и 2 берёзы. Сколько всего деревьев посадили ребята?

2) Класс, в котором 23 ученика, решили помочь птицам пережить зиму. 5 учеников принесли кусочки сала для синиц, 8 – крупу, а остальные – крошки хлеба. Сколько учеников принесли крошки хлеба?

3) Катя поливает комнатные растения 2 раза в неделю. Сколько раз Катя поливает растения в течение 8 недель?

( песня «Муравей»)

VIII. 22 апреля – День Земли. (На интерактивной доске)

- Прочитайте предложение. Может кто-то из вас знает, почему именно в этот день люди стали отмечать День Земли?

(Рассказ сопровождается показом фотографий на интерактивной доске) Впервые этот день начали отмечать в США, после трагедии, которая произошла в 1969 году. Большая авария произошла на нефтяной буровой установке. Огромное количество нефти разлилось по поверхности океана, загрязнило пляжи. Погибло множество животных, особенно пострадали птицы. Это трагическое событие потрясло многих людей. Они решили хотя бы раз в году напоминать жителям планеты об их отношении к окружающей среде. Так появилась идея проведения Дня Земли. Этот праздник объединяет жителей многих стран. С каждым годом их становится всё больше и больше. День Земли стали отмечать и в России. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас проводятся специальные дни защиты окружающей среды.

 26мая 1986года произошла авария на Чернобыльской атомной станции

Именно в этот день в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные охране окружающей среды.

 Мы помним какой вред принесла эта авария природе . Люди! Будьте бдительны! Берегите свою планету от подобных аварий!

- А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе.)

-Мы очень любим свою родину и гордимся тем, что живем в такой  прекрасной стране - России

Россия -танец-хоровод
Березок на полях,
Россия – синий небосвод
В плывущих облаках.

Россия – вьюга – завитки
Серебряной реки.
Россия – нежные цветки –
Ромашки, васильки.

Россия – солнца аромат
И скошенной травы.
Россия – горько-терпкий вкус
Рябины и ирги.

Россия – пенье-ручеёк:
От ласточки привет.
Россия – милый уголок,
Что вечно дарит свет.

Т. Янтарная 

(песня о России)

Заключение.

-Дорогие ребята, заканчивается учебный год, скоро у вас начнутся  каникулы и вы отправитесь отдыхать на природу. Мы надеемся, что вы будете себя вести там как настоящие друзья и защитники всего живого. И тогда  отдых принесет вам только пользу. Будьте добрыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Что мы знаем о своем городе (селе), стране и своей планете? Презентация

Презентация урока окружающего мира в  1 классе...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 - 4 классы «Береги свою планету »

Внеклассное мероприятиепо окружающему миру , которое можно использовать во внеурочной работе и на уроке....

Внеклассное занятие "Береги свою планету!"

Внеклассное занятие, посвящённое Дню Земли - 22 апреля....

Внеклассное мероприятие : "Береги свою планету, ведь другой на свете нету!"

: кружок «Почемучки»Программа: «Земля наш общий дом».Класс: 3Тема: Планета в опасности.Цель:-Познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с    осно...

Сценарий внеклассного мероприятия "Береги свою планету- ведь другой на свете нету"

Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. И еще. Важно не только самому встать на защиту живой природы. Ва...

Внеклассное мероприятие на экологическую тему " Береги свою планету"

Цель работы - воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, экологической культуры поведения в природе, любви к Родине....