Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Глазкова Анастасия Михайловна

Использование притч   в  процессе преподавания курса ОРКСЭ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_2020_orkse_glazkova.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение_______________________________________________

   

                              Использование притч

 в  процессе преподавания курса ОРКСЭ  

Итоговая работа

Срок обучения с «06 » июля 2020г. по «24» июля 2020г.

Исполнитель:

Глазкова Анастасия Михайловна,

 учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

 г. Мыски

(anastasiya_rus@bk.ru  89134077757)

Консультант:

Владимирова Лариса Михайловна,

методист кафедры

 начального общего образования КРИПКиПРО

Кемерово 2020

Содержание

Введение        ……………………..3

1. Использование притч  в  процессе преподавания курса ОРКСЭ……..        4

2.Правила и приёмы работы с притчей на уроках ОРКСЭ…………...…7

3. Примеры организации работы с притчами……………………..…...11

Заключение        …………………….16

Литература        …………………….17

Приложения        ……………………18

Введение

Известно, что современный ребёнок плохо знаком с притчей как жанром художественного произведения, его особенностями, не умеет рассказать притчу в той или иной ситуации, использовав те возможности,   которыми обладает этот жанр. Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.

Притча – это литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость).

Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности.

Цель:

изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч, используемых на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).

Задачи:

- познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как жанра мировой литературы»

-проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве

-рассмотреть темы, свойства и способы использования притч в учебном процессе.

  1. Использование притч  в  процессе преподавания курса ОРКСЭ

Общей целью введения предмета ОРКСЭ,  является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики. Формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей,  живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время  важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

     Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который  она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. [ 2; 360]

     Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, через быт людей, поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру. В учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (священные книги, притчи, словесные формы языка: приветствие, прощание, обращение и т. д.), образом жизни, повседневным поведением — т. е. течением жизни в ее реально-практических формах. [2; 339]

    В то же время быт — это мир вещей, который связан с глубинными символами, с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох и культур. Через быт раскрываются те невидимые черты культуры, по которым человек узнает своего или чужого.

Одной из форм работы на уроке является знакомство и работа с притчами.

 Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения. Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве. Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.  

Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ. Из поколения в поколение они передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости  и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.

В силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания курса ОРКСЭ в 4 классе .

Главная задача учителя – организация сопереживания на каждом уроке. Учитель должен организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.

При этом обязательно должно учитываться следующие моменты: тщательная проработка замысла урока; логическая последовательность смысловых частей учебного материала – притчи; событийный анализ притчи, как цепь «экстремальных ситуаций»; факты-раздражители для основных событий урока; «оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»; предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке; образное осмысление смысловых частей в событийной цепи притчи (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.); предвидение реакции учащихся на запланированные события.

Функции притч

  •  Функция зеркала.

Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

  •  Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

  •  Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

  •  Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции. [1;10]

  1. Правила и приёмы работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Выделяют такие основные правила и приемы композиции урока:

 цельность урока;

связь и взаимная согласованность всех элементов композиции;

передача через единичное общего;

контраст и повтор;

главное и второстепенное;

зрительный и звуковой ряд;

подчиненность всех закономерностей и средств композиции замыслу урока.

Рассмотрим основные композиционные элементы притчи.

Этап

Содержание деятельности

Экспозиция или исходное событие.

Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу.

Завязка (основное событие).

Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи.

Разработка

Углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы

Кульминация (центральное событие)

Критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы притчи.

Развязка

Финал, главное событие – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока.

Последействие

Самостоятельный творческий поиск. Самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства

Работая с притчами можно включать в урок следующие задания:

1. Постановка вопросов.

2. Ответы на поставленные вопросы.

3. Выделение основных мыслей и ключевых понятий.

4. Иллюстрация и окончание.

5. Схема.

6. Театрализация.

При разработке вопросов к притчам, можно учитывать такие типы вопросов, как открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ; закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов; ситуационные вопросы – длявыяснения сложившейся ситуации; проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия; направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию; направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения; проясняющие вопросы. [5;92]

Способы использования притч в учебном процессе

- Обсуждение основной идеи и смысла истории.

- Название притчи.

- Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

- Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).

- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

- Выделить ключевые понятия.

- Инсценировка по рассказу (истории)

- Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)

- Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

- Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

- Сравнение нескольких притч

Одним существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. В качестве примера, рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее.

«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14)9. [4;182]

Глубинный смысл этой притчи останется закрытым для детей, если учитель не объяснит им характер исторической и культурной антиномии «мытарь – фарисей». На территории древней Палестины и среди иудейского народа именно фарисеи были одной из наиболее могущественных религиозных групп и выделялись своим благочестивым поведением, стремлением соблюдать силу еврейского религиозного Закона, тогда как мытари были сборщиками налогов в провинциях Римской империи и крайне непопулярными членами общества. Однако именно искренне кающийся мытарь, изображенный в этой притче, получает оправдание. С другой стороны, если вы внимательно вчитаетесь в текст молитвы фарисея, то во второй части вы не найдете ничего предосудительного: он искренне перечисляет свои добродетели, которых достиг. Именно первая часть, где фарисей сравнивает себя с другими и, более того, с мытарем, стоящим поодаль, которого ставит самым последним в ряду «грабителей, обманщиков и прелюбодеев» – это делает его молитву недостойной.

3.  Примеры организации работы с притчами

1.Путники и медведица.

           Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым. И когда медведица  придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят: мертвецов зверь не трогает. [1;9]

Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»

  • Как вы думаете, что сказал один приятель другому?
  • Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
  • В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
  • Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».

2.Щедрый подарок.

        Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро. 

- Какой  вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель)

- Почему   Вася   захотел   отдать   медовик   Пете?

- О чём это свидетельствует?

- Что не понял из совета отца Василий?

3.Башня.

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю.

        Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.

  • Предположите, чем заканчивается история.

4.Раввин и мыловар.

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

-Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

- Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

-Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться.

-Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

  • Сформулируйте основную мысль притчу.

5.     Друзья.

В Сиракузах жили два друга - Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти. «Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, - попросил Дамон правителя города Дионисия,- а вместо меня останется Финтий». Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошёл вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался». Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»

1.Работа с заголовком притчи до чтения. ( слайд с заголовком «Друзья»)

-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?

-Зачем нужны друзья?

2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

-Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?

-Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?

(Сам погибай, а товарища выручай. Друг познаётся в беде.)

3.Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Слайд  с содержанием текста притчи.)

-В каком городе происходило действие? Прочитайте название города.

-Кто герои притчи? Назовите имена.(Дамон и Финтий-друзья, Дионисий-правитель города Сиракузы)

-Что случилось с Дамоном?

-О чём он попросил правителя Дионисия?

-Поверил ли Дионисий. Что Дамон вернётся на казнь?

-Почему же всё-таки правитель отпустил Дамона «устроить свои домашние дела»?

(Хотел проверить его слово, дружбу.)

-Кто остался вместо Дамона в тюрьме?

-Что грозило Финтию, если бы не вернулся Дамон?

-Что спасло Финтия о т казни? (Великая дружба)

-Какое выражение в тексте показывает, как спешил Дамон, чтобы не подвести друга?

( «продирался сквозь толпу»)

-Как всё закончилось?

-Почему так милостив был правитель Дионисий к  Дамону?

-Мог ли он разлучить настоящих друзей?

-Какова была просьба Дионисия к друзьям?

4.Вывод: - Чему учит нас эта притча?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящая дружба бесценна.)

Работая с притчами на уроках, хорошо использовать  метод художественно-педагогической драматургии. [3;192]

Большой привлекательностью для младших школьников обладает такая форма организации учебной деятельности, как драматизация (театрализация), т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации итогов выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. [1;9]

Конечно, самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок - мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. В своей работе наше предпочтение отдается урокам- театрализации и путешествиям. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора - педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.

Личностное развитие ребенка, овладение различными компетенциями идет через участие детей и в других формах проведения уроков.

Заключение

 Таким образом, притча, своего рода загадка, которую можно задать ученикам на уроке. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. При работе с притчей педагог ненавязчиво выходит на духовно-нравственное воспитание, общечеловеческие категории и ценности. Притча является тем учебным материалом, который учит сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории. Притча отображает конфликтную ситуацию и часто дает возможные способы ее решения. Притча – носительница традиций, а значит, она становится посредником в межкультурных отношениях.

Педагог должен помнить, что на уроках ОРКСЭ, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

Одна древнерусская притча предполагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: «Накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия, сварить на огне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полной надеждою ожидать исцеления».

Литаратура

  1. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках [Текст]/ Сост. Борислав Арапович и Вера     Маттемияки. – Москва; Российское Библейское общество, 1995. – с.258, 339, 370, 380.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов[Текст ]/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.
  3. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи) [Текст] // Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.
  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа[Текст] /Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.
  5. 100 великих гениев[Текст ]/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192.

Приложение.

Урок по ОРКСЭ на тему: «Добро и зло».

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями

   Задачи:

  1. Обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах.

Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

 Ключевые словадобро, зло.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Светская этика», толковый словарь С.И. Ожегова, учебник.

Педагогические технологии: решение проектных задач, здоровьесберегающее.

Формы и виды работы : беседа, устное высказывание на тему, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом рассказа и притчи.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Если добрый ты…»)

Если добрый ты…

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - это хорошо,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - это хорошо,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Придумано кем-то просто и мудро  при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

  1. Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока «Добро и зло».

  1. Создание эмоционального настроя:  «Подари минутку радости».

(Работа парами.)

Ребята подарите, глядя в глаза,   друг другу минутку радости, скажите добрые слова.

  1. Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации.                                  Чтение стихотворения «Друг напомнил мне вчера» А. Барто, подготовленным учеником и обсуждение проблемы.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

  1. Изучение нового.

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? 
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? ( словарь)

А что нам говорит наш учебник . Чтение статьи  учебника.

Работа с тренажером.

Ответы на вопросы.

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

6.Театрализация.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

По рассказу В.А. Осеевой «Три товарища»

- Где в данном  рассказе добро, где зло?

7.Работа с пословицами .

Соедините  части  и получите пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Добрые слова и железные ворота открывают. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За  недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

       Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

8.Физминутка под музыку.

9.Закрепление.

1)Работа с интерактивными моделями.

2)Притча о добре и зле.

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Вывод:  Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

10. Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

11. Итог урока.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: 

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 

- Все в твоих руках».

12.Домашнее задание.

3)Работа со сказками.

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Запишите 5 добрых и 5 злых героев русских народных сказок.

Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.

Вам за урок я говорю  БОЛЬШОЕ  СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Мастер-класс «Притча – как один из активных методов преподавания курса ОРКСЭ»

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа.  Чаще всего мы применяем притчу на уроках ОРКСЭ. Все понимают, что курс ОРКСЭ – это соединение обучения...