Урок по теме «Добро и зло»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Исаева Галина Николаевна

Цель:формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло» Задачи: 1.воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие; 2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим; 3.формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки; 4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения. Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, моделирования,наглядный Формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная Оборудование урока: пословицы, весы, кукла, учебник, корзинка «Добрых дел», словарь Ожегова, карточки сказочных героев, фонограмма песни «Дорогою Добра», презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_etika.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Исаева Г. Н.

МОУ «Каслинская СОШ №27»

г. Касли  Челябинской области

Урок по теме «Добро и зло» в 4 классе

по предмету  ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

Цель: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло»

Задачи: 

1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;

2. воспитывать доброту,  милосердие, уважение друг к другу и окружающим;

3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;

4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.

Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, моделирования, наглядный

Формы работы:   групповая, фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование  урока: пословицы, весы, кукла, учебник, корзинка «Добрых дел», словарь Ожегова, карточки сказочных героев, фонограмма песни «Дорогою Добра», презентация.

Планируемые результаты

Личностные

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные

1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;

3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.

Предметные

1. Знание смысла понятий  «Добро и зло»;

2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;

3.Уметь приводить примеры хороших  и плохих поступков.

Ход урока

  1. Организация, настрой

Мне приятно снова встретиться с вами. Сегодня урок называется открытым. В гостях у нас  учителя нашей школы. Я думаю, что у нас все получится. А сейчас улыбнитесь!

2. Введение в тему

         Послушайте притчу.

Однажды один старый мудрец – индеец вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком:

-Почему бывают плохие люди? – спросил внук.

-Плохих людей не бывает – ответил вождь.

В каждом человеке есть 2 половинки -  светлая и  темная. Светлая сторона души призывает к любви, доброте, миру, надежде. А темная сторона олицетворяет эгоизм, разрушение, ложь, измену. Это как битва 2 волков. Первый волк светлый, а другой темный.

-Понятно – сказал взволнованный малыш.

А потом спросил:

- А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель:

Что имел ввиду старый индеец, когда говорил о 2 половинках у человека , о белом и о темном волке ?

Какая тема урока? ( Добро и зло)

3. Целеполагание

Тема   урока « Добро и зло».

-Знакомы ли вам эти понятия?  Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории.

Задачи урока ставят дети:

1.Подробно разобрать, что такое добро и зло.

2.Научиться различать добро и зло.

3.Сделать правильный выбор: идти по дороге Добра или быть страшным человеком.

4.Новые знания

Работа в парах. Записать по 2 слова на карточках, которые относятся к понятию добро и зло (дружба, забота и т.д.).

-Давайте сформулируем, что же такое добро? (дети читают с листка)

-А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд 1

Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Работа с учебником

Чтение  абзаца о добре.

-Что же значит делать  добро?

(совершать поступки не за похвалу или награду, совершать бескорыстно)

 Давайте сформулируем, что же такое зло? (дети читают с листка)

Слайд 2

-А теперь обратимся к словарю Ожегова.

Чтение абзаца из учебника

Слайд 3

Учитель.

Злых поступков совершается немало, поэтому 10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, то есть заявление людей всего мира о правах  и достоинствах человека. Декларация прав призывает к стремлению совершать добрые поступки и бороться со злыми.

Учитель

Вот и мы  сейчас попробуем избавиться от зла. Как? (порвем карточки на которых написано зло).

Это мусор, грязь, от которого нам плохо жить.

4. Применение новых знаний

Работа групп

« А что же говорят люди» ( пословицы ) -1 группа

« Кукла Настя»                                          - 2 группа

-Встречали ли вы  в жизни  невоспитанных людей?

 А какие они?

 Могли ли они  обидеть куклу Настю? Как?

(Ты такая неуклюжая. У тебя дешевый старый телефон.  Ты ничего  не умеешь. Ты некрасивая. Тебя никто не полюбит .)

 При оскорблении загибаются уголки у куклы.

Учитель

Что стало с куклой?  Такая была она в начале? Можно ли что-то изменить?  Как?

(дети говорят слова- извинения)

-Ты очень добрая. Тебя обязательно полюбят. Телефон не главное в жизни.

 При извинении дети разгибают уголки.

Учитель

Кукле стало лучше, но стала ли она такой, какая была в начале?

Вывод делают дети:

Боль остается в душе еще очень долго.

Слайд 4

Доброе слово лечит, а злое калечит.

А теперь посмотрите сценку и скажите:

Какую мудрую ценность вы увидели?   - группа 3

«Однажды Добро пришло в гости к Зло. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но не слова худого не сказало, только  поблагодарило его за угощение .

-Что-то сахар у Вас неочень сладкий. Возьмите деньги, купите конфет к чаю.

Зло все перекосилось, но пришлось взять.

Так Добро отплатило Злу добром.

Вывод делают дети:

Добро всегда сильнее зла.

Слайд 5

Побеждай зло добром.

Задание для 4 группы

В конверте у нас лежат карточки, на которых написаны имена героев разных сказок.

- Если герой положительный, кладем карточку на чашу весов «Добро», а если отрицательный – на чашу «Зло».

 Учитель:

Что заметили?  ( Чаша с добром перевесила чашу со злом)

Вывод делают дети:

Слайд 6

Добро побеждает зло.

5. Проблемные ситуации

Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор:

- Как поступили бы вы  в следующих ситуациях?

1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались      рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите?

2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек.  Из них очень старая  бабушка с сумкой. Как поступите?

3.Твой друг  в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите?

6. Итог урока

Где взять доброе дело? Да просто быть внимательнее, потому что рядом живут люди, которые нуждаются в заботе и помощи.

Расскажите о добром поступке, который совершили вы и положите красное сердечко в «Корзинку добрых дел».

Какие чувства вы испытывали, когда совершали добрые дела?

А что чувствовали люди, которым вы помогали?

Вы добрые дети. Пусть добро растет с вами в ваше душе. Пусть как можно чаще в вашей жизни появляется желание делать добро.

7. Релаксация

Давайте вернемся к притче:

Мальчик спросил:

-А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и сказал:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель  

Что это значит?

У каждого человека свой путь: идти по дороге добра или быть страшным человеком.

Сделайте свой выбор.

На доске два плаката «Дерево добра» и «Дерево зла». (дети под фонограмму песни «Дорогою Добра», клеят листочек на осеннее дерево).

Я благодарю вас за теплый доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.

8. Домашнее задание

13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом.  

Используемая литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.;  А. Я. Данилюк.; 4 кл. М.: Просвещение, 2012.
  2. Основы светской этики.; Студеникин.; 4 кл.; М,: Просвещение, 2012.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение. 2012
  4. Пословицы русского народа.; В.И. Даль в 3 т. М, 1994
  5. Семейная педагогика и домашнее воспитание.; Куликова Т.А.; м.. 2000
  6. Хрестоматия по этике.; В.А. Сухомлинский.; М., 1990
  7. Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Добро и зло"

Урок разработан по курсу ОРКСЭ...

Урок на тему "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...

Урок на тему "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...

Презентация по Основам светской этики (4 класс), урок на тему: "Добро и зло"

В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?Данный урок в ви...

ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"

Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В разработке испильзуются стихи, притчи, высказывания , загадки , анкетирование)...

план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"

Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....