Кейс – урок «Ценности рода и семьи»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

 Кейс – урок «Ценности рода и семьи». Курс"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика". Программа " Школа 2100"

Авторы: Р.Н Бунеев. Д.Д.Данилов. И.И.Кремлёва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-_urok_tsennosti_roda_i_semi.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБОУ « Ромодановская СОШ №1»

Основы духовно-нравственной культуры

 народов России. Светская этика.

          Кейс – урок «Ценности рода и семьи»

 

                                                           Выполнила: Мартасова С. В.

МБОУ « Ромодановская СОШ №1»,

                                                         учитель начальных классов

                                                                           

               

                                                                                                                           

Ромоданово 2017

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Класс: 4-й класс

Программа: Школа 2100

Авторы: Р.Н Бунеев. Д.Д.Данилов. И.И.Кремлёва.

Урок 9.

Тема: Ценности рода и семьи.

Цели урока:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.

Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

2-я линия развития личности:

Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.        

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Улыбнись себе и другим.

Научись любить.

Радуйся успеху.

Не бойся ошибок, помни –

В классе тебе помогут

2.Актуализация знаний.

- Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках? ( Любовь, доброта, милосердие и т. д.)

- Какие качества вы бы хотели видеть в человеке, живущем рядом с вами? Почему?

-Что вы можете предложить в ответ человеку, живущему рядом с вами?

-А как вы понимаете слова «люди, живущие рядом»? (Члены семьи, соседи, друзья, окружающие и т.д. )

- Попробуйте разгадать ребус «7 Я».  и определить тему сегодняшнего урока. 

– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока.

– Почему это ценность, как вы думаете? А кого называют семьёй?

– А что такое род?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано? Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки? Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?

– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)

– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?»

– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.

Почему надо уважать семейные традиции?

– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.

  1. Организация работы с кейсами.

Для решения проблемы. Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа: поможет нам ответит на вопрос «Как появилась семья?»

2  группа: «Зачем семье нужны традиции?»

3 группа: «Что даёт человеку семья?».

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

 4. Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилова Основы духовно-нравственной культуры народов России.- М, «БАЛАСС» 2015.Стр. 43.

Источник №2: 

Что может быть семьи дороже?          Тараданова Дарья

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 
Отец и мать, и дети дружно 
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
А интересно впятером. 
Малыш для старших как любимец, 
Родители - во всем мудрей, 
Любимый папа - друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней. 
Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле

http://www.stihi.ru/2010/07/10/5997

Источник №3: 

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит.

Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ».

А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
- И подумав, добавил: "И мира тоже".

/http://happyschool.ru/publ/pritchi/pritchi_o_ljubvi/ljubov_proshhenie_terpenie/185-1-0-11250

Источник № 4:

 Загадки.

  1. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

 

  1. Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

 

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-semyu-dlja-detei.html

Источник № 5:

В дружной семье и в холод тепло.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог. 

http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/

Кейс №2.

Источник №1: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилова Основы духовно-нравственной культуры народов России.- М, «БАЛАСС» 2015.Стр. 44.

Мой дом – моя крепость. Эта поговорка, как нельзя лучше отображает важность семейных традиций и крепких семейных отношений. Именно они создают особую атмосферу в доме, превращают дом в тихую гавань посреди шального, изменяющегося мира. Дети вырастают, улетают из гнезда, но возвращаются домой, в родительскую семью, потому что знают, там будет так, как было в детстве. Ведь семейные традиции и обычаи не меняются.

Какими же были семейные традиции и обычаи наших предков? Первое, о чем стоит сказать, это распределение ролей в семье. На протяжении столетий главой семьи оставался муж. Он принимал самые важные решения, был кормильцем и неоспоримым авторитетом для жены и детей. Женщина была матерью и хранительницей очага, к ней относились с уважением, муж доверял ей воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Хотя о полном равноправии мужчины и женщины говорить в те времена не приходилось. Детям семейные традиции предписывали послушание, родители, в особенности отец, были для них абсолютным авторитетом.

Очень важным объединяющим фактором в традиционных семьях было совместное ведение хозяйства. В деревнях вся семья вместе работала на поле, для обработка земли нужно было много рук, поэтому и жили вместе дети и родители, бабушки и дедушки. В городах основными видами деятельности было ремесленничество и торговля. Согласно семейным традициям профессии эти передавались по наследству, от отца к сыну.

http://love-mother.ru/semejnye-tradicii-i-obychai.html

Семейные традиции ты чти и береги.

 Семейные традиции ты свято сохрани.

В них сила, вера, дух семьи, единство и оплот!

Крепка семья, красна изба, традициям почет!

Вот мама ставит самовар, накрыт огромный стол.

Семейный круг, воскресный чай…

- Сегодня что, престол?

- Нет, просто в сборе вся семья, нам вместе хорошо.

Семья традициям верна, и только и всего…

Вот выпит чай, звучат стихи и музыка звучит,

А за окном метель кружит и сказку говорит.

Трещит в камине огонек, уютно и тепло.

Все вместе, на душе светло – вот счастье!

Вот оно!

 Семейные традиции нам помогают жить!

 Семейные традиции нам нужно сохранить!

А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!

http://www.detskiysad.ru/raznlit/avtobiografia_tolstoy.html

Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.

За общим столом еда вкусней.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути. 

Семьей дорожить — счастливым быть. 

http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/

Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.

Жизнь родителей в детях.

http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/

Кейс№3

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколениюВеками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни.

http://towerred.ru/2015/12

В семейном кругу мы с вами растем. 
Основа основ - родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизни ты входишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ - родительский дом». 

http://www.supertosty.ru/stihi/o_jizni/semia/

Семья – когда молитвами ночными...

Семья – когда молитвами ночными
Ты Бога просишь, чтобы он берёг
Людей, которых ты зовёшь родными…
Слова, что льются с сердца, слышит Бог

Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.

Жизнь родителей в детях.

http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/

Притча «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нём еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс далеко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Принимать или не принимать на веру легенду, связанную с жизнью, любовью и смертью данных святых это ваше личное дело, но данные святые являются историческими личностями и жили в 12-13 веках.

Если её рассказывать вкратце, то будущий князь Петр (в мирской жизни Давид) поразил посланца диавола в образе змея, который соблазнил жену его брата, но сам "испачкался" кровью змея и заболел проказой.

Вылечить его смогла простолюдинка Феврония (в иконочестве Ефросинья), но князь сначала слукавил и не хотел исполнить обещание за исцеление и взять её в жены. Но мудрая дева не до конца излечила князя, и болезнь проявилась снова. Тут отступать было некуда и князь во второй раз исполнил уже обещание, женившись на девушке после своего окончательного излечения.

Правил князь в Муроме с 1205 по 1228 годы, и разное случалось в его правление, в том числе, и отказывался он от власти из-за интриг и опять приходил к власти, дабы не было вражды и смуты.

Но не это, пожалуй, главное, как впрочем и сомнения о источнике заболевания князя проказой. Главное в том, что сумели они преодолеть все трудности вместе, прожили счастливую жизнь, вместе деля невзгоды, делая добро людям. Что и может считаться образцом для подражания.

Может из-за того, что пришли они к правде жизни в браке, любви и согласии и дано им было, согласно легенде, упокоиться в один день. а попытки похоронить их в разных гробах, против их волеизъявления, провалились. Дважды их оставляли в разных помещениях перед похоронами и дважды тела их оказывались вместе. Так вместе они и были погребены.

https://ru.wikipedia.org/wiki

5.Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

6.Физминутка.

7.Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

8.Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это вещество – вода? Как к нему нужно относиться?

9.Рефлексия.

Закончить урок я хочу такими словами:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле

Приложение 1.

Проект выступления.

Кейс № 1.

Как появилась семья?

Род ______________________________________________________________

________________________________________________________________

Семья ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Любовь _________________________________________________________

_______________________________________________________________

Объясни, как связаны друг с другом слова род, семья, любовь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы считаете в семье самым важным?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1.

Проект выступления.

Кейс № 2.

«Зачем семье нужны традиции?»

Семейные традиции _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему надо уважать семейные традиции?

_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Семейные:

Приложение 1.

Проект выступления.

Кейс № 3.

«Что даёт человеку семья?».

Что даёт человеку семья?_____________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Объясните смысл выражения семья источник нравственности.______________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Ценность рода и семьи"

Урок по учебнику «Светская этика»  авт.  Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва....

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".

Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи:        - сформировать представление о духовных ценностя...

Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....

конспект урока ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"

Конспект урока по ОРКСЭ  знакомит с основными нормами морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе....

Методическая разработка урока на тему «Ценность рода и семьи»

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики») Тема «Ценность рода и семьи» ...

Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"

Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме....