Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Синельникова Наталья Николаевна

Рабочая программа разработана на основе

авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»: программа: 1-4 классы и ориентирована на преподавание по учебнику Основы светской этики. 4 класс. А.И. Шемшурина  3-е изд. М.: Просвещение, 2015 год. Рассчитана на 34 часа в год. (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

      Рабочая программа по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • ООП НОО лицея;
  • авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»: программа: 1-4 классы и ориентирована на преподавание по учебнику Основы светской этики. 4 класс. А.И. Шемшурина  3-е изд. М.: Просвещение, 2015 год. Рассчитана на 34 часа в год. (1 час в неделю)

Цели:

— формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

  • согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Задачи комплексного учебного курса:

  • познакомить  обучающихся с основами  религиозных культур и светской этики;
  • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российскойкультуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Планируемые предметные результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;        

 - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным идуховным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В результате изучения модуля «Основы светской этики» обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ИСВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собойединый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёхосновных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование

№ раздела

Тема

Всего

часов

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

2

1

Этика общения        

4

2

Этикет  

4

3

Этика человеческих отношений          

4

4

Этика отношений в коллективе              

4

5

Простые нравственные истины        

4

6

Душа обязана трудиться    

4

7

Посеешь поступок – пожнёшь характер              

4

8

Судьба и Родина едины

4

Итого

34

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата планируемая

Дата

фактическая

1 четверть          (8 часов)

    1

Россия  - наша Родина

1

06.09

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

13.09

Раздел 1                 Этика общения        (4 часа)

3

Добрым жить на свете веселей.

1

20.09

4

Правила общения для всех.

1

27.09

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

04.10

6

Каждый интересен.

1

11.10

Раздел 2                 Этикет          (4 часа)

7

Премудрости этикета.

1

18.10

8

Красота этикета.

1

25.10

2 четверть             (8 часов)

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

08.11

10

Чистый ручеёк нашей речи.

1

15.11

Раздел 3               Этика человеческих отношений          (4 часа)

11

В развитии добрых  чувств – творение души.

1

22.11

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

29.11

13

Чувство Родины.

1

06.12

14

Жизнь протекает среди людей.

1

13.12

Раздел 4               Этика отношений в коллективе               (4 часа)

15

Чтобы быть коллективом.

1

20.12

16

Коллектив начинается с меня.

1

27.12

3 четверть             (10 часов)

17

Мой класс – мои друзья.

1

17.01

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

24.01

Раздел 5              Простые нравственные истины        (4 часа)

19

Жизнь священна.

1

31.01

20

Человек рождён для добра.

1

07.02

21

Милосердие – закон жизни.

1

14.02

22

Жить во благо себе и другим.

1

21.02

Раздел 6                Душа обязана трудиться    (4 часа)

23

Следовать нравственной установке.

1

28.02

24

Достойно жить среди людей.

1

06.03

25

Уметь понять и простить.

1

13.03

26

Простая этика поступков.

1

20.03

                     4 четверть             (8 часов)

Раздел 7           Посеешь поступок – пожнёшь характер               (4 часа)

27

Общение и источники преодоления обид.

1

03.04

28

Ростки нравственного опыта поведения.

1

10.04

29

Доброте сопутствует терпение.

1

17.04

30

Действия с приставкой «СО».

1

24.04

Раздел 8        Судьба и Родина едины(4 часа)

31

С чего начинается Родина.

1

01.05

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

08.05

33

Человек – чело века.

1

15.05

34

Слово, обращённое к тебе.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики"

Курс долженн сыграть важную роль как в расширении кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина....

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...