«Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методы и приемы» статья.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Хамидуллина Гузель Мохлисулловна

Статья. "Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методыи приемы преподавания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ методы преподавания.34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Преподавание курса ОРКСЭ

в  условиях ФГОС: методы и приемы»

                   Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Маскара им. Н.А.Самигуллина

Хамидуллина Гузель Мохлисулловна

О преподавании курса ОРКСЭ в  условиях ФГОС

Хотела для начала познакомить собой, меня зовут Гузель Мохлисулловна, учитель начальных классов СОШ с. Маскара им. Н.А.Самигуллина. Не случайно попала в этот семинар. Я по основному базовому высшему образованию историк, но в силу объективных причин стала учителем начальных классов. И в 2016/2017 учебном году у меня были 4-е классы. До этого времени в нашей школе курс ОРКСЭ преподавал учитель истории. А тут историк и учитель начальных классов в одном лице, и мне дали преподавание курса ОРКСЭ. Не знаю как вы, но я как историк с большим воодушевлением приступила к преподаванию этого курса. Но как оказалось дело предстоит не так уж и радужно.

Первой из существенных проблем – это то, что материал слабо адаптирован для таких маленьких детей. Ребенок 8-10 лет имеет совсем другую систему восприятия, мышления и памяти и потому, учебники со «взрослым» текстом могут показаться ему скучны, «назидательны», просто непонятны. Изучение данного курса для ребенка, это, вроде бы, хорошо, так как именно в этом возрасте закладываются основные духовно-нравственные и гражданские ориентиры личности; подростка «перевоспитывать» зачастую намного труднее, чем младшего школьника.  

Другая существенная проблема – методическое сопровождение предмета также нуждается в разработке. Кроме того, учителю приходится в очень ограниченное время осваивать совершенно новый, еще неизвестный ему предмет. Нагрузка на педагога начальной школы возрастает.

Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Учителю ОРКСЭ необходимо активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Не будем забывать и о том, что современный четвероклассник – это уже представитель нового поколения, которого окружает Интернет, обилие электронных информационных ресурсов, который привык воспринимать визуальную информацию и требует её четкой структуры.

Каким должен быть современный урок ОРКСЭ.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

 (Н. Рыленков.)                                                                                    

.

Учебный процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: это и создание проблемной ситуации, привлечение учащихся к оценочной деятельности, рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения, создание ситуации успеха, использование познавательных и дидактических игр, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.         

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных и интерактивных методов обучения.            

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

В процессе работы на уроке возможно использование таких методов:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Например, возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.

Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Или сформулировать правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.

Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, как интервью. Ребята составляют вопросы и берут интервью у своих родственников, одноклассников. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.

Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др.

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Возможные виды деятельности:

• Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

• Рассказ обучающегося (или группы детей), сопровождающийся видеорядом;

• Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими детьми или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

Перечислю некоторые приёмы и задания, позволяющие активизировать работу на уроке:                                                  

Кластер – («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока.  

Это графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. таблица в виде какого-нибудь образа (родословная)                      

 Анаграммы. Обучающиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке.

 Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее».

анаграмма термин

рльома мораль

 родоб добро

релспавдьивсто справедливость

 Синквейн( пятистишие).                                               

1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 

2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 

4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 

5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).                                                      

   

                            Илья Муромец.

                          Могучий, храбрый.

                          Ехал, сражался, победил.

                          Всем людям радость дарил.

                           Герой!

Буквомикс.                                                                           

Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.

Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:

(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)

Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв

Решение:

Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов. Этот прием хорошо работает в этапе актуализации, потом уже можно выйти к теме и целям урока самостоятельно.                                            

                                                                                                                         

В своей практике я применяю различные формы работы:    

1. Организация диалога с детьми, дискуссии позволяют совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем.

2. Для развития образного мышления, познавательного интереса использую мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.

3. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствует  организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).     например дети сами делали фрески, витражи, самостоятельно украшали внутренное помещение мечети.

4. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) дает возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.

5. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

6. Работа с текстами учебника способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:

 - задания на составление вопросов к тексту;

 - задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);

 - задания с выбором ответа (тестового характера)

 - составление плана текста;

 -задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);

 -работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);

 - задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);

 - задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).

7.Использование различных игр, викторин, кроссвордов направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности обучающихся, на создание проблемных ситуаций; овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Игра «Спасибо, что ты рядом!», «Конфетка» и др.

9. Составление словаря терминов и понятий. Данная форма способствует систематизации и усвоению материала курса.

 Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала.                                                                                    

         Рефлексия - очень важный момент урока. Можно выделить частотные компоненты «листа рефлексии», позволяющие структурировать содержание учебного материала и организовывать принципы системно-деятельностного подхода организации учебной деятельности:

Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения  проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);

• Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);

• Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);

• Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);

• Урок помог мне  (самостоятельное формулирование учениками итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную)

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.

Когда готовилась к семинару наткнулась на очень интересный по моему мнению стихотворение. Эти стихи точно отражают цель курса ОРКСЭ.

Ученик: Хочу спросить тебя, учитель:

Мне надо верить или нет?

В какого бога? Уточните!

Кто лучше? Дайте мне ответ!

Читать псалмы? Иль верить сурам?

Иль в мантрах истину искать,

Чтоб мог я поступать разумно

И заслужить отметку «пять»?

Учитель: Мы вместе выведем «отлично»

Без цифр и  знаков, номеров,

Когда усвоим, что первичны

Добро, порядочность, любовь!

Их корни – в смыслах каждой веры,

Какой – семье твоей решать.

Лишь помни, мир не черно-белый-

Цветной ! Стремись его познать!                                                                                                                                          

Сделаю вывод словами Джорджа Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам остаётся только одно - научиться жить, как люди».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Мастер-класс «Притча – как один из активных методов преподавания курса ОРКСЭ»

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа.  Чаще всего мы применяем притчу на уроках ОРКСЭ. Все понимают, что курс ОРКСЭ – это соединение обучения...

Методическая статья «Эвристические методы как методы активного обучения в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Сегодняшний учебный  процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике,...