Рабочая программа
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе  программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор А.Я.Данилюк, 2013 г.                                                                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osnovy_mirovyh_religioznyh_kultur_4_kl.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                                      «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам директора по УВР

__________Н.А. Кочура

  «____»_________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Факел Социализма СОШ»

__________Н.А. Проскурина

Приказ № ___

от «___»_________2016г.

Рабочая программа                                                                                                                                                                                                                                             к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», 4 кл.                                                                                                                                                                                                                  Модуль: Основы мировых религиозных культур                                                                                                                                                                Начального общего образования                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     на 2016-2017 учебный год

Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе  программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор А.Я.Данилюк, 2013 г.                                                                                                                                                                     

Составитель: Багаева Нина Ивановна,

учитель начальных классов    

пос. Факел Социализма

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

  Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе  программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор А.Я.Данилюк, 2013 г.                                                                                                                                                                     

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
  2. В.Е. Мацыяка Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: Методическое пособие. –  М.: Просвещение, 2014.  
  3. В.Е. Мацыяка Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: Рабочая тетрадь. –  М.: Просвещение, 2014.  
  4. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур: Электронное приложение к учебнику. –  М.: Просвещение, 2014.  
  5. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Казьмина О.Е. и др./Под ред. Тишкова В.А.,Шапошниковой Т.Д. Книга для учителя. 4-5 классы. 
  6. А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М: Просвещение, 2012.
  7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы мировых религиозных  культур». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса:

• знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

       Освоение школьниками учебного содержания  модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями мировых религиозных культур, раскрытие содержания и смысла мировых религиозных культур в нашем современном обществе.

     Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

                                     Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Основы мировых религиозных культур»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для

подлинного экологического сознания.

 Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

 Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

 Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общая характеристика учебного курса «Основы мировых религиозных культур»

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса {религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребѐнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования

порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведѐнного учебного времени с учѐтом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса; системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учѐтом многообразия и глубины еѐ составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

 Место учебного  курса «Основы мировых религиозных культур»

Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль « Основы мировых религиозных культур» отведено  в 4 классе отводится 1 час  в неделю (35 недель). 

Планируемые результаты изучения учебного курса «Основы мировых религиозных культур»

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Основы мировых религиозных культур»

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики

Календарно-тематическое планирование учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»»

количество часов в неделю - 1, количество учебных недель - 35

№ п/п, раздел программы

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Основное оборудование, оснащение урока

По плану

По факту

1

07.09

Россия – наша Родина

Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур

 презентация,                   знакомство с учебником Флаг, герб России, карта России, электронное приложение, аудиозапись гимн России

2,3

14.09

21.09

Культура и религия

Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

презентация, учебник ,рабочая тетрадь, электронное приложение.              

4

28.09

Возникновение религии

Изучают основы разных религиозных традиций.

 

учебник, рабочая тетрадь,  электронное приложение.            

5

05.10

Возникновение религии. Религия мира и их основатели

6,7

12.10

19.10

Священные книги религий мира

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

учебник, презентация, электронное приложение, библия

8

26.10

Хранители предания в религиях мира

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

9,10

09.11

16.11

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

 презентация, учебник, рабочая тетрадь,   электронное приложение.              

11

23.11

Человек в религиозных традициях мира

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

презентация, учебник,   электронное приложение.                

12,13

30.11

07.12

Священные сооружения

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.

14,15

14.12

21.12

Искусство в религиозной культуре

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры

учебник,

электронное приложение.      

16

28.12

Творческие работы учащихся

 

Творческая работа

Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.

презентация, учебник ,рабочая тетрадь,  электронное приложение.              

17

11.01

Творческие работы учащихся

Творческая работа

Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.

презентации, доклады, учебник, электронное приложение

18,19

18.01

25.01

История религий в России

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России.

20,21

01.02

08.02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

презентация, учебник ,рабочая тетрадь,  электронное приложение.                

22

15.02

Паломничества и святыни.

презентация, учебник, рабочая тетрадь,  электронное приложение.                

23,24

22.02

01.03

Праздники и календари.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

презентация, учебник ,рабочая тетрадь,   электронное приложение.              

25,26

15.03

22.03

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

27

05.04

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.

презентация, учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение.                  

28        

12.04

Семья

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.

презентация, учебник, рабочая тетрадь,   электронное приложение.            

29

19.04

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.

 презентация, учебник, рабочая тетрадь,  электронное приложение.                

30

26.04

Любовь и уважение к Отечеству.

31,32,33,34,35

03.05

10.05

17.05

24.05

31.05

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Творческая работа.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам

презентация, учебник ,рабочая тетрадь,  электронное приложение.              

Всего уроков:

35

Из них уроков -контрольных работ

Уроков- практических работ

7

        

В соответствии с базисным планом на изучение учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе отводится 35 часов в год. Количество часов в авторской программе 34, а в рабочей 35 часов. Расхождение составляет 1 урок, согласно календарного учебного плана графика школы и расписания уроков на 2016-2017 учебный год, добавлен 1 час резерва в  тему «Итоговая презентация творческих проектов учащихся».

                                                                         

Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

​ словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

​ наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);

​ практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

​ репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

                                                                 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

Недочеты:

  • преобладание при описание объекта несущественных признаков;
  • неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточность при нахождении объекта на карте.

«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения

«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала

«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса

«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.

Тест.   Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

            Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем    корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

        

Лист корректировки

Учитель_________________________________________         Предмет________________________________________

Класс(ы)___________________________________

Четверть

По рабочей программе

Корректировка

№ урока

Дата урока по плану

Тема урока

Дата

Причина коррекции

Способ коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...