«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»
материал по орксэ (4 класс) на тему

Саяпина Галина Викторовна

Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pritch_na_urokah_orkse.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование притч  в  процессе    преподавания курса ОРКСЭ»

      Общей целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», помимо решения задач социализации и воспитания, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей,  живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время  важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

       Известно, что современный ребёнок плохо знаком с притчей как жанром художественного произведения, его особенностями, не умеет рассказать притчу в той или иной ситуации, использовав те возможности,   которыми обладает этот жанр. Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.

     Взгляд на этот древний  жанр позволит  нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности…

      Притчей называются близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В. И. Даля толкует притчу как  «поучение в примере».

      В  притче  персонажи  безымянны, очерчены  схематично,  лишены  характеров (в  привычном  для  нас  смысле  слова): некий  человек,  некий  царь,   некая  женщина, крестьянин, (некий  крестьянин), некий  отец, некий сын.  Это  человек  вообще. Смысл  притчи не  в  том,  какой  человек  в  ней  изображён,  а  в  том, какой  этический  выбор  сделан  человеком.  Любимые темы  притчи - правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.  

       Притчи служат важным опорным материалом в ходе преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.      

Через притчи раскрываются основные   нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

      Жанр притчи представлен как авторскими произведениями, так и теми, автор которых подлинно не известен. Несомненно, эти притчи в чём – то отличаются, но  в то же самое время имеют неповторимые черты, которые сохранили им жизнь на века.

На уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») притчи рассматриваются  с точки зрения морали.

Главная задача учителя – организация сопереживания на каждом уроке. Учитель должен организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.

При этом обязательно должно учитываться следующие моменты: тщательная проработка замысла урока; логическая последовательность смысловых частей учебного материала – притчи; событийный анализ притчи, как цепь «экстремальных ситуаций»; факты-раздражители для основных событий урока; «оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»; предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке; образное осмысление смысловых частей в событийной цепи притчи (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.); предвидение реакции учащихся на запланированные события.

На уроках при работе  над притчей использую

Метод дискуссий -  создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. На основе анализа правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Например, урок по теме «Отличие иконы от картины», «Православные традиции и семейные ценности. Семья- малая церковь».

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

 Например, урок по теме « О душе».

Актуальное значение приобретает работа над проектом.         Проектирование -  особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

   

Например,  урок по теме « Жизнь преподобного  Серафима Саровского. Доброта».   В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подумать над проектом социального плаката по теме «Спешите делать добро!». Этот плакат можно разместить на двери подъезда дома, в школе, в автобусе.

Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы

Драматизация        (театрализация)        привлекательна        для        младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.

  Применяю групповую форму работы над притчей. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение.

Примеры организации работы с притчами:

             Друзья

В Сиракузах жили два друга - Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти. «Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, - попросил Дамон правителя города Дионисия,- а вместо меня останется Финтий». Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошёл вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался». Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»

1.Работа с заголовком притчи до чтения. (  «Друзья»)

-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?

-Зачем нужны друзья?

2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

-Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?

-Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?

(Сам погибай, а товарища выручай. Друг познаётся в беде.)

3.Беседа по содержанию. Выборочное чтение.

-В каком городе происходило действие? Прочитайте название города.

-Кто герои притчи? Назовите имена.(Дамон и Финтий-друзья, Дионисий-правитель города Сиракузы)

-Что случилось с Дамоном?

-О чём он попросил правителя Дионисия?

-Поверил ли Дионисий. Что Дамон вернётся на казнь?

-Почему же всё-таки правитель отпустил Дамона «устроить свои домашние дела»?

(Хотел проверить его слово, дружбу.)

-Кто остался вместо Дамона в тюрьме?

-Что грозило Финтию, если бы не вернулся Дамон?

-Что спасло Финтия о т казни? (Великая дружба)

-Какое выражение в тексте показывает, как спешил Дамон, чтобы не подвести друга?

( «продирался сквозь толпу»)

-Как всё закончилось?

-Почему так милостив был правитель Дионисий к  Дамону?

-Мог ли он разлучить настоящих друзей?

-Какова была просьба Дионисия к друзьям?

4.Вывод: - Чему учит нас эта притча?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящая дружба бесценна.)

Большое значение имеет работа над анализом   притчи. Выделяют следующие способы работы над притчей в учебном процессе:

  • Обсуждение основной идеи и смысла истории.
  • Название притчи.
  • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.
  • Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Выделить ключевые понятия.
  • Инсценировка по рассказу (истории)
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)
  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозных убеждений, профессии, социальной роли т.п.)
  • Сравнение нескольких притч
  • Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).

    На уроках использую дидактические игры : « Найди пару», «Домино» Учащиеся получают карточки с высказываниями, словосочетаниями. Ученики ищут карточку с высказыванием, которая соответствует данному словосочетанию.

Игра « Найди пару»

Поступать вопреки своим убеждениям

Жить по совести

Жизнь честнт, справедливо

Делать на совесть

Делать что-либо хорошо,добросовестно

Поступать против совести

Жить спокойно, не испытывая угрызения  совести

Поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

 Поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что  был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то

Жить со спокойной совестью

В конце урока  провожу рефлексию, дети работают с самооценочными листами разных видов.

 Даю лист: Продолжи фразы:

         Мы говорили о…

         Мы исследовали…

         Мы учились…

 Дети работают с самооценочными листами:

В ходе проект я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил  и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию,

предлагая различные точки зрения.

Или  ребята заполняют такой самооценочный лист:

Тема урока______________________________

1.На уроке мне больше всего понравилось…..__________________

2.На уроке мне не понравилось…____________________________

3.На уроке мне запомнилось…_______________________________

4.Мне захотелось узнать больше о…_____________________________

Приведу   пример  организации работы с притчей  по теме урока

 « Христианские заповеди. Совесть».

1. Притча «Корзину-то возьми»

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

О каком важном законе нравственности  напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

  2.   Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.

Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:  -Что ты делал целый день?

И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

У второго спросил:  -А что ты делал целый день?

И тот ответил:   - Я………….выполнял свою работу.

А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:    - А я …………в строительстве храма.

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Примеры использования притч на уроках.

Притча для детей и взрослых «Совесть без муки». (Тема урока «Совесть»)

       Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

 Беседа по притче:

- Как поступит герой притчи?

-Почему  он вернет кошелек  хозяину?

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?

              Конечно же, это совесть.

            - В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Интересна эта притча  и тем, что мораль в ней открывается сразу: все люди, даже очень бедные, поступают по совести. Притча учит нас тому, что мы должны быть всегда честными, не поддавались соблазнам, поступать по совести.

Притча  «Два волка». (Урок по теме: «Моральный выбор»):

     Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Беседа по притче:

           - Кто главные герои притчи?

              -C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

              - Что представляет собой каждый волк?

              - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

              -В чём нравственный урок притчи?

Только поразмыслив, мы понимаем, что в  притче  «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух  волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле.  Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.

Притча о добре и зле. ( Урок по теме: «Добро и зло»).

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам

людям,    друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Вывод:  Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Притча «Песок и камень». (Урок по теме: «Дружба и порядочность»)

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. 

- Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, которые возникли, когда вы слушали притчу. (В дружбе бывают и обиды, надо уметь прощать друга.)

- Как вы думаете, почему слова обиды на песке, а радость на камне? (С обидой жить нельзя, а радость нужно помнить, рассказывать о ней)

- Какие пословицы подходят по смыслу к этой притче?

(Подходят  «Без друга в жизни туго»,«Дружба  заботой да подмогой крепка.»)

- Что помогло вам сделать такой вывод? (В притче друг спас друга, когда тот тонул)-Чему научила вас притча? (Ценить в дружбе радости и забывать обиды, самому не обижать друзей)

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы  начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает  сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

        Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Притчи всегда имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Мастер-класс «Притча – как один из активных методов преподавания курса ОРКСЭ»

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа.  Чаще всего мы применяем притчу на уроках ОРКСЭ. Все понимают, что курс ОРКСЭ – это соединение обучения...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Использование притч   в  процессе преподавания курса ОРКСЭ...

Методическая статья «Эвристические методы как методы активного обучения в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Сегодняшний учебный  процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике,...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ

ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание  социально-педагогических условий для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, ...