ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ОРКСЭ и ОДНКНР
статья по орксэ (4 класс) на тему

Рабина Ольга Владимировна

Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто предпочитаем игре с обучающимися серьезную дидактику.                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ОРКСЭ и ОДНКНР

         Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто предпочитаем игре с обучающимися серьезную дидактику.                                         

 Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому творчество является способом положительной мотивации учения младших школьников.

Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения являются   игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры).

Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

 Каких целей можно достичь при проведении игр? Прежде всего это:

  • уважать себя и других, проявлять сочувствие.
  • научиться анализировать жизненные ситуации.
  • научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
  • развивать в детях открытость к другим.
  • преодолевать собственные страхи и комплексы.

Требования к проведению  игр:

  • Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
  • Проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
  • По окончании игры учитель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
  • Четко продумать цели и ход игры.

Игры  проводятся в начале урока, так называемый психологический настрой, в середине урока, на любых этапах и в конце урока-релаксирующие игры, релакс. Вот некоторые из них.

Игры   в начале урока

  1. Игра «Корзина» проводится в начале урока. Это хороший способ освободиться  от неприятностей  и сконцентрироваться на работе.

Учащиеся делятся на пары. У каждого 2 минуты, чтобы  рассказать  о своих неприятностях, проблемах. Второй  его слушает  и не перебивает. В это время учитель ходит с корзиной  и просит положить все неприятности в корзину с помощью жестов.

     2.  Игра: Оле Неле Нишитов

Игра проводится в начале урока, чтобы дети расслабились и посмеялись. История такая: «Пропал вождь одного племени. Каждый вечер его соплеменники собираются вместе, садятся вокруг костра и спрашивают друг друга, видел ли кто- нибудь  Оле Неле Нишитов». Самое главное при этом, что никто не должен смеяться, потому что  пропал вождь. Учащиеся сидят в кругу. Первый обращается к своему соседу справа и говорит: «Ты не видел Оле Неле Нишитов».  Сосед отвечает: «Жаль, что я не видел его. Я спрошу своего соседа». Можно добавить  свое, чтобы вызвать смех.

3.Игра «Волшебный стул»

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

Игры на разных этапах урока.

1. Притчи

Притча « Все в твоих  руках»    

   «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Тренинг «Как не попасть в сети зла?

 Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла? Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. 

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

  1. Игра «Учимся доброте»

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим

4. Раскрасьте слово «добро» в любой цвет. Почему вы выбрали именно этот цвет? Кто-нибудь вас заставил это сделать? Так как вы считаете, о чем мы будем говорить?

    5. Игра « Дружба»
Например:
Задание: В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что
дружба – это волшебное солнце с разноцветными лучами. Запиши в
лучах составляющие настоящей дружбы.

   6. Упражнение «Дискуссионные качели» можно использовать на любом уроке. «Стыд, вина, извинение» – это полезные или вредные эмоции? Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.

   7. Анаграмма    Дайте толкование данным словам. Укажите, к какой религии они относятся. Составьте слово по начальным буквам заданных слов (название города трёх религий):
ИКОНОПИСЬ, ЕВХАРИСТИЯ, РЕЛИГИЯ, УВАЖЕНИЕ, САГААЛГАН, АЯТ, ЛАМА, ИМАМ, МОЛИТВА (Иерусалим).

  8. Игра «Ты – мне, я – тебе». Часть ребят готовили только формулировки по пройденным темам, а часть должна была дать определение. Например, ежедневная молитва мусульман (НАМАЗ), соблюдение субботы, главной традиции иудеев (ШАББАТ), день памяти у христиан о воскресении Иисуса Христа (ВОСКРЕСЕНИЕ) и т.д. 

Часто на разных этапах уроков использую загадки, кроссворды, филворды, игру «Народная мудрость».

Игры, которые проводятся в конце занятия

Итог занятия.

1.Чтение стихотворения с музыкальным сопровождением и т.д.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

                                  Хорошо вы потрудились,

                                   Вам пора и отдыхать.

                                  Переменку веселитесь

                                  И  начнем урок опять. 

2.Игра «Дерево пожеланий» и т.д.

Мне интересно преподавать курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики». На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, что важно для каждого человека на земле, видят своё место в этом мире. Знания, полученные в процессе изучения курса, становятся частью личного жизненного опыта ребёнка, становятся личностно значимыми, а это и есть одна из основных задач формирования его духовно- нравственной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ, как средство повышения мотивации учебно-воспитательного процесса.

Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интерес...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ОРКСЭ и ОДНКНР (презентация)

Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения являются   игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры)....

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)

Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосфе...

Читательская компетентность на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

Читательскую культуру учащимся начальной школы можно прививать не только на основных уроках, но и на ОРКСЭ, а также с переходом в 5 класс, на уроках ОДНКНР....

Перечень интернет ресурсов для уроков ОРКСЭ и ОДНКНР

Ссылки  на дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ  и ОДНКНР....