Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лехова Наталья Игоревна

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями милосердия и жестокосердия, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_miloserdie_i_sostradanie_lehova_n.i.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».

Тема  урока «Милосердие и сострадание».

Тип урокаурок получения новых знаний.

Цель урока. Ознакомить учеников с понятиями «милосердие» и «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.

учебные: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»;

— воспитательные: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются;

 развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, коммуникативную компетенцию учащихся, способствовать проявлению самостоятельности суждений,  умению вести диалог,  развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас ребят, решать учебные задачи.

   Задачи урока:

- Обучающая: познакомить детей с понятиями милосердия и жестокосердия;   рассказать им, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова.

- Развивающая: способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по Евангелию в современном мире, в собственной семье; научить детей не проходить мимо чужой беды, ученики должны понять, как должен относиться христианин к личным врагам.

- Воспитывающая: воспитывать понимание того, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, для кого они совершаются.

 Формируемые УУД:

- личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

- регулятивныесамоорганизовывать свое рабочее место; определять и формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; составлять план действия по работе;

- познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

- коммуникативные: управлять  поведением партнера, планировать сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь выражать свои мысли; работать в группах, распределять роли; уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог.

Основные понятия: ближний,  милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин, сестры милосердия.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, групповая исследовательская работа, самостоятельная работа с источником информации.

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать.

Метапредметные:

- регулятивные: ученики принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: учащиеся высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: ребята составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: ученик научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию. Ученик  должен понять, что такое “милосердие и сострадание”, узнает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным; должен  понимать  необходимость быть милосердным и уметь сострадать; должен уметь  определять милосердные поступки людей, рассказывать  о милосердных поступках и своими делами помогать другим людям. Ученики  аргументировано должны доказать,  что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие,  сегодня так же необходимы, и  без которых  человек не может называться человеком.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл.(автор А.В.Кураев), толковые словари русского языка С.И. Ожегова, ноутбук, проектор, презентация.

           

                Ход урока

     

1.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

- Кто из вас может перечислить заповеди, записанные в Библии, которые мы изучали на предыдущем уроке?

- Как вы думаете, ребята, должен ли стараться обычный человек соблюдать в жизни заповеди, которые даны людям от Бога?

- Как вы понимаете заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою»?

- Как вы понимаете, ребята, заповедь: «Не лги»?

- Давайте подумаем, а может быть ложь во спасение?

- Приведите примеры.

- Объясните смысл заповеди: «Не завидуй». Приведите примеры.

2. Мотивация деятельности.  

-Тема  нашего урока «Милосердие и сострадание».

Сегодня на уроке узнаем: что такое милосердие, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям.

3. Введение в тему.

А) Работа со словарем В. И. Даля. (Словари лежат на партах).

Одно из самых красивых слов на свете – слово «Милосердие».

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость,  мягкосердость».

- Найдите в словаре толкование слов  «милосердие», «сострадание». Прочитайте.

-Чем близки эти слова?

- Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

Б) Просмотр фрагмента мультфильма «Раз, два – дружно!» (по сказкам В. Сутеева). http://mults.info/mults/?id=933

- Чему учит сказка?

( Надо помогать своим друзьям.  Сегодня ты помог другу, завтра он поможет тебе. Друзья поддержат  тебя в трудной жизненной ситуации. Сильный лось нуждался в помощи. Маленькие звери смогли сдвинуть большое бревно, так как они работали дружно. Они спасли лося от волков. А лось был  им очень благодарен. Иначе его ждала погибель. Звери в этой сказке совершили  нравственный поступок,  доброе дело.)

- В данном случае приведен сказочный пример. А мы рассмотрим праведные дела людей. Ребята, вспомните  примеры из вашей жизни, когда вы помогли человеку в трудной жизненной ситуации.

4 . Понятия «милосердие» и «сострадание».

А) - Давайте подумаем, вспомним, когда человек может проявить сострадание и милосердие?  Что это за жизненные ситуации?

 Работа с иллюстративным материалом.

- Обратите внимание на фотографию в учебнике «Великая княгиня Елизавета Федоровна ухаживает за ранеными солдатами. 1915 год».

- Великая княгиня Елизавета Федоровна была сестрой  русской императрицы.

 В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии. На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?». Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил. Елизавета Федоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо - Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

- Вот отрывок из стихотворения костромского поэта, священника Андрея Логвинова.

Разве не сестра императрицы?

Как же это – без обиняков

Деньги все – на нищих и больницы,

Силы – на больных и стариков?

Были ведь богаты в самом деле.

Что же не в шелках, не в соболях?..

Руки от работы огрубели,

Ночи напролет в госпиталях.

Где же ваши слуги и кареты?

Отчего не в злате-серебре?

...Но не все бездомные согреты,

И толпа голодных на дворе…

- Как вы думаете, ребята, почему Елизавета Федоровна так поступала?

- Это и есть пример милосердия и сострадания к людям, которые нуждаются в помощи.

 - Елизавета Федоровна была сестрой милосердия. Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Как вы думаете, что оно означает?

- Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям?

- Конечно, все мы должны это делать!

-  На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание?

- Кто на ваш взгляд является милосердным человеком?

-  Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей, кого можно назвать милосердным человеком?

- Надо ли учиться  милосердию?

- Какую профессию вы считаете милосердной и почему?

Б) Запись в тетради.

Милосердие  — способность миловать, жалеть, любить всем сердцем.

Сострадание — способность переживать боль другого человека как свою.

5. Физкультминутка.

-Сделайте милость, встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Передавая сердце, говорим добрые слова.

 Сделайте милость, садитесь!

6. Просмотр мультфильма «Притча о добром самарянине».

7.Работа с учебником.

Чтение «Притчи о добром самарянине» по учебнику. Стр.42-43

- Попытаемся понять, что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.

Работа с текстом.

- Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Кто такой добрый самарянин?

- Что же обозначает притча Христа?

- И Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.

-И, конечно, Сам Христос всегда служил людям примером во всём.

- Этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи. У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако  помощь попавшему  в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

- Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Запись в тетради. Объяснение значения слова «ближний». Выпишите из учебника значение этого слова.

8. Милосердие.

А)- Если человеку больно, даже если этот человек виноват лично перед тобой, в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

- Ребята, а если кто-то однажды поставил тебе подножку – ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это конечно неприятно. Но прошло время, и этот  кто-то сам растянулся на льду. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача? Если ты хочешь помочь любому человеку, даже тому, кто когда то обидел тебя, и ты помогаешь, это и есть милосердие.

-Нужно ли милосердие сегодня?

-А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?

Предположения детей и обсуждение названных вариантов:

-Старики и пожилые  люди.

-Дети.

-Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.

- Животные.

- Больные люди, инвалиды.

- Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе?

-  Мы хотим, чтобы нас простили.

- Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Помните: добро – помнить,  зло – забывать. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!».

- А что делается в нашей школе? ( Проводятся акции «Покормите птиц зимой», бесплатное питание детей из многодетных семей, посещение и поздравление ветеранов войны и так далее.)

Вывод:   - Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

Б) Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». (На доске).

    Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

     Сюжетом к картине послужила последняя часть притчи из Библии, где рассказывается о заблудшем сыне, который в итоге приходит к родному порогу и кается перед отцом. Родитель рад увидеть живого и непутевого младшего отпрыска, по отечески обнимает его, а старший брат сердит и не подходит.

    Именно эта воображаемая сцена и легла на полотно. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. Молодой человек изображен стоящим на коленях перед своим родителем, прижимаясь бритой головой к отцовскому телу. Одежда его грязна и оборвана, она носит следы былого блеска и роскоши, но видно, что молодой человек упал на самый низ человеческих грехов и не смог оттуда подняться. Ноги его исходили немало дорог. Об этом говорят стоптанные туфли, их уже и обувью нельзя назвать – один башмак просто не держится на ноге. Лицо сына скрыто, живописец его изобразил так, чтобы зритель сам догадался, какие чувства могут быть отображены на лице молодого человека.

     Главная фигура произведения – отец. Его фигура чуть наклонена к сыну, руками он нежно сжимает плечи сына, голова чуть наклонена влево. Вся поза этого старика говорит о страдании и горе, которое он испытывал все те годы, пока сын отсутствовал в доме. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца — великая радость. Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Интерьер угла дома: резные барельефы, колонны; одеяние старца: красный плащ и парчовые рукава в его прорезях – говорят о хорошем достатке дома, богатстве и достоинстве здесь собравшихся.

    С остальными четырьмя фигурами эксперты до конца так и не разобрались. Версии значительно разнятся. Одним из предположений считается, что сидящий молодой человек с усами и в щегольской шляпе, украшенной пером – старший брат блудного. Возможно и так, поскольку его выражение лица говорит об осуждении и он не участвует в примирении родственников.

    Самая удаленная фигура считается женской – едва различимая стоящая на ступенях девушка в платке могла быть служанкой в отеческом доме. Стоящий рядом с кающимся грешником мужчина держит посох, на нем надет плащ, у него длинная борода, на голове тюрбан. Весь его вид говорит о том, что он может быть таким же странником, но более умен и требователен в своих целях. Взгляд этого немого свидетеля обращен на молодого человека, стоящего на коленях перед отцом. Какими думами омрачено лицо странника, остается гадать.

- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал полотно?

- Какой фрагмент самый волнующий, самый драматичный?

- Почему герой отвернулся от зрителя?

- Что должно быть самым главным во взаимоотношениях между людьми?

- Что сложнее – просить прощения или простить?

- Можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно причинить им боль и несчастье?

- Очень интересно рассматривать и обсуждать картину. А вот о притче о блудном сыне мы поговорим позже.

А сейчас, дети, сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!»

В) «Милосердие» – от слов милое сердце.

Работа над стихотворениями. Текст  стихотворений на столе у учащихся.

- Ребята, давайте прочитаем эти стихи.

НИЩИЙ

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Я.П. Полонский

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

М. Ю. Лермонтов

- Одинаковые ли по смыслу стихотворения? (Нет.)

- Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях? (В одном стихотворении проявляется – доброта, милосердие, в другом – жестокосердие.)  

 - Слово ЖЕСТОКОСЕРДИЕ, оно хорошо отражает свойство человека немилосердного, не умеющего творить добро, прощать, помогать в беде. Это ЖЕСТОКОСТЬ СЕРДЦА. Нрав у жестокосердного человека строптивый, он может насмехаться над людьми, пройти мимо, когда кому-то необходима помощь.

Вывод. Помните, ребята, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

9. Физкультминутка.

10. Работа в группах.  

-  Прочитайте текст. Поработайте в группах. Обсудите эти тексты. Выскажите свои предположения. Помните: мы сегодня говорим о милосердии и сострадании.  Подготовьте мини-сообщение.

-  В ходе каждого выступления учитель дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

1) 1 группа

Притча о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии  немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду  к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

2)  2 группа

Притча о доброй старушке и ее молодой душе.

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

3) 3 группа

Притча о милосердии.

Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда.
А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.
- Эй, помоги! – принялось  кричать  воровство что есть сил.
А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.
- Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство.

 - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!
- Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе!
- Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие!
- Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.
- Но ведь он же прибьет меня!
- Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!
И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал.  Потому что многим был обязан милосердию...
Автор притчи  Монах  Варнава (Евгений Санин). 
Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

4) 4 группа

Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей.
 
   

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…  А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее  о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах  Варнава  (Евгений Санин).

11. Милостыня. Самостоятельная работа.

Работа с текстом “Милостыня” стр. 44-45.

Наша следующая история – о милостыне. “Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”. А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

Работа со словарем: милостыня.                                                              

Чтение по учебнику рассказа о поступках святой Ульяны. (Стр. 45, 3 абзац).  - Скажите прав ли святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе? 

- Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? (Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.)

- Ребята, давайте представим себя на месте Ульяны. Смогли бы мы поступить так же, как она?

  - Скажите, ребята, были вы свидетелем того, когда ваши родители, родные люди подавали милостыню бедным, нуждающимся?

-  А вы интересовались у них, что они чувствовали при этом? Давайте подумаем.

 - Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?
-   А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?

12. Работа с пословицами у доски:

- Ребята, соедините начало и конец пословиц:

Добро помни ……. два века живёт.

Доброе дело …….. а зло забывай.

- Народная мудрость гласит: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души».

- Почему сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем добра?

Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

- Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга.

- А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. 

13. Физкультминутка.

14. Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа в парах. Карточки для индивидуальной работы.

- Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.  

  1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
  2. В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
  3. Мальчик забыл в троллейбусе ранец с учебниками.
  4. Вы нашли у своего дома маленького щенка.
  5. Девочку из младшего класса толкнул старшеклассник. Она сильно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
  6. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

    Учащиеся  работают в паре. Проверка задания.

15. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Вот и подходит к концу наш урок. О добре, милосердии и сострадании можно говорить еще очень долго и каждый раз находить что то новое и неизвестное.

1) Прочитай историю в рубрике “Это интересно” - страница учебника 44.

-  Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?

2) Задание 1 в рубрике “Вопросы и задания”. Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово “падший”? – Упавший? Побеждённый? Согрешивший?

3) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.

16.  Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке? 

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

17. Литература, источники.

А) Данилюк А. Я., Емельянова Т. В. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс/ - М.: Просвещение , 2014.

Б) Кураев А.В. Учебник  для общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс/ - М.: Просвещение , 2016.

В) Православная энциклопедия «Азбука веры» https://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

  1. Г) Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/11

Д) Мультфильм «Раз, два – дружно!» (по сказкам В. Сутеева). http://mults.info/mults/?id=933

Е) Притчи. Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

http://hrammaxim.ru/index.php/stati/pritchi/255-2010-10-24-06-44-01

Ж)  http://www.youtube.com/watch?v=IMX2gveL2sA 

Современное прочтение  притчи о добром самарянине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"

Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс.             План-конспект в виде урока творч...

Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)

Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...