Методическая статья «Эвристические методы как методы активного обучения в процессе преподавания курса ОРКСЭ»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Сегодняшний учебный  процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время нужно отходить от стандартного урока, вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

              Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

                Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Все используемые активные методы обучения на уроках ОРКСЭ  можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evristicheskie_metody_orkse.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА КИРИЛЛОВИЧА ПРОСОЕДОВА

города Георгиевска

«Эвристические методы как методы активного обучения в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Подготовила: Самкина Наталья Васильевна,

учитель начальных классов высшей категоии

                                           МБОУ СОШ № 1 имени А. К. Просоедова

            Путь ребенка в культуру религии  – это путь путешественника.  Поэтому необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя.  Этому может способствовать только  применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных методов обучения.

             Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним .Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?

              Сегодняшний учебный  процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время нужно отходить от стандартного урока, вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

              Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

                Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Все используемые активные методы обучения на уроках ОРКСЭ  можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

                    Следующая веская причина, по которой важно использование активных методов обучения, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний бесконечен. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.

          Считается, что сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей заложенных в каждом. Мы считаем, что это наиболее возможно тогда, когда при обучении используется эвристический метод.

          Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

          Развитие эвристических подходов к обучению в нашей стране не было связано с инновационными дидактическими системами; эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному и развивающему обучению.

         На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которое отличает его как от проблемного, так и от развивающего обучения. Эвристическое обучение также тесно связано с личностно-ориентированным обучением. «Эвристическое обучение отличается от развивающего и проблемного качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования включая развитие целей, технологий, содержания образования.»[1]

             Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.

               В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

               Далее к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

                Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

              Необходимо проводить взаимосвязь прочитанного с жизнью. В этом помогут учебные вопросы разного типа.

  • Простые (фактические) вопросы (Что.? Кто...? Когда…?).
  • Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).
  • Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).
  • Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).
  • Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).
  • Как ты думаешь, какой выход может быть из сложившейся ситуации? Хотелось бы тебе оказаться в такой жизненной ситуации, почему?).
  • Можно предоставить детям текст без концовки, предложить домыслить самим, а потом сравнить с авторским вариантом.
  • Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей и задание «Домысли и закончи». В качестве материала послужат тексты пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например:
  • Добро помнится долго, но зло…(еще дольше). Кто посеял колючки,…(не пожнёт виноград) (урок «Добро и зло»). Труд кормит,… (а лень портит), Семь раз отмерь, …(один отрежь) (урок «Терпение и труд»).
  • Самая большая глупость в жизни человека - это…(ложь), самая большая печаль - это…(зависть), самое большое утешение - это…(добрые дела) (урок «Дружба и порядочность»).

             Предлагаю детям творческие задания. Подобрать пословицы и поговорки, которые наиболее точно подходят по смыслу к данному тексту. «Добро побеждает зло» (Как на свете жить? В. Сухомлинский). «Всё хорошо, что хорошо кончается» (Тайное становится явным. В. Драгунский). «Во зле жить, по миру ходить». «Зло как волна, ударившись о берег, возвращается назад» (Над кем лучше смеяться? Л. Сергеев). «На миру и смерть красна», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце)

               Понять внутренний мир ребёнка помогают творческие работы: ассоциативные цепочки, сочинения по этим цепочкам, синквейны. Например, (урок «Сердце матери») синквейн:

  • Мама.
  • Добрая, любимая.
  • Заботится, любит, оберегает.
  • Мама – самый родной человек.
  • Счастье.

                Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение. При работе с притчей использую следующие формы работы:

  • • обсуждение основной идеи и смысла истории;
  • • анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
  • • притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
  • • иллюстрация (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
  • • сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
  • • выделить ключевые понятия;
  • • инсценировка притчи (истории);
  • • найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
  • • связь содержания притч с современной жизнью;
  • • рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, социальной роли);
  • • сравнение нескольких притч.

                   Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл, поэтому я активно применяю ИКТ: презентации, работа с интерактивной доской. Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность рассмотреть всё в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, путешествовать во времени.

                Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами религиозных культур и светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи....

«Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методы и приемы» статья.

Статья. "Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методыи приемы преподавания"....

Мастер-класс «Притча – как один из активных методов преподавания курса ОРКСЭ»

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа.  Чаще всего мы применяем притчу на уроках ОРКСЭ. Все понимают, что курс ОРКСЭ – это соединение обучения...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Использование притч   в  процессе преподавания курса ОРКСЭ...