Открытый урок по основам культуры Православия «Сохраняем культурное наследие. Святыни России» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

ЗАДАЧИ УРОКА:

- повторение и синтез изученного материала на уроках православной культуры на основе заданий  личностно-развивающего характера рубрик «Обсуждаем-размышляем»

- повторение главных понятий православной культуры;

-актуализация полученных знаний;

-осознание школьниками себя гражданами России, наследниками «сокровищ духовных» - культурных ценностей России;

-активизация нравственных качеств личности: ответственности за сохранение культурного наследия, святынь родной земли, уважение к поколениям предков. Уважение к культурным традициям народов России;

-осознание себя потомками великих людей страны в золотой цепи святости России

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: конкурс прозы и поэзии, презентация «Путешествие по святым местам России» с сопроводительными рассказами экскурсоводов-учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_zachyotnaya_rabota.docx28.16 КБ
Файл klimenko_t.i._gruppa_dnk.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект на тему:

«Маршрут духовного краеведения «Дорогами подвига святости»

«Сохраняем культурное наследие. Святыни России»

4 класс

                                                                          Клименко Т. И.,

                                                                       учитель начальной школы

                                                                      МОУ «Октябрьская СОШ»,

                                                                      Истринского района

                                                                     Московской области

                       

Истра-2016г.

                                   

   Задачи урока:

 - повторение и синтез изученного материала на уроках православной культуры на основе заданий  личностно-развивающего характера рубрик «Обсуждаем-размышляем»

- повторение главных понятий православной культуры;

-актуализация полученных знаний;

-осознание школьниками себя гражданами России, наследниками «сокровищ духовных» - культурных ценностей России;

-активизация нравственных качеств личности: ответственности за сохранение культурного наследия, святынь родной земли, уважение к поколениям предков. Уважение к культурным традициям народов России;

-осознание себя потомками великих людей страны в золотой цепи святости России

Тема учебника «Основы православной культуры 4 класс»  

«Сохраняем культурное наследие. Святыни России»

Средства: материалы пособия с. 105-114,

                     Задания: №2,№3,№4,№5

Тип разработки: план-конспект урока с презентацией

                          Литература

  1. Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры 4 класс». Учебник  для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Москва 2016 год. Стр. 105-110
  2. Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя. Москва 2010 год. Стр. 110-114
  3. Л.Л. Шевченко «Православная культура»  4 год обучения, Москва 2012 год.

4. Электронный ресурс URL: http://www.pravoslavie.ru

ЗАДАЧИ УРОКА:

- повторение и синтез изученного материала на уроках православной культуры на основе заданий  личностно-развивающего характера рубрик «Обсуждаем-размышляем»

- повторение главных понятий православной культуры;

-актуализация полученных знаний;

-осознание школьниками себя гражданами России, наследниками «сокровищ духовных» - культурных ценностей России;

-активизация нравственных качеств личности: ответственности за сохранение культурного наследия, святынь родной земли, уважение к поколениям предков. Уважение к культурным традициям народов России;

-осознание себя потомками великих людей страны в золотой цепи святости России

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: конкурс прозы и поэзии, презентация «Путешествие по святым местам России» с сопроводительными рассказами экскурсоводов-учеников

ТЕМА УЧЕБНИКА  «Основы православной культуры»:

 «Сохраняем культурное наследие, святыни России»

ОБОРУДОВАНИЕ:

- презентация (техническое оборудование);

- выставка работ на тему «Путешествие по святым местам России»;

- письма родителей, написанные предварительно;

ПРИГЛАШЁННЫЕ: Родители учащихся

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПОСОБИЯ:

1.        Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры 4 класс». Учебник  для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий . Москва 2016 год. Стр. 105-110

2.        Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя. Москва 2010 год. Стр. 110-114

3.        Л.Л. Шевченко «Православная культура»  4 год обучения, Москва 2012 год.

4.Электронный ресурс URL: http://www.pravoslavie.ru

Основные понятия: Духовная жизнь. Духовная мудрость. Духовный подвиг. Сокровища духовные. Духовное завещание. Золотая цепь святых. Святыни.

Ход урока:

I.        ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

Для чего нам жизнь дана –

Для еды, питья и сна?

Для учёбы и работы,

На житейские заботы?

Сделать полной чашей дом,

Жить спокойно?..

А потом?..

                              («Смысл жизни» Е. Санин)

Вопросы, отражённые в стихотворении,  были самыми важными для христиан во все времена. Для чего дана жизнь? Что значит «сделать полной чашей дом»?

2.Проблема урока.          В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла  дошедшее до нас «Духовное завещание» чиновника 18 века, достигшего высот карьеры и человеческой славы

«Не учения наук, которыми украшаются, лучше сказать,  блестят люди, желаю я детям моим, но чтобы воспитывались они в страхе Божием, любви к Отечеству и усердной привязанности к ближним. Это делает их честными, а, следовательно, полезными людьми».

II.         О духовных завещаниях

-Как передавались ценности жизни людей из поколения в поколение, от дедов внукам?

Ответы детей

- в крестьянских семьях взрослые учили детей навыкам ведения сельского хозяйства, ухода за домашними животными;

-городские дети в семье тоже приучались  помогать старшим, ухаживая за младшими братьями и сёстрами;

- кому-то с ранних лет приходилось работать, помогая семье

Дети приучались отвечать  за свой труд. Родители старались, как самую большую ценность , передавать детям наставление о том, как человек может стать счастливым, в чём главная ценность.

-Что же называли они самыми большими ценностями?

Веру в Бога, трудолюбие, забота о ближнем. Этому и следовало научить детей. А тем- научиться от родителей вере, трудолюбию, любви к людям.

- В чём она проявлялась?

Об этом рассказывали евангельские заповеди:

Быть смиренным, терпеливым, не гордиться перед другими, не завидовать, не лицемерить, поступать по совести.

Так и наставляли родители детей правилам благочестивой жизни.

Центром жизни был православный храм. Вот об этом и рассказывают духовные завещания.

Духовное завещание необыкновенный документ жизни людей. До нас дошли  духовные завещания и святых, и простых (светских, мирских) людей.

Святой Митрофан Воронежский завещает спасти свою душу (то есть возлюбить Бога превыше всего), приобретя добродетели трудолюбия (потрудиться над преодолением страстей души), умеренности, милосердия (любви к людям).

3. Наизусть ученики

Духовное завещание Митрофана Воронежского, и Тихона Задонского

Учебник с. 108

Как мы видим, для русских людей 18 века главные ценности их жизни определялись двумя самыми главными христианскими заповедями: любви к Богу и любви к ближним, на основе которых строили свою жизнь. Такую жизнь они называли  благочестивой, этого желали и своим потомкам.

-А что завещал святитель Тихон задонский?

Наизусть подготовленные ученики:

«Счастлив тот христианин, который от всего, что имеет у себя, ближним своим уделяет»

-Духовное завещание Вяземского в поэтической форме:

                                               ***

Не в славу. Не в почёт народные скрижали

Родную нашу Русь Святой именовали,

Но, в назиданье нам, в ответственность, в завет;

Чтоб сберегали мы первоначальных лет

Страх божий, и любовь, и чистый пламень веры,

 Чтобы добрые дела и добрые примеры,

В их древней простоте , завещанные нам,

Мы цельно передать могли своим сынам.

1792-1878                                Павел Андреевич Вяземский

5.         Задания в учебнике с.106

Догадайся, слова «сокровище» и «богатство» синонимы или антонимы?

Объясни, что христиане называли «сокровищем духовным»?

(Выбери: деньги, доброта, одежда, еда, милосердие, вера, вещи, забота…)

В чём святитель видел счастье жизни христианина?

Разве человек, отдавая своё имущество другим людям, не становился беднее?

Тогда почему святитель назвал такого человека счастливым?

Может ли человек, отдавая свои сокровища, становиться богаче?

Какими сокровищами человеку следует поделиться с ближними для того, чтобы стать счастливым?

Какие же сокровища человек приобретает, отдавая своё богатство?

Может ли человек поделиться не только материальными  богатствами (вещами, деньгами…), но и сокровищами духовными?

Может ли увидеть, взять в руки сокровища духовные?

Где человек хранит сокровища духовные (в шкафу, в ящике письменного стола, в сейфе, в душе, в сердце)?

Каким ключиком можно открыть потайное место, в котором человек хранит своё духовное сокровище  (любовь, ключ, стамеска, молоток)?

Каким сокровищем своей души ты можешь поделиться с ближними?

Кто является твоим ближним?

В какой  Евангельской притче об этом рассказано? (Ответ: в притче о МИЛОСЕРДНОМ  САМАРЯНИНЕ).

6.        Ученики рассказывают притчу наизусть

Самаряне-жители  самарянской  земли, которые не общались с жителями

Иерусалима.

                               МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН

     Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

     Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел  на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий  самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об  этом человеке».

Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

7.        Чтение стихов «О христианских добродетелях»

                                       Нищий

                       Знавал я нищего: как тень,

                      С утра, бывало, целый день

                       Старик под окнами бродил

                       И подаяния просил;

Но всё, что в день насобирал,

Бывало к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

                                      Я. П. Полонский

                             Нищий

                                У врат  обители святой

                                Стоял просящий подаянья

                               Бедняк иссохший, чуть живой

                                От глада, жажды и страданья.

                               Куска лишь хлеба он просил,

                               И взор являл живую муку,

                               И кто-то камень положил

                               В его протянутую руку.

                                                     М. Ю. Лермонтов

-Какая добродетель описана этими стихами?

 МИЛОСЕРДИЕ

Последние строки  стихотворения М. Ю. Лермонтова перекликаются с  текстом Евангелия

8.        Ученик наизусть читает отрывок из Евангелия от Матфея, глава 7, стихи 7-13

«Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею…

Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»

 

                         8.     Дидактическая игра.

На доске нарисована ёлочка и украшена  «сокровищами духовными»

                                            ВЕРА

                             ЛЮБОВЬ         МИЛОСЕРДИЕ

                        ТЕРПЕНИЕ              СМИРЕНИЕ

             ДОБРОТА         КРОТОСТЬ     ЧЕСТНОСТЬ

Ученики называют «духовное сокровище» и раскрывают его суть.

                             ВЕРА  ВЕРНОСТЬ

Доверие Богу.

Совершение реальных дел во имя Христа. Результатом таких действий и являются духовные плоды.

                  ЛЮБОВЬ

Благодать Божья

                             МИЛОСЕРДИЕ

Любовь к ближнему

                                СМИРЕНИЕ

За все свои добрые дела человек благодарит Бога, считая его истинным Источником всего доброго в себе.

                               ТЕРПЕНИЕ

Без ропота неси свой крест.

                                    ДОБРОТА

Чего себе не хочешь, того другу не желай.

                                        КРОТОСТЬ,  ТЕРПЕНИЕ

Принять страдание и смерть ради исполнения заповедей Божиих.

                                  ЧЕСТНОСТЬ, ЧЕСТЬ

    Жить, совесть теребя.

Сокровища духовные в христианском понимании являются вера, доброта, милосердие. Сокровищами духовными можно поделиться с другими. Святые обильно изливали  на всех приходящих к ним людей любовь, мирность своей души, терпение, заботу.

СОКРОВИЩА ДУШИ ЧЕЛОВЕКА- В ЕГО СЕРДЦЕ, ДУШЕ.

    ОБРАЩЕНИЕ К ШКОЛЬНИКАМ 22 ВЕКА

«Желаю тебе не терять веру Богу, творить добро вокруг себя, любить и во имя любви совершать добрые дела, украшая и защищая свою Святую Россию. Найти своё место и принести пользу людям. «Да будут все едино!»

Опирайтесь на Святое Евангелие, советы святых, сохраняйте Святыни!»

Повторение слов святого  Симеона  Нового Богослова. Святые составляют в едином Боге единую золотую цепь святости. И никогда не будет разорвана эта золотая цепь! Христиане верили в то, что сплетённая Самим Богом, она неразрывна и ведёт их к Небесному Отечеству-блаженной (счастливой) вечной жизни в Боге.

III.        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1.        Понравился ли вам урок?

2.        Что показалось наиболее интересным?

3.        Уютно ли вам было на уроке рядом с родителями?

Домашнее задание: творческий проект «Святыни России»

                 

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико-значимый проект на тему: «Маршрут духовного краеведения «Дорогами подвига святости» «Сохраняем культурное наследие. Святыни России » 4 класс Клименко Т. И., учитель начальной школы МОУ «Октябрьская СОШ», Истринского района Московской области г . Истра 2016

Слайд 2

Цели урока Приобретение культурологических знаний для формирования мировоззрения детей; Создания условий самореализации личности; Формирование патриотических чувств и сознания детей на основе исторических ценностей, как основы консолидации общества.

Слайд 3

повторение и синтез изученного материала на уроках православной культуры на основе заданий личностно-развивающего характера рубрик «Обсуждаем-размышляем» - повторение главных понятий православной культуры; -актуализация полученных знаний; -осознание школьниками себя гражданами России, наследниками «сокровищ духовных»-культурных ценностей России; -активизация нравственных качеств личности: ответственности за сохранение культурного наследия, святынь родной земли, уважение к поколениям предков. Уважение к культурным традициям народов России; -осознание себя потомками великих людей страны в золотой цепи святости России Задачи урока

Слайд 4

Тема « Сохраняем культурное наследие. Святыни России» Средства: материалы пособия с. 105-114, Задания: №2,№3,№4,№5 Тип разработки: план-конспект урока с презентацией Форма проведения урока: конкурс прозы и поэзии, презентация «Путешествие по святым местам России» с сопроводительными рассказами экскурсоводов-учеников Основы православной культуры 4 класс

Слайд 5

Для чего нам жизнь дана – Для еды, питья и сна? Для учёбы и работы, На житейские заботы? Сделать полной чашей дом, Жить спокойно?.. А потом?.. («Смысл жизни» Е . Санин)

Слайд 6

«Не учения наук, которыми украшаются, лучше сказать, блестят люди, желаю я детям моим, но чтобы воспитывались они в страхе Божием, любви к Отечеству и усердной привязанности к ближним. Это делает их честными, а, следовательно, полезными людьми». « Духовное завещание» чиновника 18 века

Слайд 7

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН, ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ Дни памяти: Июль 19, Август 7 (Обретение мощей), Сентябрь 4 (Второе обретение и перенесение мощей), Ноябрь 23

Слайд 8

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ Дни памяти: Июль 19, Август 13 (Преставление, второе обретение мощей) Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Слайд 9

Павел Андреевич Вяземский 1792-1878

Слайд 10

Милосердный самарянин «Иди, и ты поступай так же»

Слайд 11

« О христианских добродетелях» Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!

Слайд 12

Яков Петрович Полонский 1819-1898

Слайд 13

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Слайд 14

«Желаю тебе не терять веру Богу, творить добро вокруг себя, любить и во имя любви совершать добрые дела, украшая и защищая свою Святую Россию. Найти своё место и принести пользу людям. «Да будут все едино!» Опирайтесь на Святое Евангелие, советы святых, сохраняйте Святыни!» Обращение к школьникам XXII ВЕКА

Слайд 15

1. Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры 4 класс». Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий . Москва 2016 год. Стр. 105-110 2. Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя. Москва 2010 год. Стр. 110-114 3. Л.Л. Шевченко «Православная культура» 4 год обучения, Москва 2012 год . 4. Электронный ресурс URL : http ://www.pravoslavie.ru/ Используемая литература

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...

План мероприятий в Год культурного наследия народов России

План мероприятий в Год культурного наследия народов России составлен для начальной школы, где обучаются дети-ненцы...

Эссе на конкурс Учитель года по теме \'\'Год культурного наследия народов России\'\'

Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями. Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно бы...

Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...

План работы ШМО начальных классов. год культурного наследия народов России и года цифрjвизации РТ

№темакласспедагогмесяцы1Проект «Цифры в моей жизни»4БУсманова Л.Ф.Январь-май2Вн. мероприятие «Цифры в моем доме»1БУсманова Л.Ф.Сентябрь-декабрь3Кл.час: Языки мира»4БУсман...

2022 - год культурного наследия народов России

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "2022 - год культурного наследия народов России"...