Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Пештерян Светлана Николаевна

Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики», модуль "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_osnovy_mirovyh_religioznyh_kultur.doc959 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Составитель:

Пештерян С.Н.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск


Планируемые результаты изучения  учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

Учащиеся научатся:

  • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
  • понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль  «Основы мировых религиозных культур»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Календарно-тематическое планирование  по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1  

 

Россия – наша  Родина.

2

 

Культура и религия.

3

 

Культура и религия.

4

 

Возникновение религий.

Древнейшие верования.

5

 

Возникновение религий.

Религии мира и их

основатели.

6

 

Священные книги  религий  мира: Веды, Авеста, Трипитака.

7

 

Священные книги мира:

Тора,   Библия, Коран.

8

 

Хранители предания в религиях мира.

9

 

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния.

10

 

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

11

 

Человек в религиозных традициях мира.

12

 

Священные сооружения.

13

 

Священные сооружения.

14

 

Искусство в религиозной

культуре.

 

15

 

Искусство в религиозной

Культуре.

 

16

 

Творческие работы учащихся.

17

 

Подведение  итогов.

18

 

История религии России.

 

19

 

Религии России.

 

20

 

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

21

 

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

22

Паломничества и святыни.

23

 

Праздники и календари.

24

 

Нравственные идеалы.

25

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

26

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в  религиях мира.

27

 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

28

 

Семья.

29

 

Долг, свобода, ответственность, труд.

30

 

Любовь и уважение к Отечеству.

 

31

 

Подготовка творческих проектов.

32

 

Подготовка творческих проектов.

33

 

Презентация творческих проектов.

34

 

Презентация творческих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики"

Курс долженн сыграть важную роль как в расширении кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина....

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Рабочая программа разработана на основеавторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»: программа: 1-4 классы и ориентиров...