Светская этика, 4 класс ,урок «Род и семья – исток нравственных отношений»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Светская этика урок "Род и семья-исток нравственных отношений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rod_i_semya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными,  прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2. Актуализация знаний. 

Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом загадка

Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…    (Семья!)

Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род»)

Можете ли вы теперь назвать тему сегодняшнего урока……..

3.  Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.  

 - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.

 

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья,род? Давайте посмотрим, какое определение дается в толковом словаре (работа в группах:1 группа-семья,2 группа-род)

-Семья - это группа  живущих вместе близких родственников.

- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)  

- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

-Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

В прошлом году на уроках окружающего  мира   мы уже говорили о родословной

-Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

- Род состоит из поколений.Как называются старшие поколения? А младшие? (На доске появляются слова «предки», «потомки».)

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?

Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии.

     

   

Работа с учебниками:

- Давайте найдем и прочитаем  в учебнике на стр. 38  какое место и роль занимает каждый человек в семье,родословной

Вывод:Родственные отношения -большая ценность,строятся эти  отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей,старшего и младщего поколений.

В конце нашего занятия ,я хочу показать вам притчу,называется она «Воробей». А вот как она связана с нашей темой мы обсудим на следующем занятии

2

Вначале урока мы говорили о том, что такое род и семья, какую роль играет семья в жизни каждого человека

- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим

Я предлагаю вам посмотреть притчу,называется она «Воробей».

О чем это притча?

Каждую семью,род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждую семью? (Дети выбирают с доски таблички со словами, объединяющими род)

  • верность традициям        
  • забота        
  • любовь
  • сквернословие        
  • фамилия        
  • общее увлечение
  • добрые дела        
  • драка        
  • общие предки
  • подарки        
  • праздники        
  • ссора
  • обида        
  • сходство        
  • взаимопонимание

В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность)

Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)

Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)

Какие из них являются главными, наиболее важными?

Семьи все разные. А чем они отличаются?  (Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.)

- А какие традиции,обычаи правила,  соблюдаются в вашей семье? (

В каждой семье есть общее : помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

 (1.заповедь-религиозно-нравственное предписание.2.Правило,положение служащее руководствующим указанием для кого-нибудь)

С древних времен  существовали заповеди семьи:

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

 *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. В семье – все решается сообща.

3. 

Вначале урока мы говорили о том, что такое род и семья, какую роль играет семья в жизни каждого человека

Я предлагаю вам посмотреть притчу,называется она «Воробей».

О чем это притча?

-Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым,терпеливым. Нужно заботиться о стариках и детях.

  На доске появляются слова, характеризующие нравственные отношения в семье.        

  • любовь
  • сквернословие
  • доверие
  • эгоизм
  • забота
  • равнодушие
  • уважение
  • добрые дела        
  • драка                
  • ссора
  • дружба
  • обида        
  • сходство        
  • взаимопонимание

Все члены вашей семьи разные по характеру, возрасту, но что их связывает между собой? (фамилия, адрес, традиции, любовь, дружба, добро, уважение, труд, понимание и т.д.)

Творческое задание:

К сегодняшнему уроку у вас было домашнее задание,вы подготовили ромашки,на каждом лепестке члены вашей семьи.

-Посмотрите на свои ромашки. Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина)

- А что будет, если убрать сердцевину цветка? (лепестки рассыпятся).

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

Творческое задание:

1. Подумайте, какое ключевое слово объединяет всех членов вашей семьи.

2. Напишите это слово в центре ромашки (любовь, дружба, уважение, труд, понимание, доверие и т.д.).

В 2008 году  в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником -  Днем семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка

3. Приклейте свои ромашки на доску

 (под музыку в исполнении группы «Инь-Ян» «Гимн семьи»)

10. Итог урока:

-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:

Род и семья- исток нравственных отношений.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Зачем человеку семья?

- Какие заповеди семьи запомнили?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

Д.з. 

Мы  с вами прочитали не всю статью в учебнике,дома прочитать с.38-39 и рассказать то,о чем мы не говорили  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Урок по основам светской этики на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Урок ОРКСЭ  на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»...